У вас растет сын: нормы полового развития мальчиков
Приблизительный график развития малышей в течение первого года жизни
Возраст | Физический этап | Психо-эмоциональный этап | Речевой этап |
---|---|---|---|
1 | Старается приподнять голову | Может недолго следить за предметом | Тихонько гулит |
2 | Улучшает координацию | Следит за предметом в движении | Когда хорошо себя чувствует, может непродолжительно гулить |
3 | Легко держит голову | Поворачивается на звук | Гулит уже дольше |
4 | Следит за движением предметов | Различает маму | Начинается первое лепетание |
5 | Переворачивается, ползает | Различает незнакомые голоса | Может начать произносить первые слоги |
6 | Быстро ползает | Показывает радость или недовольство | Активно лепечет и произносит разные слоги |
7 | Может сидеть, опираясь на что-то | Знает слово «нет» | Активно лепечет и произносит разные слоги |
8 | Сам сидит, встает, ходит с опорой | Осваивает новые эмоции | Говорит первые несложные слова |
9 | Увереннее ходит с опорой | Выполняет простые просьбы | Много говорит на своем языке, вставляя короткие простые слова и слоги |
10 | Может сесть сам, старается ходить | Имитирует выражение лиц взрослых | Произносит больше простых слов |
11 | Сам встает и приседает, может поднять предмет | Может указать предметы или часть лица | Начинает говорить простые слова, выражающие его желания |
12 | Свободно двигается, ложится, встает, активно ходит | Понимает речь, одобрение или запрет | Много говорит, употребляя освоенные слова, и осознанно называет близких |

Используя календарь развития, проще следить за изменениями по месяцам
Развитие каждого ребенка – уникальный процесс, который протекает со своими особенностями. Все же существуют общие нормы, на которые основываются, чтобы судить о том, что малыш хорошо развивается. Развитие мальчиков и девочек до года может отличаться в несколько месяцев, но это не значит, что кто-то из них запаздывает в познании себя и окружающего мира. Разница между полами – утвержденная норма.
Специалистами разработаны нормы, что должен уметь ребенок по месяцам.
Возраст, месяцев | Рост, в см. | Масса тела, г. | Прибавка за месяц, г. |
0 | 50-51 | 3100-3400 | — |
1 | 53-54 | 3700-4100 | 600 |
2 | 56-58 | 4500-4900 | 800 |
3 | 59-61 | 5200-5600 | 800 |
4 | 62-64 | 5900-6300 | 750 |
5 | 64-68 | 6500-6800 | 700 |
6 | 66-70 | 7100-7400 | 650 |
7 | 68-71 | 7600-8100 | 600 |
8 | 70-72 | 8100-8500 | 550 |
9 | 71-73 | 8600-9000 | 500 |
10 | 72-74 | 9100-9500 | 450 |
11 | 73-75 | 9500-10000 | 400 |
12 | 74-76 | 10000-10800 | 350 |
Нарушения полового развития у мальчиков связывают с патологией секреции или действия андрогенов. Клиническая картина зависит от того, в каком возрасте возникла проблема.
Появление сына в семье – большой праздник. Конечно, это будущий кормилец, защитник и, в конце концов, продолжатель рода! А последнее, как известно, определяется нормальным половым развитием мальчугана.
Закладка половых органов происходит еще в эмбриональный период развития ребенка. Уже к 12-16-й неделе беременности завершается формирование главной отличительной особенности мальчика — полового члена и мошонки. На последних неделях беременности в мошонку через паховый канал опускаются яички — более 97% доношенных новорожденных рождаются с яичками «на своем месте».
Первый осмотр новорожденного джентльмена происходит еще в роддоме. А после того, как сынишку привезли домой, родители с естественным интересом начинают разглядывать и изучать свое чадо.
- И тут нужно в первую очередь убедиться, что у мальчика правильно сформированы наружные половые органы: мочеиспускательный канал проходит по всей длине полового члена и открывается на головке, яички расположены в мошонке, крайняя плоть подвижна и не сжимает головку полового члена, а в области промежности нет дополнительных отверстий или щелей.
- Очень важно, чтобы ребенка тщательно осмотрел участковый доктор, желательно в первую же неделю. И помните, что любые нарушения анатомии легче исправить в раннем возрасте!
- В норме отверстие ее достаточно узкое и не пропускает головку полового члена наружу, однако достаточно широкое для того, чтобы струйка при мочеиспускании была цельной и нерасщепленной.
- При сдвинутой без усилий назад крайней плоти, можно заметить на головке продольное отверстие — уретру. Его размер должен быть не менее 1-2 мм. По цвету кожица на кончике члена должна быть розовой. Мочеиспускание должно быть свободным, не вызывающим затруднений у малыша.
- Если же у него при этом процессе надувается шарик из кожицы, малыш плачет и успокаивается, только когда пописает, значит у него патологическое сужение крайней плоти. Что делать — подскажет врач.
Дело в том, что внутри крайней плоти особые железы вырабатывают своеобразную смазку (она называется смегма), которая при закрытой крайней плотью головке не может своевременно удаляться самостоятельно: образуется ее застой.
В этой питательной среде развиваются бактерии, которые могут вызывать воспаления головки члена (баланит), а также головки и крайней плоти (баланопостит).
- Вот поэтому надо подмывать малыша после того, как он два-три раза подряд намочил пелёнку, а при использовании памперсов — каждые 3 часа. Половой орган мальчика нужно промывать мягкими движениями, без усилий обнажая головку, а если для этого требуется хоть какое-то усилие, то промывать членик необходимо без обнажения головки.
- Вода все равно попадет под крайнюю плоть (в препуциальное пространство) и вымоет все, что нужно. Помните, что грубое одномоментное выведение головки члена может привести к парафимозу — серьезному осложнению, связанному с отеком головки и почти неизбежным хирургическим вмешательством.
- Когда же мальчик подрастет, следует научить его самостоятельным гигиеническим навыкам и постараться, чтобы эти полезные привычки закрепились на всю жизнь.
Настороженность родителей должно вызывать хроническое покраснение кожицы на кончике члена.
Если вы исключили гигиенические причины, а проблема не исчезла — нужно идти к врачу.
- Период от рождения и до начала полового созревания принято считать первой стадией развития — инфантильной, иными словами, детством. С точки зрения физиологии, в это время в репродуктивной системе не происходит никаких радикальных изменений. Вместе с общим ростом ребенка несколько увеличивается и половые органы (примерно до 4-5 см), объем яичек может колебаться от 0,7 до 3 куб. см, к 6-7 годам, как правило, исчезает физиологический фимоз и у головки члена появляется возможность «увидеть свет». Никаких вторичных половых признаков не наблюдается. Эта стадия у мальчиков заканчивается к 10-13 годам. В это же время у некоторых из них начинается период быстрого роста.
- Вторая стадия как бы подготавливает организм мальчика к ожидающим его резким переменам. Ее называют гипофизарной, и она является началом пубертата, или пубертатного периода (от лат. pubertas — половая зрелость). В это время гипофиз активируется и увеличивается секреция гормонов соматотропинов и фоллитропина, отвечающих за появление начальных признаков полового созревания. Сначала исчезает подкожный жир в мошонке, она увеличивается в размерах, появляется ее пигментация и множество мелких складок. Яички тоже увеличиваются в размерах и опускаются на дно мошонки. Начинается рост пениса, хотя его увеличение еще не так заметно. Продолжается общий рост, начинают меняться очертания тела.
- Третья стадия — стадия активизации половых желез (гонад). Гонады начинают вырабатывать мужские и женские гормоны (андрогены и эстрогены), продолжается развитие половых органов и вторичных половых признаков. В 12-13 лет иногда начинается лобковое оволосение — появляются первые волоски у основания члена. В 13-14 лет волосы на лобке темнеют, становятся грубее, распространяются по направлению к ногам. Член удлиняется, продолжают расти мошонка и яички.
С момента рождения ребенок начинает стремительно расти и набирать вес. Важно, чтобы грудничков регулярно осматривал педиатр. Существуют определенные нормы параметров тела по возрасту.
Но нужно учитывать, что на физическое состояние ребенка влияют такие факторы:
- срок появления на свет (вес и рост недоношенных детей меньше, чем у тех, что родились вовремя);
- половая принадлежность (мальчики рождаются крупнее девочек).
Нормы параметров тела детей до года по месяцам приведены в таблице.
Возраст в месяцах | Рост, см | Вес, кг | Окружность головы, см | Окружность грудной клетки, см | ||||
девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | |
49 | 50 | 3,2 | 3,3 | 33,9 | 34,5 | 33,9 | 35,0 | |
1 | 54 | 55 | 4,2 | 4,4 | 36,5 | 37,3 | 36,0 | 36,3 |
2 | 57 | 58 | 5,1 | 5,5 | 38,3 | 39,1 | 38,1 | 39,0 |
3 | 60 | 61 | 5,8 | 6,3 | 39,5 | 40,5 | 40,0 | 41,3 |
4 | 62 | 64 | 6,4 | 7,0 | 40,6 | 41,6 | 41,8 | 42,8 |
5 | 64 | 66 | 6,9 | 7,5 | 41,5 | 42,6 | 43,0 | 44,3 |
6 | 66 | 68 | 7,3 | 8,0 | 42,2 | 43,3 | 44,3 | 45,4 |
7 | 68 | 70 | 7,7 | 8,3 | 42,8 | 44,0 | 45,0 | 46,4 |
8 | 69 | 71 | 8,0 | 8,7 | 43,4 | 44,5 | 46,0 | 47,2 |
9 | 70 | 72 | 8,3 | 9,0 | 43,8 | 45,0 | 46,7 | 47,9 |
10 | 72 | 73 | 8,5 | 9,2 | 44,2 | 45,4 | 47,3 | 48,3 |
11 | 73 | 75 | 8,8 | 9,4 | 44,6 | 45,8 | 47,7 | 48,7 |
12 | 74 | 76 | 9,0 | 9,7 | 44,9 | 46,1 | 47,7 | 49,0 |
Незначительные отклонения от нормы не должны сильно пугать родителей. Каждый ребенок индивидуален, на его рост и развитие влияет наследственный фактор. Большое значение имеет отношение и забота близких.
Причинами плохого набора массы тела и задержки в росте могут быть:
- нерациональное, несбалансированное питание;
- недоедание;
- отсутствие режима;
- наличие патологий (врожденных и приобретенных);
- степень активности малыша.
Половое развитие у мальчиков — норма и отклонения
Отличие в развитии мальчиков и девочек начинается еще в утробе: мужские зародыши более подвержены стрессам и тяжелее переносят роды, поэтому могут дольше нагонять девочек в физическом развитии после рождения.
Однако малыши от рождения обычно крупнее малышек:
- дышат животом (девочки грудью);
- объем легких чуть больше;
- крови на пол-литра больше, чем у девочек;
- активнее, но девочки выносливее.
За первый год жизни мальчики опережают девочек в росте и весе, но к 2 годам они меняются местами. Девочки начинают ходить на пару месяцев раньше.
Что хорошо получается у девочек или мальчиков
Мальчики | Девочки |
---|---|
• левый глаз видит лучше; • пространственное зрение; • распознают синий спектр цвета; • слуховая память. |
• реагируют на звуки; • лучше и раньше распознают лица; • оба глаза хорошо видят; • периферийное зрение; • распознают красный спектр цвета; • раньше начинают говорить, имеют больший словарный запас; • визуальная память. |
Кроме того, у мальчиков быстрее развивается правое полушарие, у девочек – левое. Из-за этого девочки начинают быстрее осваивать речь. При этом процесс освоения речи проходит у детей одинаково. Различия есть и на эмоциональном фоне, ведь даже плач мальчики и девочки используют по-разному: новорожденные мальчики реагируют слезами на что-то новое для них, девочки плачут, если остаются одни.

В первый год жизни мальчики опережают девочек в физическом развитии, после – наоборот
Психомоторное развитие ребенка — это статическая и моторная активность, адаптационные умения ребенка, речевые и эмоциональные изменения.
1-й месяц
В первый месяц у новорожденного ярко выражены безусловные врожденные рефлексы — сосательный и хватательный. К концу первого месяца у малышей уменьшается физиологический гипертонус мышц, и как следствие,постепенно угасает хаотичное движение ручками и ножками.
Статика и моторика | Ребенок начинает держать голову в горизонтальном положении несколько минут, прислушивается к голосу взрослого, реагирует на резкие звуки и яркий свет вздрагиванием |
Речь | У малыша появляется первое гуление, которое характеризуется единичными звуками к концу месяца |
Общие навыки | Первая улыбка |
2-й месяц
В 2 месяца ребенок активно двигает конечностями, но движения эти становятся менее хаотичными и более скоординированными. Может поворачиваться телом из стороны в сторону. Делает попытки поднять голову и тело, приподнимая шею и грудь примерно на 45 градусов. Малыш улыбается при виде мамы и папы. Гулит и произносит «агу».
Статика и моторика | Младенец совершает повороты головы в разные стороны, более уверенно удерживает голову |
Речь | Частое короткое гуление |
Общие навыки | Продолжительная зрительная реакция за движущимися предметами, а также на звук и на человека со стороны. Улыбка при виде матери |
3-й месяц
В 3 месяца у мальчика угасают безусловные рефлексы, приходит в норму мышечный тонус , малыш уверенно держит голову. У ребенка появляется активная и осмысленная реакция, развивается хватательный рефлекс — он тянется за игрушкой. Постепенно развивается хватательный рефлекс. Ребенок активней реагирует на различные раздражители ( свет, звук), продолжительно гулит, более эмоционально общается с матерью. Малыш улыбается даже незнакомым людям.
Статика и моторика | Малыш тянется за игрушкой |
Речь | Частое продолжительное гуление |
Общие навыки | Активная реакция на звуковые и световые раздражители. Реагирует на яркие предметы. Развивается хватательный рефлекс |
4-й месяц
В четыре месяца малыш начинает переворачиваться на бок, может взять понравившуюся игрушку и рассматривать ее. Движения ребенка более осмысленные и целенаправленные. Малыш легко узнает близких, различает своих-чужих, может смеяться при положительных эмоциях. В его речи среди гласных появляются некоторые согласные.
Статика и моторика | Ребенок приподнимается лежа на животе, опираясь на локти. Переворачивается со спины на живот. В вертикальном положении фиксируются опоры ногами. |
Речь | Частое и продолжительное гуление при помощи различных звуков. В речи появляются согласные. |
Общие навыки | Внимание на звук, предметы. Наблюдается оживление при встрече с незнакомыми людьми. |
5-й месяц
В пятимесячном возрасте мальчик легко переворачивается с живота на спину, тянется ко всем игрушкам и другим интересующим его предметам в радиусе доступа. Пробует на вкус предметы и игрушки. Малыш отчетливо различает своих-чужих, может произносить слоги . Оживленно радуется общению с другими малышами.
Статика и моторика | Ребенок поворачивается с живота на спину, может стоять при поддержке в подмышечной области |
Речь | Гуление с подключением некоторых слогов |
Общие навыки | Узнает близких и чужих людей. Может проявляться негативные эмоции ( испуг) в присутствии чужих людей. Активно и эмоционально общается с близкими. |
6-й месяц
В пол-года мальчик может перекладывать предметы из руки в руку, активно переворачивается, делает попытки садиться. Ребенок активно реагирует на родственников и другихлюдей, просится на руки. В речи чаще употребляет разные слоги и звуки — малыш лепечет. С полугода дети сильно привязываются к своим родителям и очень тяжело переносят даже короткую разлуку с мамой и папой.
Статика и моторика | Ребенок может сидеть без поддержки |
Речь | Появляется лепет |
Общие навыки | Более адекватная реакция при появлении матери, отца или чужого человека |
7-й месяц
Статика и моторика | Ребенок активно ползает и самостоятельно сидит |
Речь | Активно лепечет, начинает понимать родительскую речь |
Общие навыки | Перекладывает игрушки с места на место, из руки в руку. Четкая реакция на человека |
8-й месяц
В 8 месяцев малыш может быстро ползать, садиться и вставать, ложиться, манипулировать игрушками.
Понимает речь, адекватно реагировать на вопросы — одобрительно или отрицательно кивает головой, выполняет несложные действия, которым его научили (махать ручкой «пока», играть в «ладушки»).
Малыш может произносить слоги, состоящие из согласного и гласного звука. Может повторять звуки за взрослыми. Первые попытки ходить с опорой.
Статика и моторика | Ребенок сам ложится, садится, поднимается. Ходит, удерживаясь за опору |
Речь | Активно лепечет, повторяет звуки за родителями |
Общие навыки | Играется с игрушками, машет ручкой на прощанье, играет в «ладушки» |
9-й месяц
Статика и моторика | Ребенок ходит при поддержке или самостоятельно от одной опоры к другой |
Речь | Может повторять слоги, понимает интонацию голоса, отвечает кивком на вопросы. |
Общие навыки | Двигается под ритмичную музыку (танцует). Самостоятельно играет игрушками длительно время. Выполняет несложные просьбы. Знает свое имя |
10-й месяц
В 10 месяцев малыш умеет производить определенные действия строить пирамидку, складывать кубики, открывает-закрывает ящики, знает место, где лежат игрушки. Малыш активно ползает и может ходить, держась за руку, опираясь о стену. Делает попытки пойти самостоятельно без поддержки. Может произносить первые слова.
Статика и моторика | Ребенок может стоять 2-3 секунды без опоры и делает попытки начать ходить самостоятельно. Хорошо и быстро ползает |
Речь | В речи появляются первые слова, которые ребенок произносит осмысленно |
Общие навыки | Повторяет движения взрослых, любит играть, кладет игрушки на место |
11-й месяц
В 11 месяцев ребенок должен понимать слова «можно» и «нельзя». Может стоять без поддержки, пытается ходить самостоятельно. Радуется, другим маленьким детям. Словарный запас малыша расширяется до слогов «ля-ля», «мяу», и т. д.
Статика и моторика | Ребенок стоит без опоры. Некоторые начинают ходить |
Речь | В лексиконе имеется несколько слов |
Общие навыки | Начинает понимать запреты или просьбы — «нельзя», «не бери», «отдай» и т. д. Выполняет простые требования и просьбы |
12-й месяц
Статика и моторика | Самостоятельно ходит |
Речь | В речи до 10 слов |
Общие навыки | Узнает близких людей по фотографиям. Исполняет более сложные требования и просьбы |
Год — это один из самых интересных и забавных возрастов ребенка, но вместе с тем, это и тревожное время для родителей.
От мамы и папы требуется большое внимание, чтобы постоянно следить за малышом и держать его постоянно на виду — ведь годовичок, и особенно мальчик, вставший на ножки превращается в подвижное и любопытное существо, которое будет исследовать весь дом, переворачивая его вверх дном.
Поэтому родители должны обязательно обеспечить полную безопасность для ребенка и убрать из зоны доступа малыша все вещи и предметы, представляющие опасность.
Каждый человек по-своему, безусловно, неповторим и уникален, не похож на всех остальных ростом, весом, чертами лица и совокупностью всех прочих индивидуальных особенностей. Индивидуальным путем с начала жизни происходит уже самый рост и развитие, превращение из ребенка во взрослого.
Немаловажным в этом является достижение половой зрелости и самоидентификация себя, в данном случае, как мужчины. Ведь все мы родом из детства, и это чудесное время, а также переходный пубертатный период от детства к взрослости является очень важным.
Происходит этот переход у каждого конкретного человека по-разному, однако существуют некоторые стандарты полового созревания мальчиков.
Далее, оценивается изменение размеров половых органов. В ходе полового созревания яички увеличиваются с 2,7 см как в 7 лет до 2,8-3 см на момент начала полового созревания. К 13-и годам – до 3,6-3,7 см.
- Половой член с 7-и лет до наступления пубертатного периода вырастает от 3-3,5 см до 3,8 см и в 13-и лет равен 6,3 см соответственно.
- В 15 лет размер яичек возрастает обычно до 4 см, а половой член достигает 6,7 сантиметров.
- Еще одним показателем является появление волосяного покрова на теле. Вначале волосы вырастают на лобке, а к 14-15 годам – в подмышках. Тогда же отмечается рост юношеского пушка на подбородке и над верхней губой.
Приблизительно в это же время, к 14-и годам зачастую начинают появляться поллюции.
В течение периода полового созревания мальчиков наблюдаются два основных скачка роста. В 10-11-летнем возрасте ребенок может вытянуться на 10 см. К 13-годам возможно прибавление еще от 7-и до 8-и сантиметров.