Постановка звука «р» в речи ребенка: эффективные упражнения — Мир детей

Как мы это произносим?

Особой подвижности губ или языка для извлечения звуков [в] или [ф] человеку не требуется. Правильная артикуляция при их произношении заключается в следующем.

  • Нижняя губа слегка втягивается и выворачивается наружу (не прикусывается), прижимаясь к верхним зубам.
  • Верхняя губа немного приподнимается.
  • Губы не напряжены.
  • Видны верхние зубы.
  • Воздух выдыхается между нижней губой и верхними зубами.
  • При произношении звука [ф] голос отсутствует, голосовые связки в покое.
  • Для звука [в] нужно добавить голос.

Различие только в наличии и отсутствии звука. Поэтому поставить звук [в] можно через его глухую пару.

Как способствовать развитию речи у детей

Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.

Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.

Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется. Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ. Если ребенок заменяет звук «р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит.

Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.

Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.

Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.

Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.

Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.

Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.

Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).

Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.

Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду. Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.

У ребенка так же может быть слабо развит артикуляционный аппарат и неправильно поставлено речевое дыхание. Для развития артикуляционного аппарата предложите ребенку заняться приятнейшим делом – побольше гримасничать, показывать язык, закручивать его в трубочку, корчить смешные рожицы. Поставить речевое дыхание ребенку может только профессиональный логопед, который покажет, какие упражнения нужно выполнять и что при этом говорить. После всего этого можно перейти к упражнениям, которые помогут ребенку приручить непокорный звук «р».

Обязательные условия

Ваш малыш с успехом освоит сложные звуки, если вы будете регулярно с ним заниматься. Для начала вам придется несколько раз посетить логопеда, после чего вы сможете самостоятельно заниматься с ребенком, соблюдая рекомендации врача. Запаситесь терпением и приготовьтесь тратить на упражнения полчаса каждый день. Любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить малышу приятные эмоции, поэтому проводите ваши занятия в игровой форме.

Постановка сложной буквы происходит в три этапа. Сначала вы должны научить кроху произносить звук сам по себе, затем потренироваться говорить его в слогах и словах и только потом переходить к тренировке поточной речи.

Тренируем звук «р»

1. Ребенок должен открыть рот, кончик языка прижать к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произносить звук «д-д-д». Через несколько секунд попросите его произнести «д-д-д» на сильном выдохе. Если малыш ощутит сильную вибрацию языка, это предвестник того, что «р» скоро поддастся.

2. Для этого упражнения понадобится логопедический шпатель, закажите его в специализированном магазине или купите в аптеке. Используйте его очень аккуратно, но уверенно. Попросите малыша открыть рот пошире и тянуть звук «ж-ж-ж», постепенно перемещая язык ближе к основанию верхних зубов. Через пару секунд аккуратно введите ребенку под язык шпатель и начните легонько и ритмично колебать язык вправо-влево, создавая вибрацию. Пусть ребенок тянет «ж-ж-ж» на сильном выдохе и ощущает вибрацию, запоминает ее.

3. Попросите ребенка открыть рот пошире, отвести язык максимально назад и произнести слог «з-з-за». В этот момент подсуньте ему под язык шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если вы все сделали правильно, вы услышите вполне отчетливое твердое «р».

Сделайте то же самое, только пусть ребенок произносит «з-з-зи», а сами проделывайте те же движения шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этот раз проявится мягкий звук «р».

Постановка звука «р» в речи ребенка: эффективные упражнения - Мир детей

Для полноценного развития речи ребенка использовать следующие приемы:

  1. Петь песенки с первых дней жизни – ребенок не только смотрит на губы, мимику и видит эмоции, а также воспринимает ритм и мелодию, развивая слуховой аппарат.
  2. Разговаривать без сюсюкивания, как будто ребенок взрослый человек – вырабатывается знакомство с речью на родном языке.
  3. Играя с ребенком в игрушки, придумывать диалоги между игрушками – разнообразит игру и научит выстраивать предложения.
  4. Изображать звуки животных и природы – способствует развитию артикуляционного и фонетического аппаратов.
  5. Читать сказки, стихи вслух – происходит восприятие структуры речи, запоминание новых слов, правильное произношение звуков.
Предлагаем ознакомиться  Шелушится кожа на голове у грудничка: причины, лечение и профилактика

Нарушения речи лишают ребенка гармоничного развития в социальной среде. Речевые дефекты могут изменить характер и развить неуверенность в себе, замкнутость и обособленность от нормальных отношений.

Постановка звука «р» способствует развитию личности ребенка, его творческой самореализации, формируется тяга к знаниям. Однако важно проводить этот процесс с ребенком поэтапно, так как процесс непростой, но необходимый для облегчения общения ребенка в окружающем мире, а также для восприятия и освоения письма, чтения и других школьных знаний.

Оформление статьи: Владимир Великий

Гимнастика для губ и языка

Для того чтобы ребенок без проблем освоил нужное положение губ и языка, можно проделывать с ним веселую артикуляционную гимнастику для звуков [в] и [ф].

  • «Фыркающий ежик». Малыш подражает фырканью ежа. Ему придется сблизить нижнюю губу с верхними зубами и сделать долгий выдох. Получится звук [ф] – возможно, не совсем четкий, но это можно исправить дальнейшими упражнениями.
  • «Ветерок». Просим кроху показать, как воет ветерок. Сначала показываем ему сами. Ветерок должен быть вначале тихим, а затем становиться все громче, «злее». Зачастую дети не могут целенаправленно «выдать» какой-то звук, а при подражании кому-то или чему-то это выходит у них само собой.
  • «Долгий ветерок». Можно посоревноваться с малышом, чей ветерок будет самым долгим. При этом тренируется и длительность речевого выдоха, что важно для дальнейшего развития речевых навыков, в частности построения длинных предложений.

Постановка звука «р» в речи ребенка: эффективные упражнения - Мир детей

Во время упражнений показывайте ребенку картинки, так ему легче будет настроиться на правильное и эффективное выполнение задания.

Проделывать такие упражнения можно на прогулке, подражая ветерку, представляя, что по тропинке рядом идет ежик, или дома, слушая ветер за окном или на аудиозаписи, сочиняя сказку о храбром ежике. Возможно, во время таких игр звукоизвлечение не будет идеальным, но это – начальный этап. Далее его нужно будет отшлифовать и закрепить.

Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика

Губы, мяг­кое нёбо, язык и нижняя челюсть – это органы в аппарате артикуляции. Ослабление в развитии движения речевых мышц лица у ребенка (парез) можно определить при помощи упражнений.

Родители делают и просят повторить ребенка:

  • Губы вытянуть в трубочку – при затруднении выполнения это признак пареза
  • Растянуть губы в стороны – если «улыбка» будет кривой – признак нарушения движения мышц.
  • Показать язык на всю длину – при нарушениях язык мелко дрожит и/или уклоняется влево-вправо.
  • Поочередно дотронуться до уголков рта кончиком языка – если ребенок не может попасть точно в уголок – это признак нарушения.

Если при выполнении хотя бы одного упражнения были замечены признаки пареза, то наряду с началом занятий по развитию органов артикуляции, необходимо обратиться к невропатологу для исключения более серьёзных заболеваний нервной системы.

Развитие артикуляции, выработка полноценных движений и опреде­ленных положений артикуляционных органов – это цели при занятиях артикуляционной гимнастикой. Она является одним из важнейших этапов для правильной постановки всех звуков.

Заниматься гимнастикой необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Во время занятий важно соблюдать последователь­ность и применять принцип «от простого к сложному».

Из отобранных упражнений сначала выполнять два-три, вводить по одному новому при условии отличного выполнения первых. Далее постоянно повторять и закреплять. Если что-то не получается, новые упражнения не вводить, а отрабатывать старые приемы.

Выполнять упражнения сидя, следить, чтобы спина была прямая, не было напряжений в теле, а ноги находились в состоянии покоя.

Заниматься гимнастикой утром или после дневного сна, не более 15 минут на первых занятиях, в дальнейшем можно довести время до 30мин в день.

Комплекс упражнений для проведения гимнастики для постановки звука «р» поэтапно предлагается такими авторами, как Воробьева, Богомолова, Хватцев, Левина и др.

Начинать нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» язык, губы, щеки непосредственно перед занятием. Иначе упражнения могут не получиться.

Речевую гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок повторяет за взрослым. Упражнения желательно делать каждый день и недолго. Главное условие — ребенку это должно нравиться. Лучше, если гимнастика будет похожа на игру.

Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики предназначены как раз для тренировки речевого аппарата к произнесению звука «р». Они тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении.

Хороший мощный выдох — залог успеха. В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю. Больше игр для тренировки выдоха — здесь.

Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.

Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.

Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».

«Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.

«Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.

«Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка», в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».

Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к запуску самого звука.

Логопедические упражнения для детей на постановку звука «р»

Разминка

– Малыш улыбается и приоткрывает рот, потом он гладит языком верхнее нёбо от верхних зубов в сторону горла и обратно. Повторите 10–12 раз.

Предлагаем ознакомиться  Учимся писать цифры с ребенком прописью от 1 до 10: правила написания цифр по точкам. Как правильно и красиво писать цифры от 1 до 10 в клеточку, по точкам, в тетрадке?

– Малыш улыбается и открывает рот. Слегка высовывает язык вперед и качает им, словно маятником, от уха к уху 10–20 раз.

– И опять улыбаемся и открываем рот. Язык прижимается к верхнему нёбу, словно ребенок собирается произнести долгий и мягкий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот широко-широко и закрываем. Повторяем 15–20 раз.

– В начале, как всегда, открываем рот и улыбаемся. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов из стороны в сторону 10–15 раз. Потом поочередно упираемся языком в каждый верхний зубик с внутренней стороны.

– И еще одно упражнение. Малыш открывает рот, кончик языка выдвигает за передние зубки и пытается произнести «з-з-з». Потом язык нужно сдвинуть обратно, упереть в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з». Звук получается смешным, ребенку наверняка понравится это упражнение.

Чище, точнее, свободнее

Постановка звука «р» в речи ребенка: эффективные упражнения - Мир детей

Теперь настало время избавить получающиеся звуки от лишних «призвуков» — зудящих, шипящих. То есть уточнить артикуляцию. Артикуляционные упражнения при этом будут построены на подражании взрослому, постановке произношения через другие звуки, механическом воздействии на губы.

Итак, чтобы наглядно объяснить дошкольнику, как получается «вой» или «фырк», можно использовать следующие приемы.

  • Произносить поочередно [ф] и [в], при этом малыш должен потрогать горло взрослого, чтобы ощутить наличие вибрации при воспроизведении [в] и ее отсутствие для [ф]. Также нужно обратить его внимание на то, какое положение занимают верхняя и нижняя губа.
  • Если у ребенка получается произносить [ф], то звонкий парный можно поставить от него, просто объяснив ребенку, что при выдохе добавляется голос: [ф] – голосок спит, горлышко не вибрирует, [в] – голосок просыпается, у горлышка можно ощутить, как он с силой выходит, создавая звонкий [в]. Для наглядности сначала взрослый произносит звук сам, давая малышу ручкой ощутить вибрацию горла.
  • Если с [ф] тоже пока проблема, его можно поставить следующим образом. Пусть малыш слегка прикусит верхними зубками свою нижнюю губу и начинает выдох, поднеся ладошку ко рту снизу. Он должен почувствовать, как воздух выходит на ладонь, а также «обдувает» верхние зубы и нижнюю губу. Когда ребенок услышит свой [ф], важно объяснить ему, что теперь губку закусывать не нужно: достаточно просто прикасаться к ней зубками посередине. А при произношении губки сильно не напрягать: на этих звуках они «отдыхают».
  • Согласный [в] можно поставить от гласного [у]. Как ни парадоксально это звучит, но их артикуляция максимально приближена. Поэтому когда малыш произносит «у-у-у», достаточно лишь немного приподнять пальцем его нижнюю губу, приближая ее к верхним резцам: [в] получится сам собой.

До автоматизма

Чтобы закрепить результат после постановки звука, нужно постоянно, ежедневно выполнять с ребенком упражнения на отработку произношения.

  • Повторение цепочки слогов, где после [в] стоят гласные. Сначала это будут цепочки одинаковых слогов («ва-ва-ва», «во-во-во» – и так со всеми гласными), затем можно строить цепочки из разных слогов («вы-ва-ву», «ве-ва-во»).
  • Проговаривание слов, содержащих [в] в начале слова (Ваня, вы, вода, воз, вата, вожак, ванна, высота, вахта, вагон, волк, вуаль).
  • То же самое, только фонема должна находиться внутри слова (Иван, корова, сова, диван, халва, кровать, забава, вывозить, сорвать, выводок).
  • Слоги со стечением других согласных рядом с [в] (вку, впа, тва, зву, вкла, вра, вклю).
  • Слова с такими слогами (впадать, листва, включение, вкусно, внучка, вложение, звуковой, вкладыш, звучание, вклад, звание, власть, вкус, влага, звать, звук).
  • Пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки, загадки на отработку фонемы [в].

малыш называет сложный слог (тва), а мама называет слово, в котором он присутствует (отвар, отваливать). Слова, значение которых ребенку неизвестно, тут же объясняем. А если еще и рассказать ему интересные истории о происхождении и значении поговорок или пословиц, получатся познавательные игровые занятия по развитию речи, которые ребенку наверняка придутся по душе.

Можно использовать картинки и карточки, которые помогут и маме и ребенку.

Постановка звука «р» ребенку поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео-уроки артикуляционной гимнастики

Автоматизация звука [р] в слогах (ра, ро, ры, ру)

Закрепление навыков выговаривания — важный этап в постановке звука «р», и называется автоматизацией. Эти занятия требуют системы отработки закрепления звучания «р» в разнообразии звукозвучания.

Это длительный этап, в котором также можно применять фразы, просто слова, стихи либо чистоговорки.

На полу стоит ведро – ро-ро-ро.

Летом сильная жара – ра-ра-ра.

Вот работают бобры – ры-ры-ры.

Сумка есть у кенгуру – ру-ру-ру.

Постановка звука «р» ребенку поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео-уроки артикуляционной гимнастики

Мы за мир – ир-ир-ир.

Я подметаю двор – ор-ор-ор.

Мы покормим кур – ур-ур-ур.

Зеленый помидор – дор-дор-дор.

Летит комар – мар-мар-мар.

На полу ковёр – вёр-вёр-вёр.

В кармане дыра – ыра-ыра-ыра.

Хитрая сорока – рока-рока-рока.

Ровная дорога – рога-рога-рога.

В поле кукуруза – руза-руза-руза.

Звук «р» очень коварен, и даже если он «завелся», его очень сложно автоматизировать в беглую речь. Часто случается такая ситуация: ребенок рычит, а в его речи звук «р» отсутствует. Начинается кропотливый процесс автоматизации звука.

Сначала «новорожденный» звук учимся соединять с гласными, согласными, потом доводим до автоматизма в словах, предложениях и речи в целом. Логопедические пособия по постановке звука «р» обычно содержат все нужные слоги, слова, предложения и даже маленькие тексты в порядке нарастания сложности.

Сначала звук «р» отрабатывается через согласные звуки «д» и «т» в слогах: «дра»/»дро»/»дру», «тра»/»тро»/»тру«. Так легче — язык ребенка «отталкивается» от этих твердых небных звуков и переходит к «р».

Постановка звука «р» ребенку поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео-уроки артикуляционной гимнастики

Затем убираем начальный согласный: «ра»/»ро»/»ру». Вводим обратные слоги: «ар»/»ор»/»ур«. Крутим вариации до автоматизма, пока ребенок не научится повторять с вибрацией. И до момента, когда во всех слогах не будет получаться именно этот звук, дальше идти не стоит.

Далее переходим к словам. Начинам со слов с начальным «р» или даже через звукосочетание «тр» (трава, рука, рубашка), затем переходим к «р» серединным и конечным (корова, забор).

Параллельно и также от слогов к словам учимся различать мягкое и твердое «р» (для «р’» язык сильнее прижат к небу и находится ближе к зубам, для «р» он более расслабленный и располагается немного глубже).

Чаще всего ребенок сам слышит эти различия и меняет звуки. Иногда нужно сказать, что, например, для смягчения язык нужно передвинуть.

Так постепенно происходит автоматизация звука в речи.

Каждый звук имеет свой срок автоматизации. Свистящие автоматизируются быстро, шипящие чуть дольше, звук «р» автоматизируется дольше всего. Нужно терпение, время и мягкая настойчивость к регулярным тренировкам (каждый день проговаривать вместе с ребенком слова, разучивать чистоговорки). С одной стороны, самостоятельно, без тренировки, звук не закрепится.

источник1 и 2

Произношение и проблемы со здоровьем

Звук «р» — сонарный. Природа появления – создание вибраций с помощью кончика языка, когда он упирается в бугорки верхнего неба около зубов. Вибрации образуются, как правило на выдохе, но есть несколько упражнений с тренировкой появления звука р на вдохе.

Если у ребенка присутствует нарушение в производстве выдоха-вдоха, или выдох слабый, — вибрации не образуются, вследствие чего звук «р» или неправильно звучит, или вообще не появляется.

Предлагаем ознакомиться  Марлевые подгузники для новорожденных (31 фото): как сделать из марли своими руками, как сшить по размерам

Постановка звука «р» ребенку поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео-уроки артикуляционной гимнастики

Фонематическое восприятие или развитие речевого слуха начинает работать к 4 годам. О нарушениях восприятия звуков показывает процесс замены ребенком звуков, например рука-лука или пропуск «р» — рука-ука.

Подобрать слова со звуками «р», «л». Попросить ребенка поднимать руку, когда слышит звук «л», затем слушая этот же набор, поднимать руку при звучании звука «р».

Повторять это упражнение в следующих интерпретациях нахождения звуков л и р в словах:

  • в начале: лед, рог, робот, рубашка, лимонад, лось;
  • в середине: малыш, колобок, корова, огород, масло, город, волосы;
  • в конце: вол, вор, кадр, мел, омар, гол, пар, кедр.

Случается, что ребенок не может говорить какие-то определенные буквы (порой очень много) при таких отклонениях, как, например, фонетико-фонематическое недоразвитие, когда кроха не различает при произношении другими людьми каких-то звуков и, соответственно, не может сам их правильно произносить.

Здесь поможет специальный комплекс упражнений, подробно изложенный в этой статье.

Если у ребенка диагностирована задержка психоречевого развития, проблемы с произношением у него будут непременно. Поэтому когда самостоятельно не удается поставить какие-то звуки, важно вовремя обратиться за помощью к логопеду. Ведь при ЗПРР страдают отделы мозга, отвечающие за психоэмоциональное и речевое развитие.

Постановка звука «р» ребенку поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео-уроки артикуляционной гимнастики

Правильное, красивое произношение не всегда результат того, что малыш родился здоровым во всех отношениях. К современным деткам это понятие, к сожалению, относится все реже и реже. Поэтому заниматься исправлением неправильного произношения нужно обязательно. И чем раньше вы начнете, тем лучше будет результат.

Когда нужна коррекция

Коррекция нарушений в произношении звука «р» (неправильное звучание или отсутствие) необходима по достижении ребенку пяти лет.  До этого времени логопеды считают нормой не умение правильно произносить или пропускать р, так как это один из сложнейших звуков.

Для правильной постановки необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас;
  • уметь удерживать произнесенные звуки;
  • иметь развитый речевой аппарат.

Для самостоятельной проверки умения ребенка произношения звука «р» можно применить 2 способа:

  1. Предложить ребенку рассказать стихотворение или сказку.
  2. Подобрать картинки, изображения которых описывается словами со звуком «р» и попросить ребенка назвать, что нарисовано. Здесь можно взять картинки-раскраски для большей заинтересованности малыша в проведении занятия.

Внимательно вслушиваться в то, как говорит ребенок. Записать для себя, если происходит:

  • замена звуков, например, река-лека;
  • пропуск звуков – рак-як-ак.
  • горловое произношение звуков.

В случае, когда звук «р» произноситься с ошибками или пропускается, для достижения четкого произношения необходимо начать поэтапную постановку звука «Р» с выработкой правильного положения органов речи.

Постановка звука «р» ребенку поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео-уроки артикуляционной гимнастики

Если «р» заменяется звуком «л», например «горка-голка», важно научить ребенка различать эти звуки.

Причины отсутствия правильного «Р»

Современной логопедией доказано множество факторов, влияющих на процесс выговаривания звука «р».

В домашних условиях можно откорректировать речь ребенка по следующим причинам:

  • стоматологическая проблема — неправильный прикус зубов;Постановка звука «р» ребенку поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео-уроки артикуляционной гимнастики
  • проблема образования вибраций — неправильное речевое дыхание;
  • индивидуальное строение уздечки – не развитая короткая;
  • ослабление лицевых мышц — плохое развитие артикуляционного аппарата;
  • неправильно восприятие звуков — проблема в речевом слухе.

Когда верхняя или нижняя челюсти выдвинуты вперед – признак неправильного прикуса. Для исправления прикуса следует посетить стоматологию с обращением к стоматологу-ортодонту.

Индивидуальное строение уздечки

Подъязычная короткая уздечка не позволяет произносить звук «р». При правильном выговаривании необходимо умение поднимать язык к небу или зубам вверх. Укороченная уздечка не дает ребенку полностью поднимать язык. Развитой уздечка считается, если при растяжении ее длина составляет 8 мм.

Для выявления проблемы необходимо попросить ребенка открыть рот и языком достать верхнее небо. Постановка звука «р» поэтапно невозможна без устранения этого дефекта. Чтобы развить подъязычную уздечку, необходимо делать специальные упражнения.

Мимическая гимнастика

Логопедические упражнения для детей и взрослых

Для разработки мышц лица, которые участвуют в постановке «р» используется мимическая гимнастика.

Она способствует:

  • подготовке лицевых мышц для работы;
  • развитию четкой дикции;
  • развитию движений органов артикуляции;
  • тренировке мускулатуры языка, неба и губ.

Гимнастику проводить перед зеркалом вместе с родителями, применяя элементы игры:

  • открыть широко глаза – испугаться;
  • брови поднять в верх – удивиться;
  • нахмурить лоб – сердиться;
  • высунуть язык и подышать, как щенок;
  • имитация вылизывания, как кошка;
  • быстро моргать;
  • подмигивать глазами поочередно;Постановка звука «р» ребенку поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео-уроки артикуляционной гимнастики
  • надувать и поджимать губы;
  • надуть щеки и втягивать.

Дыхательная гимнастика

Для правильной и успешной постановки звука «р» необходимо научиться правильно дышать. С помощь дыхательной гимнастики развивается мускулатура органов дыхания и вырабатывается ритм при вдохе-выдохе;

Рекомендации при проведении гимнастики:

  • до 7 лет обязательно присутствие взрослых для безопасности;
  • состояние ребенка – спокойное, не игривое;
  • упражнения выполнять в спокойном темпе;
  • контролировать самочувствие ребенка;
  • не делать резких выдохов.

Комплекс упражнений для занятий с повторение каждого 3-4 раза:

  • Надуть щеки — медленно спускать воздух чуть приоткрыв рот.
  • Руки на поясе из положения стоя слегка присесть на вдохе, на выдохе выпрямиться. Со временем это упражнение усложнять – приседать ниже, вдох-выдох удлинять.
  • Сделать носом вдох медленно, задержать дыхание – бесшумно замедленно выдыхать носом.
  • Лежать на спине, вытянуть ноги, глаза закрыть (тело должно быть расслабленным). Положить ладони на живот. Выдохнуть медленно воздух, втянуть одновременно живот к позвоночнику. Вдох и живот поднимать к ладоням и раздувать в шар.
  • На нижние ребра положить руки. Медленно выдохнуть, прижимая ребра руками. Медленно через нос вдохнуть – должно ощутиться расширение грудной клетки. Выдохнуть, возвращаясь в исходное положение, то есть грудная клетка в зажиме рук. Во время этого упражнения живот и плечевой пояс должны быть неподвижными.
  • Зажечь свечу – дать ребенку потушить.Постановка звука «р» ребенку поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео-уроки артикуляционной гимнастики
  • Поворачивать голову влево-вдох носом, вправо-выдох ртом.

Постановка звука [р] по М.Е. Хватцеву (1959)

М.Е. Хватцева называют основоположником российской логопедии. Методика  Хватцева по корректировке речевых звуков состоит из 37 упражнений.

1. Сопоставление словосочетаний для коррекции нарушений фонетического восприятия звуков с объяснением разницы.

а) жарко-жалко: мне сегодня жаРко – мне тебя так жаЛко;

б) вор-вол: воР крадет вещи – воЛ ест траву;

в) рожки-ложки: у олененка Рожки – мы помыли ложки.

2. Получение вибраций:

  • выдыхать воздух сомкнутым ртом шепотом и голосом;
  • одновременно произносить длительное Д с направленным языком к верхним зубам стучать по деснам кончиком;Постановка звука «р» ребенку поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео-уроки артикуляционной гимнастики
  • прижимать и отрывать кончик языка в районе верхних десен с одновременным произнесением сначала длительного Т плюс сильное задувание. Вызывается вибрация ттттттррррр;
  • тоже, что и предыдущее упражнение с длительным Д.
Оцените статью
Дети от А до Я
Adblock detector