Как быстро научить ребенка говорить в год в домашних условиях

Ребенок не говорит в два годика. Причины. Как можно научить разговаривать?

Многие родители ждут того периода, когда ребенок станет осознанно произносить слова, простые фразы. Но не все дети начинают говорить к 1-2 годам. В этом случае нужно помочь малышу развить речь. Для этого важно больше общаться с малышом, проводить с ним обучающие занятия.

Специалисты дают такие советы касательного того, как научить разговаривать ребенка в 1 год:

  • чаще задавать малышу вопросы. Например, спросить, какую пижаму он хочет надеть или что приготовить на обед. Ребенок будет вовлечен в процесс общения, будет пытаться произносить связные звуки;
  • рассматривать картинки в детских книгах и называть, что на них изображено. Также полезно приобрести развивающие карточки Домана;
  • во время выполнения домашней работы рассказывать малышу о своих действиях.

Общаться с годовалым ребенком нужно при помощи простых слов, четко произнося звуки. Если малыш молчит либо разговаривает с трудом, то следует активно заниматься его развитием. Возможно, потребуется выполнение артикуляционной гимнастики, совершенствование мелкой моторики.

Рекомендации специалистов по поводу того, как научить ребенка говорить в 2 года:

  • играть в алфавит. Суть заключается в том, чтобы малыш повторял буквы за взрослым. Чтобы у него получилось делать это правильно, родителям надо следить за четкостью речи;
  • при общении задавать такие вопросы, чтобы ребенок не мог ответить «нет» или «да», жестами;
  • несколько раз в день четко выговаривать слова, которые тяжело даются малышу;
  • включать познавательные мультики, детские песни.

Известный педиатр Комаровский считает, что паниковать, если ребенок не разговаривает в 1-2-летнем возрасте, не стоит.

Вред становлению речи у ребенка может нанести не только равнодушие, но и гиперопека со стороны родителей. Если мама предугадывает все желания своего малыша, сама отвечает на поставленные вопросы, то у него пропадет мотивация к общению и выражению своих потребностей.

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!

Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает»

Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь.

Как быстро научить ребенка говорить в год в домашних условиях

ребенок в первую очередь улавливает интонациюВ разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.

Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

Многие родители ждут того периода, когда ребенок станет осознанно произносить слова, простые фразы. Но не все дети начинают говорить к 1-2 годам. В этом случае нужно помочь малышу развить речь

Для этого важно больше общаться с малышом, проводить с ним обучающие занятия

Вред становлению речи у ребенка может нанести не только равнодушие, но и гиперопека со стороны родителей. Если мама предугадывает все желания своего малыша, сама отвечает на поставленные вопросы, то у него пропадет мотивация к общению и выражению своих потребностей.

Фото 1

Малыш уже ходит, но еще не научился разговаривать. Этот вопрос очень волнует родителей.Но важно помнить, что каждый ребенок индивидуальность и если отставания в развитии нет, тогда нужно просто набраться терпения.

Маленького ребенка можно сравнить с диктофоном и копирайтом. Он все записывает и копирует за родителями. Кроха как чистый лист. Он слушает маму и папу, запоминает звуки и слоги от них, и сам пытается повторить, размещая язычок в разное положение.

И получается, что получается. Сначала он прорабатывает звук, потом уже старается соединить его в слово. На это нужно время и тренировки.

И как в этой ситуации могут помочь мама и папа? Что бы малыш побыстрее заговорил, с ним нужно вести беседу. Она должна быть непринуждённой. Делая обычные дела, прогуливаясь на свежем воздухе, играя с крохой, родители должны с малышом вести диалог.

Логопеды выделяют два вида развития речи: пассивный и активный. Пассивный – это понимание языка, а активный – разговаривать. Пассивный формируется у малыша намного быстрее.

Начиная с 10-12 месячного возраста, малыш понимает, о чем идет речь. Знает название предметов, но сказать еще не получается. Повторяет отдельные слоги, скажем ав-ав, ко-ко, да, ма, па.

Дети все разные, но большинство из них до двух лет не разговаривают. Это нормально, главное без паники. Они все понимают и обязательно заговорят.

Как быстро научить ребенка говорить в год в домашних условиях

Потом малыш расскажет все, что накопил за все эти два года. Наступит этот момент неожиданно. И уже в три года ребенок в развитии будет на уровне своих сверстников или еще и перегонит их.

Например, играя с малышом в игрушки, рассказывать ему, что это за игрушка, показать как ею играть, можно придумать историю и сделать своего рода кукольный театр. Главное разговаривать с ребенком, воспринимать его как взрослого человека.

Малышу два годика, а он все не хочет говорить? Почему такое бывает? Как его можно этому научить? Эти вопросы волнуют молодых родителей.

Разобраться помогут специалисты, которые изучают основные причины неразговорчивости малышей:

  1. Наследственность. Если родители крохи не спешили разговаривать
  2. Лень. Малыш лениться, а родители еще ему в этом и потакают
  3. Скопление информации. Ребенок накапливает долгое время, а потом говорит уже фразами.

Есть еще и физиологические отклонения: травмы при рождении, перенесенные заболевания, отсутствие слуха.

Малыша научить говорить можно, главное не отчаиваться и регулярно с ребенком заниматься. Сотворить в доме благоприятную языковую среду, побуждать малыша к языку. Первым делом берем картинки на любую тематику – фрукты, овощи, звери, машины, планеты и т.д.

Или же книги с большим количеством иллюстраций. Развешиваем на стенах, шкафчиках, холодильнике, на уровне детских глаз. Заодно с крохой обговаривайте, что изображено на картинке.

Картинки нужно менять каждую неделю. Игра обязана быть веселой, приносить малышу хорошее настроение. Если ребенку будет не интересно, ничего с этого не получится.

Для детей звук «р» является самым сложным у произношении. Большинство родителей волнует вопрос, как научить малыша говорить букву «Р».

Хотя фундамент нужно закладывать с самого малого. Для этого разработан комплекс упражнений в игровой форме, для самых маленьких:

  • Выучите с малышом несколько скороговорок, которые тренируют звук «р» или придумайте свои вдвоем с ребенком
  • Попросите кроху имитировать звуки животных, например, тигра
  • Упражнение «кошечка» любят многие детки. Налейте в мисочку молоко и попросите малыша попить его, как это делает кошечкаВыучить малыша говорить Р

Еще один «проблемный» среди детей звук «Ш». Важно начать обучение как можно раньше, что бы не упустить момент и вовремя скорректировать произношение. Начинаем с артикуляционной гимнастики.

  1. «У стоматолога». Ребенок максимально широко открывает ротик, и фиксирует положение на 15 секунд. Повторяем 10 раз. Упражнение укрепляет нижнюю челюсть.
  2. «Забор». Улыбаемся, верхнюю челюсть ставим на нижнюю. Фиксируем на 20 секунд, мышцы лица стараемся расслабить.
  3. «Улыбка». Сомкнув зубы, пытаемся растянуть губы в улыбке на 5-10 секунд, повторяем 10 раз.
  4. «Хоботок». Губы вытягиваем в трубочку как можно дальше. Повторяем 10-15 раз

После разминки приступаем к языковому изучению:

  • «Лошадка». Язык прижимаем к небу и клацаем, имитируя лошадь.
  • «Часы».Поворачиваясь влево – вправо, повторяем «Тик-Так»
  • «Жабка» Делаем движения языком вперед – назад.
  • Придумайте свою словесную игру с шипящими звуками.
  • С малышом общайтесь без «сюсюкань» с грамотным произношением.Выучить малыша говорить Ш

Нарушение произношения звука «Л» в дефектологии называют Ламбдацизм. Очень часто дети не выговаривают эту букву, так как не слышат ее в слове. Что бы научить ребенка произносить букву «Л», нужно показать ему слова, где она встречается и желательно показать иллюстрации.

Выравнивают языковое произношение потешки и скороговорки. А разминку начинаем с логопедических упражнений:

  1. «Маляр». Кончиком языка плавно и аккуратно вводим по верхнему небу, будто работаем кисточкой маляра.
  2. «Что прячется под скатертью». Берем пять предметов, в обозначении которых есть буква «Л». Пускай ребенок на ощупь угадает название вещи.Выучить малыша говорить Л

Как научить ребенка говорить букву Ш

Если трехлетний малыш молчит, то нужно обратиться к специалисту. Задержка речевого развития в более позднем возрасте может осложниться проблемами в психологической сфере. Существуют различные методики, способствующие становлению речи у 3-5-летних детей. Как правило, все занятия проводятся в игровой форме.

Название игры Атрибуты Цель Суть
Сказка про язычок зеркало развитие и укрепление мышц языка Надо рассказать малышу сказку про язычок: «Он живет во рту, очень любознателен. Язычок высовывается наружу и смотрит в разные стороны». После этого стоит высунуть язык и начать двигать им вверх, вниз, по кругу, вправо-влево. Далее нужно сказать, что язычок любит прятаться и дразниться, делаться широким и узким. При этом следует убрать язык за зубы, а затем высунуть его наружу. Ребенок должен повторять движения за взрослым. Нужно вместе с ним покривляться, построить разные рожицы перед зеркалом
Объединяй карточки с изображениями одежды, посуды, фруктов или овощей развивает наглядно-образное мышление Надо разложить перед ребенком карточки одной тематики (например, фрукты). Попросить малыша назвать, что изображено на каждой из картинок, а затем объединить их одним словом
Лошадка улучшает артикуляцию, помогает в дальнейшем избежать трудностей с произношением сложных звуков Нужно показать малышу, какие звуки издает лошадка при ходьбе. Попросить его повторить цоканье.
Предлоги игрушка, книга или любой другой предмет правильное употребление предлогов и слов Следует располагать предмет на, под, над столом и просить малыша сказать, где он находится. Если ребенок не справляется, то ему нужно подсказывать
Фото 7

Игры с кинетическим песком развивают мелкую моторику

Неправильное произношение сложных букв бывает обусловлено особенностью строения речевого аппарата. Причина может заключаться в слишком маленьком либо большом языке, связке расположенной под ним, очень тонких, либо пухлых губах.

Предлагаем ознакомиться  Крем для блинного торта - рецепты сметанной, сливочной, шоколадной и йогуртовой пропитки

Артикуляцию способы нарушить также аномалии строения челюсти и зубов. Но чаще всего плохое произношение отдельных букв связано с неправильным педагогическим подходом.

Как быстро научить ребенка говорить в год в домашних условиях

Обычно, возникают трудности с шипящими звуками Щ, Ш, Ч, Ж. Также у ребенка может не получаться произносить Р, Л, С, К, Г, Ц, З. Чтобы научить малыша выговаривать сложные буквы, нужно регулярно с ним заниматься. Примеры упражнений приведены ниже в таблице.

Название упражнения Цель Суть
Расслабим язычок расслабление языка и улучшение произношения шипящих звуков Положить язык на нижние зубы. Верхней челюстью постучать по нему, проговаривая «та-та-та». Отдохнуть. Пошлепать по языку верхней губой, произнося «па-па-па»
Подъем кончика языка вверх укрепление мышц языка Открыть рот на 2-3 см. Высунуть кончик языка, распластав его по нижней губе. Положить на него жевательную резинку либо кусочек конфеты. Прилепить продукт к небу за верхними зубами. Важно при этом использовать только язык
Выдувание воздуха через середину языка произношение буквы Ф Улыбнуться и высунуть кончик языка, прижав его к нижней губе. Положить на стол ватку. Попытаться сдуть ее, не надувая щек. При этом произносится подобие буквы Ф
Произнесение букв Ш и Ж выговаривание Ш и Ж Произнести слог «СА». Подвинуть язык глубже в рот и снова повторить «СА». Аналогичное действие проделать, но выговаривая слог «ЗА»
Произношение буквы Ч Произношение Ч Языком ударить по альвеолам, произнося «ТЬ». Расслабиться и пропустить через щелочку звук Щ. Сначала это нужно делать очень медленно. Затем надо ускорить произношение двух звуков, не делая при этом пауз
Парус произношение буквы Р Широко открыть рот. Кончик языка расположить за верхними зубами, его нижнюю часть прогнуть вперед, а края прижать к зубам. Выполнить упражнение трижды по 10 секунд
Катание с горки произношение буквы К  На ладонь положить ватный шарик. Приоткрыть рот, корень языка приподнять, а кончик – опустить. Быстро выдохнуть и сдуть ватку с ладони

Беспокоиться и решать проблему молчаливости малыша нужно, когда ему исполнится 3 года. Но это не означает, что до этого времени родителям не нужно проводить развивающие занятия с ребенком.

Профессор Павлов доказал прямую зависимость от использования мышечных ощущений, которые идут от языкового органа к коре головного мозга. Простыми словами — мелкая моторика благоприятно влияет и стимулирует развитие речи.

Подготовительные упражнения для развития как физически так и скорейшего умения говорить:

  • Забавы с разными видами круп: пересыпание, просеивание, поиск игрушек в крупе, рисование на манке и т.д.
  • Вылепливание из пластилина или специального теста
  • Рисование пальчиковыми красками и кисточками
  • Игры с пальчиками: специальные куклы на пальцы, музыкальные песенки — инсценировки Железновой Е.Н. «Тюк-тюк кулачок», пальчиковые игры в виде стишков «Уроки логопеда» Косинова Е. М.
  • Чтение книг. Для начала потешки. Можно прочитать Барто «Игрушки». Далее перйти к сказкам: Колобок, Репка, Теремок, Сорока Белобока и другие. Главная задача – активное чтение, беседа мамы и малыша.
  • Игры с игрушками, в ходе которых вести разговор с ребенком и побуждать его
  • Можно рассказывать и описывать ежедневные домашние занятия
  • Смотреть мультфильмы, слушать музыку, петь веселые песенки для крохи
  • Полезно играть малышу в песочнице, общаться со сверстниками.мама учит разговаривать и читать малыша

Таким образом, слушая взрослых, малыш начинает постепенно напрягать голосовые связки, шевелить языком, губами — все его языковые мышцы начинают работать.

Вам обязательно понравится:

  • Как подобрать развивающую игрушку исходя с возраста ребенка-советы и подсказкиКак подобрать развивающую игрушку исходя с возраста ребенка-советы и подсказки
  • Что подарить девочке в возрасте 7-11 лет?Что подарить девочке в возрасте 7-11 лет?
  • Как подготовить ребенка к детскому саду: основные секреты легкой и быстрой адаптацииКак подготовить ребенка к детскому саду: основные секреты легкой и быстрой адаптации
  • Почему дети любят смотреть ужастики?Почему дети любят смотреть ужастики?
  • Бизиборд: что это такое, функции, главные элементы и роль в развитии ребенкаБизиборд: что это такое, функции, главные элементы и роль в развитии ребенка
  • Когда зарастает родничок у ребенка – физиология, нормы и уход за темечкомКогда зарастает родничок у ребенка – физиология, нормы и уход за темечком

Часто причиной отставания речи являются неврологические проблемы со здоровьем. Малыш плохо говорит в 2 и более года, а иногда и вовсе хранит молчание. В таких случаях малютка нуждается в медицинской помощи, и чем скорее это произойдет, тем легче вылечить патологию.

К основным причинам задержки речевого аппарата входят:

  • хронические болезни мамы, поражение ЦНС (центральной нервной системы) возникшие в ходе внутриутробного развития плода либо в послеродовой период;
  • пагубные привычки (курение, алкоголь, употребление наркотических, психотропных средств);
  • употребление лекарственных препаратов, противопоказанных в период лактации и беременности;
  • поздний токсикоз (гестоз) и угроза потери плода;
  • прием запрещенных антибиотиков;
  • недоношенность или продолжительность родов;
  • кислородное голодание (гипоксии плода);
  • черепно-мозговые травмы при родах;
  • инфекционные болезни (скарлатина, краснуха, корь, коклюш и пр.), перенесенные ребенком в столь раннем возрасте;

Отмечают также и физиологические причины, из-за которых ребенок не хочет говорить либо очень плохо разговаривает, это могут быть:

  • поражение слуха (тугоухость, глухота), в результате чего у детей ухудшается восприятие звука и процесс становления речи. Если в три года младенец не говорит, хотя раньше подавал позывы к разговору, следует посетить отоларинголога. Возможно у крохи врожденная либо приобретенная патология органов слуха;
  • недостаточное развитие речевого аппарата – отмечается обильное слюноотделение, открытый ротик. При патологии челюстных и лицевых мышц ребенку тяжело воспроизводить звуки, он не может глотать твердую пищу, появляется тошнота и рвота;
  • наследственные болезни или генетическая предрасположенность (например, замедленный рост нервных клеток у одного из родителей), также могут послужить причиной задержки речи у детей;
  • инфекционные болезни, которые поразили плод еще в период вынашивания ребенка. В итоге, у крохи нарушается процесс становления речевой деятельности, что отрицательно сказывается на его развитии и общении между людьми;
  • патология головного мозга или «аутизм». Такое болезненное состояние оборачивается тем, что кроха не может внятно говорить либо стремится уйти от контакта с окружающими.

Взрослые не уделяют внимания детям. Дефицит общения и запущенность – отбивают речевую активность, ребёнок закрывается, отсутствует интерес к окружающему и появляется устойчивое нежелание разговаривать.Стресс, частые ссоры в семье, испуг. Такие психологические нарушения замедляют появление речи

Чтоб выявить психологическую травму, следует обратить внимание на поведение малыша. Если он во время кормления часто вздрагивает ручками или ножками, кричит при появлении постороннего человека, либо у него имеются проблемы с недержанием мочи, следует побеспокоиться и проконсультироваться с врачом.Чрезмерная опека

Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы. Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Дети-молчуны аналогично встречаются и в три, и даже в четыре года (конечно, гораздо реже, чем двухлетние). Здесь уже малыша нужно обязательно показать специалисту (лору, неврологу, психологу, логопеду), и если со здоровьем всё в порядке, то родители занимаются стимуляцией речи.

После года начинается лавинообразный рост словарного запаса. В 1,5 года в норме появляются предложения из двух слов («Мама, дай»), а в 2 происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори: двухлетка говорит много, обозначая и то, что происходит вокруг, и то, что думает, чувствует и делает сам.

Игры и Скороговорки для развития речи

Как быстро научить ребенка говорить в год в домашних условиях

«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».

Для развития речи полезно:

  1. Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
  2. Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
  3. Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки.

  1. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
  2. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
  3. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
  4. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
  5. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
  6. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
  7. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.
  8. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
  9. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Двойняшки — тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, почему ребенок не может говорить.

Предлагаем ознакомиться  Зиртек сколько дней принимать ребенку до года

Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.

Иногда для «запуска» речи достаточно немного изменить условия, в которых находиться ребенок.

Для этого не обязательно использовать дорогостоящие игрушки или наборы для развития речи.

Создаем трудности

Неврологи и психологи советуют, чтобы разговорить ребенка, как можно меньше откликаться на его жесты и просьбы в виде мычания.  Стоит заметить, что это актуально для детей от полутора, двух лет и старше.

Но когда он сталкивался с трудностями, речевые центры мозга начинают работать активнее. Поэтому многие «не говорящие» дети начинают, активно разговаривать, посещая садик.

Малыши любят яркие картинки. Поэтому чтение книг их увлекает. Пока ребенок рассматривает картинку и слушает стишки или мини-сказки он запоминает новые слова.

Если читать книги с малышом часами вы не можете, включайте ему аудиосказки. Постоянно звучащая речь, будет стимулом для развития речевых центров ребенка.

Включайте малышу классическую музыку, она стимулирует развитие мозга. Многие специалисты рекомендуют Моцарта. Его произведения детьми воспринимаются легче.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, можно включать самые простые детские песенки и пытаться петь их вместе с ним. Это не только стимулирует музыкальный слух, но и речь.

Фото 2

Ошибочно сюсюкать с ребенком и общаться с ним на его «птичьем» языке

Малышам важно видеть нормальную артикуляцию и слышать обычную взрослую речь

Часть психологов считает, что сюсюканье и подражание детскому лепету уместны до шести, восьми месяцев.

Для нормального развития речи важно не только стимулировать ребенка к произношению новых слов. Но и пополнять его пассивный словарь

То есть слова значения, которых он знает, но пока не может выговаривать.

Фото 3

Для этого старайтесь как можно чаще называть малышу окружающие его вещи. А для занятий использовать не только книжки с картинками, но и предметы быта. Он лучше запомнит увиденное вживую.

Научить ребенка говорить в 1.5 года можно расширяя его активный словарь. Просите малыша повторять за вами простые слова (кот, дом и прочее). Помните, что повторение и регулярность занятий – залог успеха.

Это правило больше подходит для детей в возрасте 1 год 9 месяцев и старше. Необходимость ответить на вопрос стимулирует речевые центры.

С детьми от года необходимо рассматривая картинки обсуждать, то, что на них изображено. Рассказывайте малышу, что именно нарисовано, побуждайте его показать какой-либо предмет.

Активно играйте

Для детишек от года можно устраивать мини-спектакли.

Можно придумывать истории самостоятельно или разыгрывать сценки из мультфильмов или сказок. Всплеск положительных эмоций, речь взрослого стимулирует в малыше желание говорить.

Давайте ребенку играть с крупами (гречка, рис, пшено). Пусть у него под рукой будут предметы с разной текстурой – дерево, пластик, шерсть, хлопок.

А если сделать для малыша развивающую доску с различными щеколдами, крючками, выключателями, вы получите кроме развития речи, от 15 до 30 минут свободного времени.

Итак, как научить ребенка разговаривать? Все советы, которые будут рассмотрены далее, помогут родителям научить ребенка говорить. Эти рекомендации поддерживаются ведущими логопедами, которые постоянно занимаются с детьми и видели результаты этой работы.

Родителям необходимо постоянно следить за тем, что говорят их дети, и как говорят. Это поможет раньше заметить недостатки и поработать над ними. Правильная речь детей является залогом хорошего развития мышления.

А это значит, что такие дети будут лучше учиться, осваивать большой объем информации и в дальнейшем легко общаться с людьми.

Многие советы из этой статьи актуальны и если вы хотите научить ребенка разговаривать в 2 года.

Расширение словарного запаса детей возможно при следующих действиях:

  1. Создать с ребенком игру, в которой будет показываться предмет, проговариваться его название, объясняться его действие и то, для чего он нужен.
  2. Родители должны соблюдать четкую последовательность в этой игре:
    • произнести название предмета;
    • рассмотреть его внимательно вместе с ребенком;
    • назвать отдельные части предмета;
    • научить малыша, как обращаться с вещью и показать, какие действия она может совершать;
    • дать детям время рассмотреть предмет внимательно и поиграть с ним.

К завершению 3-го года жизни дети уже имеют словарный запас около 1 тыс. слов. Все развиваются в разных условиях, от этого зависит количество слов, которые знает малыш. Поэтому необходимо, чтобы дети общались с большим количеством людей, проявляли инициативу и стремились к исследованию окружающего мира. В дальнейшем это поможет быстрее научить ребенка правильно писать.

Возможно вам также поможет использование разрезных картинок для детей 2-3 лет, о которых мы упоминали ранее.

Выделяют пять стадий:

  1. Гуление. Примерно в два-три месяца, малыш пытается издать звуки.
  2. Отчетливое гуление. Начиная с пятого – седьмого месяца, звуки становятся более – менее понятливыми.
  3. Произношение коротких слов. В семь – девять месяцев малыш излагает короткие слова: мама, папа, баба.
  4. Осмысленное произношение слов. После девятого месяца малыш вкладывает смысл в произносимые им слоги.
  5. Словарный запас. После года, ребенок должен произносить до 10 слов. Он быстро запоминает и учится.удивленный малыш
  • Разговор мама – ребенок. Мама много времени проводит з малышом. Ему важен тактильный и словесный разговор. Необходимо напевать крохе, что бы он видел лицо и артикуляцию мамочки.
  • Комментировать свои действия. Рассказывайте малышу о всем, что делаете.
  • Разговаривайте с ребенком так, что бы он видел Ваше лицо и Вашу артикуляцию.
  • В возрасте 1,5 – 2 года, разговор с малышом мама должна вести в обычном ритме и тоне. Только, когда речь идет о новых словах, особое внимание определяется артикуляции и ударению.мама общается с дочкой
  • Не заменяйте сложные слова простыми. Называйте вещи своими именами.
  • Не забывайте про глаголы.
  • Используйте противопоставление.Например: птица летает – собачка бегает
  • Читайте стихотворения, потешки, сказки с самого малого.
  • Играйте словами, слогами, звуками.
  • Важно улучшать развитие мелкой моторики рук. Дайте малышу поиграть с крупами, макаронами, тестом. Дети, с хорошо развитой мелкой моторикой, умеют рассуждать логически, они внимательны, быстрее начинают разговаривать и писать.Мелкая моторика рук

Когда бить тревогу

В двухлетнем возрасте нужно уметь строить простые фразы (2-4 слова), использовать как минимум 50, а лучше 100 слов. Словами можно считать и звукоподражания, например «би-би» вместо «машина».

Начинайте принимать меры, если ребенок:

  • не пытается учить новые слова;
  • использует менее 20 слов;
  • не составляет даже двухсловные фразы;
  • не знает, как называются предметы вокруг, части тела и т. д.;
  • не может указать на известные ему предметы или принести то, что находится вне его поля зрения.

Рассмотрим еще некоторые факторы.

Есть расхожее мнение, что нужно отучить ребенка от грудного кормления до 2 лет, иначе он, скорее всего, поздно заговорит. На самом деле это утверждение не имеет достаточных оснований. Грудное вскармливание определяет строение прикуса и лица. Специалисты уверены, что дети, которых достаточно долго (до 2 и более лет) кормили грудью, лучше воспроизводят звуки, у них реже встречаются нарушения речи, а если и встречаются, то легко корректируются.

Плохо развивается речь якобы и у тех, кто не расстается с соской (пустышкой), особенно если соски не специальные ортодонтические, а обычные. Частично так оно и есть. Пустышка погружает ребенка в состояние, похожее на транс, он не слушает взрослых, не особенно интересуется тем, что происходит вокруг — следовательно, замедляются познавательные процессы.

Тем не менее, в обоих случаях особых причин для беспокойства нет. Просто нужно помнить, что все хорошо в меру. Исследования Всемирной организации здравоохранения доказывают, что независимо от способа кормления дети вырастают прекрасно развитыми и физически, и личностно, и интеллектуально.

Речевой негативизм

Постарайтесь не слишком часто просить ребенка, чтобы он что-нибудь сказал или повторил за вами. Иначе вы можете невольно выработать привычку к отказу от говорения: малыш будет упрямиться, явно или скрыто, но не станет высказываться по вашей просьбе или вообще реагировать словесно. Такая привычка называется речевым негативизмом.

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Развивать речь ребёнка можно и нужно уже в грудном возрасте. В педиатрии этот период именуется доречевым. Когда малыш с помощью органов чувств получает сведения об окружающем мире, возникает и мотивация для первых слов. Поэтому задача родителей — развивать у младенца зрительный, слуховой и тактильный анализатор.

Глазки крохи должны постоянно наблюдать вокруг интересные красочные предметы. Например, это мобиль в кроватке с вращающимися зверюшками, погремушки и прочие игрушки различной структуры. Помимо созерцания, ребёнок обязательно должен трогать эти вещи ручками.

Младенец в кроватке смотрит на мобиль, трогает его и смеётся

Приблизить первые слова грудничка поможет развитие его слухового, зрительного и тактильного анализатора

Но гораздо более важная составляющая успеха — непрерывное общение с ребёнком. Причём речь идёт не о привычном многим сюсюканье, словесном восхищении от красоты своего чада. Реплики должны быть содержательными — когда мама проговаривает, комментирует словами все свои действия как можно подробнее (например, «мама варит кашу», «какая красивая кастрюля», «какая кашка вкусная», «сейчас ты будешь есть кашку» и т. п.). При этом фразы не должны быть «сухими» — говорить нужно полными предложениями, использовать больше прилагательных, глаголов.

Варианты общения также могут быть следующими:

  1. Рассказывать малышу о своих ближайших планах («Сейчас я поглажу твои распашонки, и мы пойдём гулять»).
  2. Задавать крохе вопросы и самой же на них отвечать («Какие ползунки ты хочешь одеть на прогулку? Наверное, вот эти, сейчас мы их и наденем»).
  3. Ближе к году уже можно практиковать простейшие речевые игры (на вопрос всё ещё отвечает сам взрослый):
    • мама называет разные слова, и когда говорит о чём-то съедобном, громко восклицаем «Ам!» и делает вид, что хочет укусить малыша. После нескольких таких игр, возможно, он и сам будет отвечать «Ам!»;
    • игра в звукоподражания. Мама спрашивает у ребёнка: «Как кричит кошечка?» (собачка, лягушка, ослик и т. д.). Затем сама отвечает, причём как можно более весело и эмоционально. Наверняка грудничок будет смеяться в ответ и рано или поздно сам начнёт издавать характерные звуки;
    • игра «Где находится предмет?». Мама спрашивает у крохи о местоположении какой-нибудь вещи и опять-таки сама отвечает на свой вопрос (например, «где же бутылочка — вот она»).
Мама разговаривает с грудничком

Самое главное — непрерывное общение с грудничком, и не важно, что пока он не может словесно ответить маме

Грудничок с соской

Если вы хотите, чтобы ваш грудничок быстрее заговорил, отучайте его от соски

Фото 4

Обязательно (буквально с рождения) нужно читать малышу детские книжки, демонстрируя при этом крупным красочные картинки. Конечно же, первое время ребёнок не будет понимать смысла текста, но зато он будет слышать голос родного человека и живую образную речь.

Мама читает младенцу книжку и показывает картинки

Читать книжки можно и нужно едва ли не с рождения

Также полезно петь песенки, например, колыбельные, рассказывать простые, стихи потешки. Если же мама не умеет петь, на помощь придут покупные диски.

Предлагаем ознакомиться  Кисты челюстей у детей и подростков

Уже в грудном возрасте следует массировать крохе кисти рук, пальчики. Это стимулирует мелкую моторику, которая напрямую связана с речевым развитием. Ближе к году можно предлагать игры с мукой, манкой — погружать туда игрушку и предлагать малышу её найти.

Женщина массирует младенцу ладошки

Для развития речи с раннего возраста нужно стимулировать мелкую моторику — массировать пальчики рук и кисти малыша

В результате таких систематических занятий, вероятно, уже после полугода грудничок скажет свои первые простые слова («мама», «дай» и пр.).

Очень полезно перед гимнастикой, малышу сделать массаж. Кроха должен находиться в хорошем настроении, быть здоровым. Время упражнений рекомендуется одно и тоже и продолжительностью не более 15 минут. Любая мама знает своего ребенка и сможет построить гимнастику в интересной форме.

  1. Надувной шар. Показываем малышу как надувать воздушный шарик, при этом раздуваем щечки. Таким образом массажируем личика.
  2. Локомотив. Учим ребенка различать звуки. Как делает паровозик? Правильно ту-ту. Складываем губки уточкой, делая одновременно круговые повороты влево и вправо. Время, одна минута на сторону.
  3. Улыбка. Сначала улыбаемся, а далее складываем губки в трубочку, две минуты.
  4. Поцелуй. Целуемся и сводим губки уточкой. Упражняемся две минуты.
  5. Лошадушка. Нужно издать звук схожий, когда останавливают лошадь — тфпр-тфпр. Делаем по возможности, беспрерывно. Упражнение помогает разработать губы.
  6. Ротик — губки. Язычком проводим по губам в обе стороны.
  7. Язык. Последовательно дотрагиваемся верхней и нижней губы. Далее к уголкам левой и правой сторон ротика.
  8. Утреннее умывание. Имитируем умывание лица, обеими ручонками гладим личико и шейку, растираем от лобика, по гайморовых пазухах, к шее.
  9. Гимнастику заканчиваем повторением гласных и согласных звуков.

Повторяя за животными звуки и имитируя движения, рассматривая яркие картинки, такую гимнастику делать легко и непринуждённо. А красивое зеркальце во вложении — приятный сюрприз для деток, ведь они так любят в него смотреться.

Еще очень классная книга для деток от шести месяцев — «Уроки логопеда» Косинова Е.Н. Содержимое книги просто завораживает. В ней представлена целая коллекция игр на пальцах, языковой гимнастики в форме игры (веселые истории о языках мира), скороговорки для детей от 3 лет и старше. Книга очень яркая.

Когда ребёнок начинает произносить первые слова

После появления на свет младенца, родители с нетерпением ждут того момента, когда он произнесет первое слово. Молодые мамы интересуются, когда дети начинают говорить.

Однозначный ответ дать сложно, ведь на становление речи влияют психические, социальные, педагогические, наследственные факторы. Немаловажную роль играет и моторное развитие.

Формирование психических функций ребенка во многом зависит от возраста родителей. Например, ранняя беременность негативно сказывается на развитии плода. Это объясняется несформированностью организма молодой матери. Поздняя беременность также плохо отражается на становлении психики малыша. Это связано с началом старения организма, дефицитом костной ткани для развития плода.

Внутриутробные проблемы приводят к различным нарушениям протекания психических процессов, негативно сказываются на речевой функции ребенка. То, когда малыш произнесет первое слово, начнет общаться предложениями, зависит от его социально-бытовых условий.

Если младенец находится в неблагополучной семье, в которой родители постоянно ругаются, злоупотребляют алкоголем, не уделяют ему внимания, то у него будут проблемы с психикой, развитием речи, социализацией.

Определенные сложности могут возникнуть, если малыш растет в билингвальной среде.

Если родители внимательно относятся к ребенку, проводят с ним обучающие занятия, то это может ускорить становление речи, даже если имеются какие-нибудь заболевания, тормозящие данный процесс. Становление речи связано с развитием моторики.

Многое зависит от тонуса и крепости артикуляционных мышц, сформированности тонких движений пальцев рук. Определенные нарушения в работе нервной системы и головного мозга, могут приводить к тому, что малыш не начнет говорить в срок.

Речь развивается поэтапно. Сначала младенец произносит отдельные звуки, потом – слоги, затем слова. Спустя время у него появляется способность общаться фразам, строить простые и сложные предложения.

В первые два месяца жизни дети выражают свои потребности плачем. К трем месяцам они начинают гулить. В этот период малыш экспериментирует с произношением артикуляционных звуков.

В полугодовалом возрасте гуление сменяется лепетом. Младенец начинает выговаривать и повторять простые слоги. Родители могут услышать «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и другие звукосочетания. Эти слова ребенок произносит неосознанно.

После 10 месяцев речь грудничка становится осмысленной. Он выговаривает двухсложные или односложные слова: например, «мама», «папа», «дай», «баба», «на», «да». Произношение еще несовершенное, нечеткое. К годовалому возрасту активный лексикон составляет около 20 слов.

При отсутствии неврологических заболеваний и проблем со слухом, осознанными предложениями дети начинают разговаривать примерно с 1,5 лет. В этом возрасте лексикон насчитывает 30-40 слов. Учиться общаться малыши могут по-разному.

Одни хорошо выговаривают сложные звуки, но не могут составлять фразы из слов. Другие дети, наоборот, произносят предложения, но их речь невнятная, ее способны понять только родители и близкие родственники.

Оба варианта считаются нормальными. Надо отметить, что девочки начинают разговаривать раньше мальчиков. Полуторагодовалые дети могут задавать родителям вопросы «что это?», «где?». К двум годам речь значительно улучшается. Малыши уже четче выговаривают звуки.

Их лексикон содержит более 300 слов. При построении предложений дети могут использовать глаголы, наречия. Но их речь еще несовершенна и продолжает развиваться. В три года малыши уже могут строить предложения с предлогами, вопросительными словами, прилагательными. Ближе к четырехлетнему возрасту они осваивают местоимения и соединительные союзы, различные грамматические формы.

Дети уже хорошо связывают односложные предложения, разговаривают на языке, понятном не только родным, но и чужим людям. Они становятся полноценными собеседниками. Этот этап формирования речи является завершающим. Далее ребенок совершенствует способность общаться.

Начиная с 1 года малыш начинает активно передвигаться по дому, тем самым получая новый опыт. Полученный опыт отражается на речевом развитии.

Зачастую первые слова кроха произносит в период с 9,5 месяцев до 1 года 6 месяцев. Чаще всего первые слова — это то, что он чаще всего слышит — папа, мама, баба или же дядя.

В 6 месяцев малыш знает свои имя и поворачивает голову, если его произносят. Специалисты во время игры рекомендуют задавать вопросы, которые бы подталкивали малыша сказать название игрушки, которой он играет. Всегда отвечайте на его лепет и постепенно учите его произносить короткие слова, которые состоят из нескольких слогов.

Период с 8 до 9 месяцев — это лучшее время, чтобы обучить кроху имитировать звуки разных животных. Показывайте все на своём примере.

Очень часто для развития речевого аппарата используют игру, в которой нужно показать часть тела и назвать её.

То как быстро ребёнок научится говорить напрямую зависит от того, как часто родители с ним разговаривают. В возрасте 1 года дети уже не только понимают, что к ним обращаются, но и умеют говорить короткие и простые слова. По мере того как кроха начнёт ходить, его словарный запас начнёт увеличиваться.

Для эффективного развития можно использовать следующие игры:

  • Игры, которые способствуют развитию интонации. Например, перед ребёнком можно поставить игрушечного льва и кота, и дать задание, что он мяукал как кот, а потом рычал, как лев. Это упражнение хорошо способствует развитию голосового тембра, а также оно учит быстро менять интонации.
  • Попросите малыша назвать и показать какие у него есть игрушки. Это отличное упражнение не только для развития речевого аппарата, но и для памяти.
  • Рассматривая с ребёнком картинки в книжке, попросите его сказать, чем занимается тот, кто изображён на картинке, и что он ещё видит.

Обратите внимание на то, что связная речь формируется только к 3 годам. Чтобы детки начали говорить предложениями, родителям самым нужно говорить простым предложениями

Фото 5

Просите малыша описать, то что он делать или что делают другие. Показывайте ему пример, пусть он по первому повторяет за вами простые предложения. Старайтесь играть в такие игры, которые предполагают прямую речь малыша.

Четыре основных совета, которые помогут развить речь у ребёнка

Полезными будут занятия артикуляционной гимнастикой. Такие упражнения можно делать даже с младенцами

Обратите внимание на то, что такие занятия будут максимально полезными до того времени, пока малыш не научится чётко говорить.Внимательно слушайте, то что хочет сказать ваш ребёнок. Дайте ему обратную реакцию ответной фразой

Активное слушание нужно для того, чтобы поправляли малыша во время речи, тем самым корректируя её. Во время коррекции используйте уточняющие вопросы, переспрашивать и просите повторить сказанное слово.Читайте вслух. Дети, которые слушают разговорную речь родителей быстрее начинают сами говорить. Таким образом, малыш узнает больше слов, тем самым делая свою речь богаче.Пойте песни и учите простые стихи. Так, ребёнку будет намного интереснее учиться.

Почему могут возникать задержки в речевом развитии детей?

Зачастую причиной позднего развития речи является то, что дети недополучает нужного общения. Занятые родители зачастую окружают малыша разной техникой: телевизором, планшетами, а это негативно влияет на развития малыша. Ему нужно именно живое общение. Это объясняется тем, что кроха слышит речь по телевизору, однако, он не понимает, что она адресована ему.

Иногда причиной, того, что дети долго не начинают чётко говорить, является, то, что родители хорошо понимают лепет малыша. Вместо того, что стимулировать кроху говорить правильно, родители начинают угадывать, то что он хочет сказать. Чрезмерное сюсюканье может оказать негативное влияние на развитие малыша.

Фото 6

Проблемы с речью могут быть вызваны также тем, что ребёнок непослушный или очень активный. Такой малыш становится рассеянным и не старается запомнить и воспроизвести новые слова. Вместо того, что выслушать, то что хочет сказать мама или папа, малыш начинает кричать и прерывать общение.

Как итог следует отметить, что у каждого ребёнка развитие происходит по-разному. Кто-то начинает говорить очень рано, а кто-то с небольшой задержкой

Несмотря на это, родители должны уделять большое внимание развитию правильной и грамотной речи. Однако, помните, что все должно происходить в игровой форме, малышу должны нравиться такие занятия

Если соблюдать указанные ранее рекомендации, то в два года ребёнок будет разговаривать уже довольно хорошо (может сам строить фразы из 3–4 слов). Но у каждого малыша свой темп развития, и иногда встречаются дети-молчуны, которые в указанном возрасте практически не говорят (очень мало или же на своём «детском» языке), но при этом хорошо понимают всё сказанное.

Мальчик прикрывает рот рукой

В два года встречается довольно много детей-молчунов, которые всё хорошо понимают, но почти не разговаривают

Чтобы изменить ситуацию, взрослые должны следовать таким рекомендациям:

  1. Как можно больше говорить с ребёнком, причём целыми предложениями.
  2. Постоянное читать книг и беседовать по ним.
  3. Демонстрировать картинки на самую разную тематику (овощи, фрукты, животные, транспорт, птицы и пр.) и вместе называть изображаемый объект.
    Девочка держит картинку с изображением птицы

    Двухлетнему молчуну нужно демонстрировать различные тематические картинки и беседовать по ним

  4. Предлагать упражнения и игры на развитие мелкой моторики, в том числе лепку из пластилина, специального теста, рисование пальчиковыми красками.
  5. Играть в пальчиковый театр (персонажи надеваются на пальцы ребёнка), проигрывать стихотворения с помощью пальчиковой гимнастики.
    Мама с сыном надели на пальцы фигурки животных и играют

    Хорошее средство для стимуляции мелкой моторики — пальчиковый театр

  6. Почаще устраивать своему чаду общение с детьми более старшего возраста или сверстниками, которые уже хорошо говорят.
  7. Эмоционально рассказывать малышу ритмичные и простые стихи (например, А. Барто).
  8. Устраивать игры-инсценировки, где персонажи (куклы, предметы повседневного обихода, продукты и пр.) должны разговаривать.
Оцените статью
Дети от А до Я
Adblock detector