Самостоятельное обучение скорочтению, тренировка, развитие быстрого чтения детей и школьников 7, 8, 9, 10 лет в домашних условиях: упражнения для скорости чтения

Скороговорки

Польза скороговорок очевидна: ребёнок буквально учится «скоро говорить». А увеличивая скорость речи, начинает быстрее читать и даже думать.

Самое классное, что скороговорки можно запоминать где угодно: по дороге в школу, на музыку, танцы и карате или утром, во время завтрака.

Вот несколько скороговорок, которые можно выучить с детьми.

  • У Сени и Сани в сенях сом с усами. У осы не усы, не усища, а усики.
  • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
  • Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  • Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Ещё больше примеров можно найти на специальных сайтах или в приложении «Скороговорун», где есть скороговорки, стихи, упражнения, слоговые таблицы и даже дыхательная гимнастика.

Основные показатели скорости чтения

В 7, 8, 9, 10 лет могут возникать проблемы со зрением ребенка, его вниманием и восприятием, и как следствие – трудности при чтении.

Но в 1-4 классах дети должны научиться хорошо, быстро читать, потому что в начале учебы необходимо получать много информации из учебников, иначе в дальнейшем проблемы могут усугубиться.

В школе быстрота чтения измеряется количеством слов, прочитанных за минуту.

  • 1 класс – 30-40;
  • 2 класс – минимум 50-60;
  • 3 класс – 70-90;
  • 4 класс – 100-120 слов в минуту.

Стоит отметить, что средний показатель у взрослых составляет примерно 200.

Если Ваш ответ – «нет», то я расскажу Вам, как исправить эту ситуацию с помощью нескольких методик в домашних условиях и понять, нет ли у ребенка более серьезных проблем, а также дам парочку полезных рекомендаций.

Дыхание

Иногда причина медленного чтения — неправильное дыхание. Например, ребенок произносит фразу на вдохе.

Источник

Попробуйте делать вот такие дыхательные упражнения.

  • Пусть ребенок сделает глубокий вдох и на выдохе произносит как можно больше слов.
  • Если первое упражнение дается легко, подключайте списки слов. Методика та же: ребёнок делает вдох, а на выдохе читает текст или список слов.

Возрастные особенности и трудности при чтении

Самостоятельное обучение скорочтению, тренировка, развитие быстрого чтения детей и школьников 7, 8, 9, 10 лет в домашних условиях: упражнения для скорости чтения

Важно понимать, что дети не виноваты в своих трудностях, и относиться к их возрастным особенностям лояльно.

Ваш ребенок сейчас находится в младшем школьном возрасте.

Этот период характеризуется некоторыми особенностями психики и организма.

  • Ведущий вид деятельности сменился с игры на учебу, осталось стремление к физической активности, отвлекаемость, неусидчивость.
  • Внимание и восприятие непроизвольны, то есть ребенок не может заставить себя читать, если ему это не интересно и в книге ничто ему не привлекательно
  • Произвольная память также еще не сформирована, поэтому школьник запоминает лучше всего то, что имеет эмоциональное подкрепление (таким образом, ребенок может забыть что-то, что прочитал минуту назад, если эта информация была скучной, и это отразится на скорости чтения, так как придется каждый раз возвращаться к уже прочитанному).
  • Сравнительно низкие данные остроты и поля зрения в этом возрасте осложняют процесс чтения.
  • Относительно небольшой лексический запас ребенка не позволяет ему ускорить действие без потерь для понимания смысла текста.

Таблицы Шульте

Скорость чтения во многом зависит от того, как быстро двигается взгляд от строчки к строчке. У некоторых детей не получается читать текст последовательно: они «перепрыгивают» через строчку, пропускают слова, постоянно возвращаются в начало предложения. Исправить эту проблему помогут таблицы Шульте.

Обычно это квадратная таблица 5×5, в ячейках которой размещены числа от 1 до 25. Иногда столбцов и строк бывает больше. Суть проста: нужно быстро и последовательно находить числа в таблице.

Так ребёнок расширяет угол зрения, тренирует внимание и учится быстрее воспринимать информацию.

Скорочтение для детей: проблемы

Часто родители сталкиваются с проблемой, когда малыш плохо читает в школе. Это влияет на скорость выполнения домашних заданий, что отражается и на общей успеваемости ребенка. А основной багаж знаний приходится получать именно дома за книжкой. И проблема обостряется, когда ребенок еще и на месте усидеть не может.

  • В школьной программе обычная скорость чтения измеряется в словах. То есть, сколько слов прочитал ребенок за одну минуту. Но длина слов может сильно отличаться друг от друга и быть совершенно разной, поэтому специалисты рекомендуют обращать внимание на число символов.
    • В первом классе ребенок в среднем должен читать 30-40 слов в минуту;
    • А вот на второй год – минимум 50-60;
    • В третьем классе школьник должен уже читать со скоростью 70-90 слов в минуту;
    • А к концу младшей школы – 100-120 слов.
  • Но еще деление идет на общую успеваемость ребенка. Например, отличник к концу четвертого класса должен уже читать 130-170 слов в минуту, хорошист – 100-130, что и является средним показателем. Трешнику достаточно 75-90 слов в минуту.
Скорочтение помогает быстрее выполнять домашние задания
Скорочтение помогает быстрее выполнять домашние задания

Правильно выбирайте время: когда нужно начинать заниматься скорочтением?

Да, многие родители хотят не просто, чтобы малыш быстро и внятно читал, но и чтобы стал самым лучшим в своем классе. Кстати, обратите внимание еще и на то, что ребенок должен не только быстро прочитать текст, но и вникнуть в него, и понять основную суть. Не забывайте еще и об интонации.

  • Однозначного ответа на данный вопрос нет. Одни утверждают, что желательно начинать развивать у ребенка возможность быстрого чтения еще в возрасте 5-7 лет. Именно в этот период мозг «юного следопыта» максимально быстро и качественно запоминает материал.
  • Если пренебречь этими правилами, то можно не получить желаемого результата. Да еще и вовсе отбить у ребенка охоту к чтению.
  • С логической точки зрения, оптимальный возраст – от 7 до 10 лет. Именно в этот период ребенок уже не просто умеет читать слова, но и понимает суть написанного.
  • Хотя многие специалисты рекомендуют начинать заниматься не раньше 10-12 лет. Именно в этом возрасте дети понимают и запоминают информацию со скоростью произнесенной речи. Также в таком возрасте лучше развита память, что позволит ученику пересказать прочитанный текст!
  • Если вы решили заниматься с ребенком скорочтением, обязательно учитывайте его особенности. И всегда подбирайте методику, соответствующую детскому возрасту.
Учитывайте не только возраст, но и особенности ребенка
Учитывайте не только возраст, но и особенности ребенка

Обратите внимание еще на такие правила:

  • нужно не просто знать буквы, но и складывать их в слоги и слова. Ребенок это должен делать легко и быстро. Особого внимания требует различие между звуками и буквами;
  • малыш должен улавливать смысл прочитанного текста и понимать, о чем он читает. Если ребенок не знает или не понимает значение слова, пусть подчеркнет или выделит его карандашом. Обязательно давайте разъяснения этим словам;
  • ребенок должен уметь выделить основное из текста. То есть, понимать его суть и главную мысль;
  • попросите пересказать прочитанный материал. Для скорочтения это одно из важных условий.
Предлагаем ознакомиться  Язвочки на небе у ребенка - ПрофиМед

Когда вы увидите по ребенку, что он готов осваивать методику, обратите внимание на свои требования. Особенно это касается родителей, которые решили заниматься дома с детьми еще в раннем возрасте. Да, есть легкие игровые формы обучения именно для дошкольников или первоклассников.

  • Правильно произносите букву, а точнее, ее звук! Вначале вам будет резать слух, что буквы произносятся не так, как в алфавите. Но малышу первое время нужно научиться слышать звуки и суметь складывать их в слоги, а потом еще и в слова.
    • «БЭ», «ЭМ» или «КА» — это правильное произношение букв. Но у ребенка слова будут состоять следующим образом: «мэамэа» или «каотэ». Учите с ребенком звуки! Иначе это не только будет замедлять чтение, но и вовсе не научит кроху понимать значение слов.
  • Складывайте буквы в слогиправильно! Читать их нужно, протягивая звуки. Например, «ПППаааПППаа» или «ЛЛЛееС». Кстати, чтобы научить ребенка легче находить отличие между гласными и согласными буквами, запомните одно правило — гласные звуки можно легко пропеть и протянуть без запинки.
    • Не нужно читать с ним по буквам. Например, «П,А,П,А» или «Л,Е,С». Нельзя ставить между буквами «и». Это будет сбивать малыша. Так неправильно делать: «А» и «Х» складываются в «АХ». Малыш их услышит, как «АИХ».
    • То же самое касается знака « ». Его можете использовать разве что на примере, как вообще буквы складывается в слог. Чтобы он просто понял схему.
  • Не давите на ребенка! Это основная проблема большинства родителей. Не нужно заставлять сидеть за книгой по несколько часов в день. Гораздо больше эффективности дает методика по 5-7 минут, но 4-5 раз в день. Кстати, даже за 15-20 минут мозг ребенка может устать. Поэтому и материал не так хорошо будет усваиваться.
Не заставляйте и не требуйте слишком многого от ребенка
Не заставляйте и не требуйте слишком многого от ребенка

Они зависят уже полностью от ребенка, но требуют огромного внимания родителей. На такие ошибки стоит обращать внимание и сразу же с ними бороться.

  • Самая распространенная проблема – это чтение «про себя». То есть, ребенок шевелит губами и языком, но произносит слова у себя в голове. А глаза при этом могут оставаться на одной точке. Подобное явление снижает скорость чтения.
  • Детский глаз имеет сравнительно небольшое поле зрения. То есть, он видит картину только перед собой. К сожалению, существует немного методик, помогающих устранить этот фактор. Но вы можете самостоятельно их немного разнообразить.
  • Основная проблема детей любого возраста – это эффект регрессии. То есть, глаза возвращаются уже к прочитанному материалу. При скорочтении это недопустимо. Более того, подобный дефект очень тяжело искореняется.
  • Обращайте также внимание на словарный запас и общий багаж знаний. Бывает, что малыш мысленно пытается понять суть непонятного слова или процесса, замедляя чтение.
  • Старайтесь сокращать путь между текстом и анализом. А для этого тренируйте восприятие не через слух, а визуально!
  • И проблема, что касается большинства детей, особенно гиперактивных или с дефицитом внимания. Невнимательность часто заставляет ребенка уходить от смысла текста, а чтение начинает «ходить» по кругу несколько раз.
С проблемами чтения начинайте работать своевременно
С проблемами чтения начинайте работать своевременно

Данный синдром проявляется в постоянной отвлекаемости и неустойчивости внимания, невозможности запомнить информацию надолго, суетливости и резкости движений ребенка.

Это заболевание, которое нуждается в своевременном лечении, иначе оно может привести к осложнениям.

Дислексия

При данном нарушении ребенок неправильно распознает прочитанные символы, вследствие чего и в понимании смысла текста появляются сложности.

Синдром нуждается в коррекции, иначе ребенок не сможет нормально читать.

Медлительность

Нет, это не просто отрицательное качество ребенка, а действительно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите малыша, — это ему не поможет, а лишь помешает.

Эти заболевания должны диагностироваться во время медосмотра в школе (либо еще до поступления в нее).

Дальнейшая коррекция особенностей здоровья или приспособление к ним может решить проблему с чтением.

Дизартрия

Из-за слабого артикуляционного аппарата (рот, горло) ребенка при чтении вслух может показаться, что он плохо читает.

Заболевание определяется как патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова.

Перейдем к основной части, в которой будут рассмотрены средства достижения нашей цели.

В действительности методов развития данного навыка очень много, но я расскажу Вам о тех, которые больше всего мне приглянулись.

Разминка

Прежде чем приступить к чтению, будет полезно сделать дыхательную разминку, чтобы весь организм успокоился и настроился, сконцентрировался на процессе чтения.

1)      Вдохнуть носом и выдохнуть через рот;

2)      Вдохнуть, задержать дыхание и выдохнуть;

3)      Вдохнуть и выдохнуть порциями.

Затем ребенку нужно прочитать несколько чистоговорок.

Самостоятельное обучение скорочтению, тренировка, развитие быстрого чтения детей и школьников 7, 8, 9, 10 лет в домашних условиях: упражнения для скорости чтения

Ра-ра-ра – начинается игра,

Ры-ры-ры – у нас в руках шары,

Ру-ру-ру – бью рукою по шару.

Арка, арца, арта, арда, арла, арча, арса, аржа.

Гарь – парь – жарь, дверь – зверь – червь.

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦСКВМСПЛБШГРДБЛСТПРЛГНТВСЧЦФБХНМВМРГКТБДЗЩЗБЧВНФЩМЖДШХЧМКПБРВСПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

В этой технике нет ничего сложного, принцип прост и знаком нам.

Нужно сначала объяснить ребенку задание, затем дать ему текст посильного размера и сложности, установить на таймере (или засечь по секундомеру) одну минуту и начать чтение.

Когда минута пройдет, зафиксировать, где ребенок остановился, и подсчитать количество прочитанных слов.

Далее повторяйте чтение того же самого текста на время.

  • Выделение главного в тексте

Целые слова

Как быть, если школьник все ещё читает по слогам? Нужно помочь ему перейти к чтению целых слов. Выход простой, но очень эффективный: расставьте в словах ударения.

Если он будет обращать внимание на ударение, читать по слогам не получится.

Попробуйте сами: с ударением вы не сможете произнести «ко-то-фей», а скажете «котофе՛й».

Приклейте дома стикеры или карточки со словами, где стоят ударения. На стол, холодильник, зеркало, чайник, книжку с любимым героем. Там, где ребенок точно увидит надпись. Начинайте с простых слов из двух слогов, а затем переходите к сложным — из четырех-пяти.

Скорочтение помогает быстрее выполнять домашние задания

Ещё один простой способ улучшить скорость чтения — лесенки слов. Лесенка — это когда постепенно увеличивается длина фразы. Например:

  • коты
  • коты смотрят
  • коты смотрят в окно
  • коты смотрят в окно на облака

Лесенки также помогают тренировать дыхание. Самая ощутимая сложность — придумывать лесенки нужно самим. Зато можно включить фантазию и сочинить веселые и даже сказочные тексты, которые понравятся именно вашему школьнику.

Источник

Ключ к космической скорости чтения — в регулярной практике.

Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро вы увидите первые результаты. Только не забывайте, что чтение должно приносит радость. Превратите занятия в игру и не забывайте хвалить вашего школьника. Советы для детей постарше есть в книгах «Скорочтение» и «Скорочтение на практике».

Обложка поста отсюда

Правила совершенствования навыков чтения

Есть такие вещи, о которых не стоит забывать при обучении скорочтению.

  • Выбранная Вами литература должна соответствовать возрасту Вашего чада.

Не стоит торопиться и усложнять ему задачу, заставляя читать нечто более взрослое и «умное», дабы расширить словарный запас и чему-то научить малыша.

  • Занимайтесь скорочтением только если ребенок сам этого хочет и заинтересован в чтении.

Обеспечьте ему комфортные условия.

Если малыш не захочет развивать свои навыки или что-то будет его отвлекать, об успехе этого дела можно забыть.

Кроме того, начинать занятия следует только тогда, когда ребенок уже научился читать не по слогам, а по словам.

  • Во время занятий не забывайте регулярно устраивать перерывы.

Пусть ребенок сделает зрительную гимнастику (я расскажу Вам немного о ней в конце), разомнется, отдохнет и с новыми силами приступит к покорению новых вершин!

  • Поощрение, подбадривание – неотъемлемая часть процесса, которая способствует успеху в развитии навыков Вашего чада.

Пусть у младшего школьника появится желание побивать собственные рекорды, а не оценивать себя в соответствии с чужими.

  • Будет замечательно, если ребенок увидит пример любви к чтению в Вашем лице!
Предлагаем ознакомиться  Состояние пупочной ранки у новорожденного в норме

Пусть малыш почаще видит своих родителей (авторитетных для него людей) с книгой в руках (не только в процессе вытирания пыли).

Развитие способностей психики и организма

Наши дорогие младшие школьники еще не умеют длительное время концентрировать свое внимание на нужной информации, но это необходимо для процесса обучения.

Данный навык можно тренировать с помощью простых упражнений.

Ребенку требуется с помощью взгляда найти выход из лабиринта.

Поле зрения

Очень хорошо, когда ребенок умеет за мгновение распознавать не одно, а сразу несколько слов, тогда в его голове будет формироваться целостный образ.

Как научить ребенка быстро читать

Например, он не будет сначала представлять себе человека, а затем уже действие, которое он выполняет, — ребенок будет сразу видеть человека, делающего что-то.

Для расширения поля зрения также существуют различные упражнения, «Клиновидные таблицы» — одно из них.

Требуется смотреть в центр строчки, параллельно называя цифры, которые он видит на ее начале и конце.

Чтобы отучиться постоянно возвращаться к одним и тем же словам, ребенку нужно при чтении вести пальцем вдоль строки, и чем быстрее он будет это делать, тем быстрее будет и читать, понимая при этом текст.

Разминка

Методики развития быстрого чтения

Время и частоту занятий мы немного затронули. Лучше занимайтесь с ребенком часто, но не очень долго. Начинать нужно с занятий по 5 минут. В дальнейшем это время увеличивается. Учитывайте возраст ребенка. С дошколятами и школьниками младших классов и вовсе нужно сократить число занятий до 2-4 раз в неделю. Но даже взрослый ученик не должен тратить больше 20 минут на обучение.

Основная схема любой методики

  • Разминка, что состоит из чтения. В пределах разумного – не более 100 слов. Основная задача – активировать работу мозга, заставить его думать и запоминать. После чтения обязательно задаете ребенку наводящие вопросы. Подобные упражнения помогут увеличить словарный запас малыша. Ниже мы еще рассмотрим некоторые упрощенные варианты разминки.
  • Работа на расширение поля зрения. Для этого используют квадрат с цифрами или, как он еще называется, таблица Шульте. Цифры должны стоять в произвольном порядке — это важное условие. Именно в этом и заключается развитие скорости нахождения нужного числа:
    • для детей возрастом до 7 лет достаточно будет 9 цифр;
    • с 7 до 10 увеличивается квадрат до 25 цифр, разбавляя их буквами;
    • старше 10 лет уже требуют около 35 цифр и 20 букв.
  • Еще одно упражнение, что тренирует зрительную память и повышает внимательность малыша – это поврежденный текст! То есть, убираются или переставляются некоторые буквы в словах. Ниже мы вернемся к подобным упражнениям, поскольку они имеют несколько вариантов.
  • Дальше идет целый комплекс упражнений, которые включают подавление артикуляции и устранение регрессии. На этом этапе также не помешает работа в паре с взрослыми. Это повысит скорость чтения самого текста и улучшит понимание прочитанного.
  • Заключительная часть основана логического мышления. Но учитывайте, что малыш может уже устать к этому времени, поэтому переключайтесь на математический материал или вообще возьмите за основу рисование. То есть, попросите малыша нарисовать рисунок на тему прочитанного текста.
Закрепите пройденный материал с помощью рисунка
Закрепите пройденный материал с помощью рисунка

Относительно детей младшего возраста

  • Для них текст из 100 слов будет крайне утомительным. Ребенок потратит на его прочтение около часа, а мозг устанет от переизбытка информации. Берите небольшие отрезки, что состоят из 1-2 предложений. Увеличивайте их количество, когда малыш будет к этому готов.
  • Если ребенку тяжело выполнить весь список упражнений (а сначала так и будет получаться), тогда разбивайте его на несколько частей. Или делайте небольшой перерыв.
  • Не нужно каждый раз менять текст или положение цифр. Можно использовать их еще 2-3 раза.
  • Есть также щадящий режим, когда ребенок отдыхает даже в процессе занятия, а визуализация переплетается с чтением. Ребенок читает фразу, затем ему показывают изображение (слайд). После этого небольшой перерыв. Несмотря на свою легкость, это эффективный метод научить ребенка быстро читать. Особенно, хорошо использовать подобную тактику деткам 5-6 лет.
Дошколята требуют игровой формы занятий
Дошколята требуют игровой формы занятий

Разминка

Памятка про зрительную гимнастику

Чтение очень напрягает глаза, поэтому я хочу Вам посоветовать упражнения для зрительной гимнастики.

1)      В начале разминки нужно закрыть глаза и недолго, без надавливания, помассировать веки пальцами.

2)      Свести глаза к центру (посмотреть на нос), а затем вверх (на потолок), повторять чередующиеся действия.

3)      Затем повращать глазами в направлениях, указанных на изображении, опустив/подняв веки.

4)      Потом ребенку следует смотреть на какие-либо близкие и дальние предметы, чередуя действия.

5)      В завершение разминки следует помассировать глазки так же, как это было сделано в начале.

Скорочтение для детей: упражнения

Каждое упражнение подходит для определенного возраста и имеет конкретную цель. Ниже мы приведем перечень самых эффективных схем упражнений, которые помогут вам и вашему ребенку научиться скорочтению. За один курс не нужно проходить весь список. Периодически можете дополнять или менять немного упражнения между собой.

Как научить ребенка быстро читать

Первоклассники и дети младшего возраста требуют более легких упражнений

  • Разминку можно выполнять и в играх, не только читая книжки. Задуйте воображаемую свечу. Включите фантазию, пусть они будут разного размера. Нужно задуть минимум 3 свечи. С каждой работайте отдельно.
  • Чтобы развивать зрительную память, первоклашкам не надо использовать таблицу Шульте. Можно сделать собственную упрощенную схему. Например, в центре нарисуйте солнышко, а вокруг него разные геометрические фигуры. Можете даже попросить ребенка их разукрасить. Взгляд малыша должен смотреть строго на солнышко. Но называть он должен предметы, что находятся вокруг.
    • Еще одно упражнение на тренировку зрительной памяти. Пишите большими буквами 5-6 слов, не связанных между собой. Даете ребенку полминуты, чтобы их прочитать. После закрываете слова и спрашиваете: есть ли «такое-то» слово между написанных фраз?
  • Игра «Половинки» или складывание слов по частям. Для детей 6-7 лет их нужно разрезать на две части, постепенно увеличивая число слогов. То есть, на бумаге пишутся небольшие слова из 2 слогов и разрезаются пополам. Перемешать и дать ребенку возможность их сложить. Это развивает зрительную память, а еще тренирует мышление и пополняет словарный запас.
Игра "половинки слов"
Игра «Половинки слов»
  • Есть еще подобная игра «Угадай слово». Только ребенку дается один слог, а дополнить слово ему нужно уже самостоятельно. Например, «МА», а ребенок дополняет несколькими вариантами МАМА, МАСЛО или МАША.
  • Игра для группы детей или вместе с взрослыми «Дополни цепочку». Вы предлагаете ему слово МАМА, к примеру. Ребенок должен отделить второй слог и начать с него слово, например, МАЛЬЧИК. Вы продолжаете уже на слог «чик». Кстати, есть такая же игра только с использованием букв.
Пример игры "дополни цепочку"
Пример игры «Дополни цепочку»
  • Можно поступить еще проще, предложить игру «Придумай слово». Задаете букву и придумываете на нее как можно больше слов. Это тренирует память и пополняет словарный запас. Есть игра-родственница «Найди слово». Принцип такой же, но нужно находить слова на определенную букву в выбранном тексте.
  • Веселая и интересная игра «Найди пару». Например, «Рыба – иголки, еж – чешуя». Напротив слова пишите другой слово, а ребенок должен найти ему правильную пару.
  • Анаграммы для первоклассников станут отличным заданием на внимательность! Взрослый человек их может прочитать, даже не заподозрив ошибку. Ведь важно первую и последнюю буквы поставить на свои места. Например, ЛЦИИСА, КШОКА, ЛАШОДЬ, ПДАНА или СОКАБА.
    • Такое чтение повышает внимательность и будет очень интересно ребенку в качестве головоломки. Но еще это стимул научиться быстро читать или освоить «скользящее» чтение. Когда взгляд не задерживается на определенной букве или слоге, а глаза выбирают смысл уже самостоятельно.
  • «На буксире» будет подталкивать вашего малыша читать быстрее. Ребенок читает вслух, а вы следите пальцем. Постепенно начинаете ускоряться, то есть двигать пальцем немного быстрее прочтенных слов. Таким образом, вы будете подгонять ученика читать быстрее.
Предлагаем ознакомиться  Тренировка для беременных в домашних условиях: какие упражнения из фитнеса и гимнастики подойдут для занятий дома
Больше читайте вместе
Больше читайте вместе
  • Для деток 7 лет очень стимулирующим оказывается задание «Я смог». Смысл в том, чтобы показать малышу, что он может быстро читать. Даете ему небольшой текст, который он прочитает за 1,5-2 минуты. После сделайте небольшой перерыв и прочитайте еще раз этот же текст. Уже во второй раз малыш будет читать быстрее.
  • Задание «Старт – финиш». Это упражнение будет максимально тренировать зрительную память и внимательность. Усадите ребенка перед открытой книгой. После команды «Старт» ученик должен начать читать. После фразы «Стоп» ребенок закрывает глаза и немного отдыхает. Но, после повторного старта, начать он должен с места остановки.

Проводите перерывы и давайте глазкам отдохнуть

Эти тренировки не только дадут ребенку немного расслабиться, но и будут полезными для тренировки глаз. А это своего рода незаменимая гимнастика для них, которая поможет сохранить или даже улучшить зрение.

  • Закройте глаза на 5-10 секунд и легонько придавите глазные яблоки ладошками.
  • Уберите руки и вращайте глазами в одну и другую стороны по 5 раз.
  • Откройте глаза на 2-3 секунды, зажмурьте на 1-2 секунды, после снова широко их откройте. Повторите упражнение 4-5 раз.
  • Сделайте вращающие движения в каждую сторону уже с открытыми глазами.
  • Посмотрите на кончик носа, потом максимально вверх. Повторите несколько раз.
  • Можно поступить иначе. На стекле приклеить небольшой кружочек. Взгляд на него – вдаль. Также проделать несколько раз.
  • В конце также дать глазкам немного отдохнуть в течение 5 секунд, прижав глаза ладошками.
Не перегружайте ребенка - регулярно делайте перерыв и разминку
Не перегружайте ребенка — регулярно делайте перерыв и разминку

Схема упражнений для занятий детей 8-10 лет

  • Для деток постарше разминка может проходить немного в другой форме, опять же, не только читая абзац. Произносите согласные буквы, когда ребенок выдыхает. Для этого не забудьте сделать полный вдох. Буквы могут быть любые и в произвольном порядке, главное – не меньше 10-15 штук.
  • Работа с таблицей Шульте подходит для любого возраста, просто контролируйте количество цифр или добавляйте буквы. Назвать весь перечень цифр нужно за 10-15 секунд. Детям младшего возраста это время можно немного увеличить. Глаза должны находиться в центре, тогда вы достигнете максимального эффекта. Это не только будет расширять поле зрения, но и тренировать оперативную память.
  • Подавление регрессии. Приготовьте небольшую закладку. Когда ребенок прочитает слово, сразу же закрывайте его. Так проделываете с каждым прочитанным словом. Результат будет виден уже через неделю.
  • Боремся с артикуляцией. Для скорочтения она сильно мешает, да и в целом замедляет чтение.
    • Пусть малыш читает под музыку. Но выбирайте ее без слов. Потом можно будет перейти и на песенное сопровождение. Главное условие – после чтения, ребенок должен ответить на поставленные вопросы по тексту.
    • Жужжащий шмель – еще одно упражнение, что будет подавлять артикуляцию. Читая глазами текст, ребенок должен произносить звук «ЖЖЖ».
    • Ритмичный стук требует некой сноровки. Предварительно сам ритм-стук нужно будет выучить. Когда ребенок будет читать текст, он должен отбивать карандашом этот ритм, постепенно его ускоряя.
    • Замок подразумевает закрытый рот (можно даже немного прижать губы) и сильно прижатый палец к губам. И только после этого приступайте к чтению. После обязательно задаются наводящие вопросы.
    • Можно еще немного усовершенствовать задачу. Ребенок прижимает палец к губам, а читать начинает по команде «Губы»! После фазы «Стоп» палец убирается и ребенок читает вслух.
Для скорочтения артикуляция недопустима
Для скорочтения артикуляция недопустима
  • Тренируем внимательность и помогаем сосредоточиться на задаче. Данные упражнения подходят для любого возраста и просто необходимы активным и подвижным детям.
    • Замороченные слова. Вы просто пишите парами слова, что отличаются друг от друга лишь буквой. Например, «ДОМ – КОМ», «КОСА – РОСА». Ребенок должен найти, что в них общего и различного. Обязательно дополняет этот список.
    • Составьте как можно больше слов из одного длинного. Например, «ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬНИЦА» или «МОДЕЛИРОВАНИЕ». Слово каждый раз меняете. Деткам младшего возраста можно давать его повторно. Это упражнение еще и тренирует мышление.
    • Меняем шрифты в каждой букве. Это будет концентрировать все внимание к тексту и поможет читать на максимальной скорости даже искаженный текст.
    • Запутанные слова. Например, «САМОВОД» и «ЛЕДОКАТ». Далее можно немного усложнять задачу, например, «АМОЛСЕТ», «РОКЬТАВ». Ребенок должен отгадать слово «САМОЛЕТ» и «КРОВАТЬ».
    • Есть еще такая игра «Режиссер». В любой фразе меняете слова местами, а ребенок должен отгадать их правильное положение. Например, «дуб лукоморья у зеленый». Длину и сложность предложения выбираете сами.
    • Предложите ребенку найти «родственные слова». Например, лес, лесной, у леса, земной. Или море, моряк, морской, приморский.
    • Для второклассников и старших деток отлично подойдет игра «Спрятанные слова». Иными словами, небольшой кроссворд. Деткам постарше можно брать немного сложнее варианты.
    • Также ребенок оценит игру «Поменяться местами». То есть, ученик будет выступать в роли учителя и должен следить за чтением родителей. А те намеренно будут допускать ошибки.
    • Или поступите немного другим способом. Напишите несколько фраз с пропущенными буквами или даже слогами. Ребенок должен дополнить их. Например, «на двор.. дет.. играл.. в футбо..» или «между де..вьями рост..т гри..».
Игра "путаница"
Игра «Путаница»
  • Развиваем анципацию. То есть, предугадывание слова по смыслу, не видя предыдущие и крайние слова.
    • Работа с линейкой или закладкой. Ребенок читает в обычном темпе, вы закрываете предыдущее и следующее слово.
    • Читаем кувырком. Ребенок должен прочитать текст в обычном положении, после чего книгу или тетрадь поворачиваете на 180°. Также хорошо развивает мышление и поворот книги на 90°.
    • Закрытая половина текста. Еще идет работа на догадливость и смышленость малыша. Листом бумаги закрываете первую строчку, где читает ребенок. Но только верхнюю половинку букв, нижняя сторона остается видна. Когда малыш переходит на следующую строчку, ее также закрывают. Это научит ребенка читать быстрее, захватывая текст с нижней строчки.
  • В паре с взрослым работать нужно, чтобы школьник нарабатывал скорость.
    • Есть упражнение параллельного чтения. Взрослый читает с разной скоростью и интонацией, а ребенок должен внимательно следить и водить пальцем.
    • Можно устроить соревнование, попеременно читая один текст. То есть, ребенок читает, а взрослые перехватывает его и продолжает чтение. Кстати, делать это не особо желательно в конце абзаца. Обязательно увеличивайте скорость.
    • Читаем хвостиком. То есть, взрослый начинает читать, а ребенок через 4 слова должен продолжить текст. Основная цель – не сбиться.
Регулярно занимайтесь с детьми
Регулярно занимайтесь с детьми
Оцените статью
Дети от А до Я
Adblock detector