Как научить ребенка играть в шахматы и шашки

Уроки шахмат для детей: бесплатные видео для домашнего обучения

Шахматы – древняя логическая игра, сочетающая в себе развлекательный и развивающий аспекты. Многие родители, педагоги и психологи утверждают, что игра развивают логику, аналитические способности, тактическое и стратегическое мышление ребёнка. Вникая в суть, дети становятся более усидчивыми, спокойными и рассудительными.

Как научить ребенка играть в шахматы и шашки

Обучение детей шахматам можно начинать с четырех-пяти лет. Мы подобрали лучшие видео уроки шахмат для детей, которые помогут погрузиться в мир логической игры и развивать свои умения в домашних условиях.

Юный зритель будет учиться шахматным азам вместе с главными героями обучающих роликов – пятилетней Машей и трёхлетней Катей. Весёлые и смешные

видео в стиле детских блогов

заинтересуют юного зрителя и точно не дадут ему заскучать. Во время уроков шахматистки знакомятся с шахматной доской, отдельными фигурами, терминами «пат», «вилка», «рокировка», учатся ставить мат. Автор объясняет основы игры доступным языком и предлагает интересные задания.

Чаще всего детей начинают обучать игре в шахматы с 6-7 лет. В этом возрасте они уже способны усидеть некоторое время на одном месте и сосредоточиться на игре.

Но начать обучение можно и с 4 лет, если ребенок проявляет интерес. Уже в этом возрасте буквально за несколько месяцев можно достичь выдающихся результатов. Жорик — яркий этому пример.

В 4 года ребенок способен легко выучить, как ходят фигуры, хотя еще может путаться с конем.

С 5 лет способен видеть, что происходит на доске более глобально, хотя чаще сосредотачивается на определенной зоне.

С 6 лет ребенок начинает строить цепочку из одного или двух шагов, может предугадывать нападение противника.

Ну, куда сегодня мы без мультиков, пригодятся они нам и здесь.  

Как бы, ненароком,  случайно включите ребенку мультик про шахматы, это могут быть «Фиксики», как вариант.  

Смотрите вместе,  иногда комментируя.  

После просмотра мультика, случайно вспомните, что где-то у вас есть настоящие шахматы, которые вам подарил ваш пра-пра дедушка, или бабушка, не принципиальный момент. Главное загадочности побольше. Достаете с дальней полки ваш «рояль в кустах» — шахматы. Хорошие большие, карманный вариант не подойдет.

Вместе с ребенком откройте коробку и достаньте фигуры, делайте это таинственно, попросите малыша обращаться с ними аккуратно, поскольку шахматы это великое сокровище семьи, если обращаться  с ними небрежно, они могут обидеться и исчезнуть.  Расставьте их на доске, очень обзорно расскажите, что это за фигуры. Например: слуги, короли, кони, два враждующих войска, можете придумать им названия.

Это все не должно затянуться по времени и стать утомительным. Предложите ребенку все убрать под предлогом подготовки ко сну. 

Как научить ребенка играть в шахматы и шашки

Идеально, конечно на ночь рассказать малышу сказку про двух про шахматы (ваша фантазия должна работать по полной).  Дальше следите за реакцией ребенка. Если ему одновалентно, и он перебивает вас вопросами про то, когда вы ему разрешите поиграть в компьютерную игру, то не гоните коней и приостановите познание шахмат.

Дозированно вводите при нем ваши игры в шахматы с кем — либо, играйте при этом эмоционально и старайтесь, что бы ребенок непременно был рядом. Ничего не мотивирует детей лучше, чем яркий пример своих родителей! Если и это не работает, тогда отложите обучение на неопределенный срок. Возможно, ребенку необходимо повзрослеть.

Если же малыш явно заинтересовался, то идем дальше. 

Договоримся сразу,все ваши уроки не должны превышать максимум 30 минут, если видите, что интерес теряется, прекращайте занятия!  Сохраняя всю ту же таинственность, что и при первом знакомстве, начните рассказывать ребенку о значении фигур. Причем, не надо консперации, давать им вымышленные имена. Называйте всех  сразу своими настоящими именами. Что бы потом в голове ребнка не возникла путаница.   Единственное, что вы можете использовать метод ассоциаций.

Король — потому что на голове корона и он один, в стране не может быть двух королей.  

Ферзь — пусть будет королевой, это, думаю, не будет великая ошибка, то-же одна, то -же в короне , главная помощница короля.  

Ладья – их двое, они мужественные, мощные офицеры, они  достойны защищать короля. Слон  — то-же защитник короля, но более тайный, можно провести паралелль, что он весь закутан в одежду, только шапочка торчит, поэтому и тайный. 

Конь — ну тут все понятно (не промахнешься). 

Пешки – это солдаты, поэтому их много, поэтому они очень маленькие. 

Ну, вот как-то так. 

Пусть ребенок берет каждую фигуру в руки, повторяя ее название, старайтесь сразу, что бы каждая фигура становилась на свое место. 

В завершении занятия поиграйте с ребенком в игру «Угадай что пропало?»

Ребенок отворачивается, а вы убираете любую фигуру с доски, повернувшись,он должен назвать, что вы убрали. Потом поменяйтесь ролями.  В процессе обучения можете менять фигуры местами и просить ребенка оценить правильно ли расставлены они на доске.  

Думаю, с одного занятия малыш четко не запомнит название и расположение фигур. Сразу скажу, что вам необходимо настроится на длительны курс обучения (хотя,  каждый ребенок индивидуален, у кого- то быстрее пойдет, кому — то потребуется времени больше).  

При необходимости смотрите сами, занятие следует повторить еще раз.  В любом случае каждое следующее начинать с закрепления материала предыдущего. 

Задача №3.  Как научить ходить?

Итак, вы твердо решили, что вашему ребенку просто необходимо стать шахматистом. Как и где научить ребенка играть в шахматы? И как превратить занятия в шахматами в любовь всей жизни. Ведь многие бросают шахматы на первом году обучения, а жаль.

Есть несколько вариантов:

  • Научить самому;
  • Отдать в шахматный кружок;
  • Записаться в онлайн-школу.

Если вы умеете сами играть, то можете самостоятельно показать ребенку, что и как. Сначала можно просто играть в его присутствии, чтобы он заинтересовался игрой.

А затем уже и приступать к обучению. Для обучения лучше всего подойдут турнирные шахматы №5.

Главное, не спешите. Не старайтесь объяснить все и сразу. Начать можно с игры в шашки. Можно рассказать об истории шахмат, постепенно рассказывайте о каждой фигуре, о том, как она ходит.

Но одного умения играть и желания научить недостаточно. Одно неосторожное слово может отбить у малыша желание играть. Поэтому сначала трезво оцените свои педагогические способности.

Если не знаете, с как приступить к обучению, посмотрите видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы». И вы с легкостью привьете ребенку любовь к шахматам и научите его играть.

Кстати, курс будет вам полезен даже, если вы не умеете играть. Вы все равно сможете обучить ребенка, да еще и сами научитесь. Шахматы ведь полезны не только детям, но и взрослым.

Шахматный кружок

Если выступать в роли преподавателя не хотите, то узнайте, есть ли в вашем городе шахматный кружок. Посетите несколько занятий, поспрашивайте отзывы учеников, убедитесь, что преподаватель знает свое дело и детям с ним интересно.

И убедитесь, что не только вы хотите, чтобы ребенок посещал занятия, но и малыш разделяет ваш энтузиазм.

Недостаток этого способа в том, что детей в секции несколько, найти к каждому свой подход довольно сложно. Иногда кружок слишком далеко от дома или часы занятий неудобные.

Очень часто дети бросают занятия, потому что учителям не удалось привить любовь к шахматам. Дети на занятиях могут просто дурачится, могут не сложиться отношения с товарищами, ребенок разочаруется в шахматах, потому что будет часто проигрывать и так далее. Подробнее об этом прочитайте в бесплатной книге «Как стать чемпионом в шахматы за 6 месяцев».

Занятия в кружках — это здорово, но лучше начинать с индивидуального обучения дома.

Что же делать? Тут на помощь придет онлайн-школа.

Онлайн школа шахмат

Больше всего мне нравится вариант онлайн-обучения. В этом случае можно учиться вместе с ребенком, вы сможете пристально следить за процессом обучения.

Не надо тратить время, чтобы отводить ребенка в кружок.

Мне очень понравилась школа «Шахматы с Жориком».

Как только мой малыш подрастет, запишу его туда. А пока может сама поучусь. Обучает детей Павел Шипицин, кандидат в мастера спорта по шахматам и опытный педагог.

Предлагаем ознакомиться  Воспаление лимфоузлов на шее сзади у ребенка

Насколько эффективно его обучение вы можете узнать, прочитав историю Жорика , который уже в 4 года обыгрывает многих взрослых.

В школе можно не только учиться, но и общаться, обсуждать партии, узнавать новости и мира шахмат, участвовать в конкурсах и получать призы.

Индивидуальный подход, поддержка опытного наставника, игровая форма обучения, дружное сообщество единомышленников, конкурсы, гибкий график обучения, улучшенная классическая программа советской школы.

В России кстати больше всего гроссмейстеров, это доказывает, что наша программа самая эффективная.

Теперь вы знаете, как научить ребенка играть в шахматы и сделать его чемпионом. Даже если ваш ребенок им и не станет, он точно скажет вам спасибо, за то, что вы открыли ему удивительный мир шахмат.

Если вы ребенка настроены обучать сами, то естественно, вы  должны уметь играть в шахматы. А иначе, как можно научить другого тому, что не умеешь и не понимаешь сам, согласитесь — не логично. Следовательно, если вы не умеете играть в шахматы — обратитесь в детские центры, где такие услуги предоставляют, но опять, если вы загорелись этой идеей, то и сами учитесь. Это же не одноразовая акция.

Прошел курс обучения, и до свидания.  Зачем учили, куда деньги выкинули непонятно. Естественно, что любой приобретенный ребенком навык, необходимо закреплять, в том числе и умение играть в шахматы. Ну, разве не чудесно  провести вечер не у телевизора, а сразиться с ребенком в шахматы. Вы не находите?

Так что, тем, кто пойдет  к специалистам мы говорим в этой статье до свидания с настойчивым пожеланием обучиться игре самим. А с играющими родителями ведем разговор дальше. Понятно, если вы умеете играть, то вам не нужно объяснять правила. Но, очень часто бывает такое, — могу, играю, а научить не знаю как.

Так вот, мы постараемся дать вам решения к каждой из поставленных вами задач, при обучении ребенка игре в шахматы.

Изучайте ходы поочередно с каждой фигурой, не месите все сразу.  

Сначала устройте прогулку пешкам. Солдаты идут в поход. Здесь вам пригодится миф «О живой доске». После того, как  вы объяснили ребенку, как ходит пешка, вместе с ним прогуляйтесь  несколько раз ими  по доске. Попросите малыша самому по очереди походить каждой пешкой.

Если он делает неправильно доска вдруг «оживает» и начинается «землятрясение» или она подает «сигнал тревоги» (здесь все за висит ваших артистических способностей). Детям это нравится, они смеются, исправляя свои ошибки. Согласитесь, что это лучше, чем ваши монотонные замечания: неправильно, так не ходят.

Этот прием вы можете применять и при начальной расстановке фигур, если ребенок ошибается, доска может реагировать бурно. 

Как научить ребенка играть в шахматы и шашки

И так, по очереди, шаг за шагом, вы объясняете, по каким «тропинкам» ходят фигуры. Здесь коней не гоните. Превращайте каждое занятие в путешествие по шахматной стране сказочных героев. Кстати, таинственность никто не отменял. Не забывайте извлекать и убирать шахматы очень бережно. Пусть это будет своеобразный ритуал начала и конца занятия.

Начинать учить ребенка играть в шашки или шахматы можно с дошкольного возраста. Пятилетний ребенок очень активный и неусидчивый, но уже способен в игровой форме освоить игровые приемы и научиться соблюдать правила игры в шашки или шахматы.  Внимание в этом возрасте уже более устойчивое, произвольное, формируется наглядно-образное мышление. Ребенок вполне может 20-25 минут заниматься одним видом деятельности, если ему интересно.

Как научить ребенка играть в шахматы? Начните с простого! С малышами 3-4 лет смело можно играть в «предшахматы».

Игровое поле и фигуры можно смастерить самостоятельно. На доске сделайте вдвое меньше клеток, но крупного размера. Возьмите два комплекта игрушек. Например, зайцы и лисички. Так малыш освоит понятие «съел». Ходить можно только в одном направлении, например, только по диагонали, только вперед. После таких игр дети быстрее освоят классическую игру в шахматы.

  • Если вы сами не умеете играть ни в шашки, ни в шахматы, не беда — учитесь вместе с ребенком!
  • Играйте с ребенком как можно чаще, и он станет вашим достойным партнером!
  • Ребенок должен играть не только с игроками сильнее себя, но и слабее.
  • Будьте терпеливы и последовательны.
  • Хвалите за победу, даже за один верно сделанный ход.
  • Учите проигрывать достойно.

Научите ребенка относиться к проигрышу в игре спокойно, без обид на соперника. Не критикуйте, иначе ребенок не захочет вообще никогда заниматься соревновательными играми. Обязательно найдите, за что похвалить, проанализируйте хорошие моменты игры и ошибки. Учите анализировать ошибки и извлекать урок на будущее!

Как научить ребенка играть в шахматы и шашки

Уважаемые читатели! Играете ли вы со своими детьми в шахматы и шашки? В каком возрасте они научились этим играм?

Лучшим первым тренером для ребёнка всегда будет его собственные родители: малыш не волнуется, не боится посторонних и усваивает информацию с большей лёгкостью и желанием. Вадим Мартиш делится педагогическими хитростями и разбирает распространённые ошибки, например, показ всей изначальной расстановки шахматных фигур целиком — лучше показывать фигуры и их ход по очереди.

Шахматы для дошкольника

Лучшим стартом для дошкольника будет

видеокурс обучения шахматам для маленьких детей

. В рамках уроков ребёнок узнает о фигурах и их ходах, начнёт разбираться в шахматной нотации и будет понимать значение букв и цифр, обозначенных на доске. Благодаря забавным примерам малыш не забудет полученную информацию. Простые стихотворения помогут легко запомнить все фигуры и их особенности. Все восемь уроков отличаются чёткостью и наглядностью.

Шаг 3. Изучите особые правила шахмат

Как ходит король

Король — самая главная и ценная фигура в шахматах. Ее нельзя снять с доски, если он получает «мат», партия закончится.Как ходит: по диагонали, горизонтали, вертикали на соседнее поле. Не может ходить на соседнюю клетку в том случае, если она атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура это же же игрока.

Как ходит ферзь

Ферзь — самая мощная после короля фигура в шахматах. Условно оценивается в 8 пешек.Как ходит: вперед/назад, вертикаль/горизонталь, по диагонали, если на пути нет других фигур.

Как ходит ладья

Ладья  условно оценивается в 5 пешек.Как ходит: прямолинейно назад/вперед и вправо/влево, если на пути нет других фигур. 

Как ходит слон

Слон бывает чернополым (ходит только по черным диагоналям) и белополым (ходит только по белым диагоналям).Как ходит: по диагонали вперед и назад, если там нет других фигур.

Как ходит конь

Конь условно оценивается в 3 пешки. Как ходит: в форме буквы «Г», может «перепрыгивать» через другие фигуры.

 Как ходит пешка

Пешка — самая «дешевая» фигура.Как ходит: в вертикальном направлении на один квадрат вперед, может бить по диагонали и становиться на место той фигуры, которую побила. В начале партии пешка может сделать первый ход через одну клетку либо пойти только на следующую клетку вперед. 

Пешки имеют право становиться другими фигурами (кроме короля). Для этого пешка должна достичь последней линии доски (первая – для черных и восьмая – для белых). Выбор фигуры осуществляется тем игроком, который делает ход. Чаще всего пешку превращают в ферзя.

Также пешка может брать пешку соперника, которая была перемещена одновременно на две клетки доски.

Когда ребенок запомнит, как ходят все фигуры, начните учить его обдумывать ходы, выбирать тактику игры, мыслить стратегически.

Каждая из 6 фигур ходит по-своему. Фигуры не могут перепрыгивать через другие фигуры (за исключением коня) или вставать на поле, где уже стоит фигура того же цвета. Однако они могут встать на место фигуры противника, которая считается взятой. Фигуры обычно размещают так, чтобы они угрожали фигурам противника взятием (встать на поле, где стояла взятая фигура, заменив её), защищали свои собственные фигуры, которым грозит взятие, или контролировали важные поля на доске.

Король — самая важная фигура, но при этом и одна из самых слабых. Король может ходить только на одно поле в любом направлении: вверх, вниз, в стороны и по диагонали. Король никогда не может вставать на битое поле (где его может взять фигура соперника). Когда король атакован другой фигурой, это называется «шах».

Как научить ребенка играть в шахматы и шашки

Ферзь — самая сильная фигура. Он может ходить по прямой в любом направлении — вперёд, назад, в стороны или по диагонали на любое число полей, но при этом он не может перепрыгивать через другие фигуры. Если ферзь или любая другая фигура берёт фигуру соперника, ход заканчивается. Смотрите, как белый ферзь берёт чёрного, вынуждая чёрного короля сделать ход.

Предлагаем ознакомиться  Водянистые пузырьки на пальцах рук ребенка, кожа чешется, что делать?

Ладья может ходить на любое число клеток, но только вперёд, назад и в стороны (не по диагонали). Ладьи особенно сильны, когда они защищают друг друга и действуют сообща!

Слон может ходить по прямой на любое число клеток, но лишь по диагонали. В течении игры каждый слон всегда ходит по клеткам одного и того же цвета (белым или черным). Слоны хорошо действуют сообща, поскольку они прикрывают слабые стороны друг друга.

Кони ходят иначе, чем другие фигуры — на два поля в одном направлении и далее на одно поле под углом 90 градусов, буквой «Г». Конь — единственная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры.

Пешка — необычная фигура, она ходит и берёт по-разному: ходить пешка может лишь вперёд, а брать — лишь по диагонали. Пешка может передвигаться только на одну клетку за один ход, кроме самого первого хода, когда она может сходить вперёд на одну или на две клетки. Пешка может брать только по диагонали на одну клетку перед собой.

 Рекомендуем ->Одиночные шахматы (возьмите все свои фигуры)

В шахматах есть несколько особых правил, которые поначалу могут показаться нелогичными. Они были придуманы, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.

У пешки есть одна замечательная особенность — если она доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой (это называется «превращением пешки»).

Пешка может превратиться в любую фигуру. Существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так. Как правило, пешку превращают в ферзя. Превращаться в другие фигуры могут только пешки.

Последнее правило, касающееся пешек, называется «взятие на проходе». Пешку, которая только что продвинулась на два поля в один ход от своей первоначальной позиции, может взять пешка соперника, занимающая поле на той же горизонтали и на соседней вертикали, как если бы последний ход взятой пешки был только на одно поле, которое она миновала.

Такое взятие возможно только ходом, следующим за продвижением на два поля, и невозможно впоследствии. Изучите пример, чтобы лучше понять это необычное, но важное правило.

Ещё одно особое правило шахмат называется рокировкой. Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) вашего короля и вывести из угла ладью, включив её в игру. Совершая рокировку, игрок перемещает своего короля на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек (смотрите пример). Рокировку можно выполнить только при соблюдении следующих условий:

  • до рокировки король ни разу не ходил
  • до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
  • между королём и ладьёй не должно находиться других фигур
  • король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника

Обратите внимание, что при рокировке на королевский фланг король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется «короткой рокировкой». Рокировка на другой фланг, через поле, где находился ферзь, называется «длинной рокировкой». Как при короткой, так и при длинной рокировке, король передвигается только на два поля.

Как научить ребенка играть в шахматы и шашки

Переведите своего короля в угол доски, обычно там он в меньшей опасности. Не откладывайте рокировку. Обычно следует делать рокировку как можно раньше. Помните: не важно, насколько вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если вашему королю первому объявят мат!

Не отдавайте фигуры

Не проигрывайте свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, которые должны поставить мат. Существует простая система, при помощи которой большинство игроков определяют относительную ценность каждой фигуры:

  • Пешка — базовая единица — 1 очко
  • Конь стоит 3 очка
  • Слон стоит 3 очка
  • Ладья стоит 5 очков
  • Ферзь стоит 9 очков
  • Король бесценен

На результат игры эти очки никак не влияют — это лишь система, которую вы можете использовать для принятия решений во время игры. Она помогает вам понять, когда лучше взять фигуру соперника, разменять фигуры или сделать другой ход.

Вам нужно стараться контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если вы контролируете центр, у вас будет больше места для маневров своих фигур, а вашему противнику будет сложнее найти хорошие поля для своих. В приведённом выше примере белые, стремясь контролировать поля в центре, делают сильные ходы, а черные — слабые.

В приведённом выше примере белые задействовали все свои фигуры! Ваши фигуры бесполезны, пока они стоят на первой горизонтали. Постарайтесь развить все свои фигуры так, чтобы собрать больше сил для атаки на вражеского короля. В игре с достойным соперником атака на короля одной или двумя фигурами не сработает.

В серии минутных роликов (

смотреть уроки

) быстро объясняют возможностях всех фигур на доске, способах атаки. Видео отличаются лаконичностью и отсутствием лишних фактов. Благодаря большой доске ребёнок рассмотрит все фигуры и не упустит важные нюансы. На знакомство с курсом малыш потратит пять минут — этого будет достаточно для получения необходимого минимума знаний об игре, что поможет решать шахматные задачи.

Занятия в компании с Петей, Федей и их мамой. В процессе обучения вся необходимая информация раскладывается по полочкам: малыши получают знания о часто используемых лёгких и тяжёлых фигурах и их цветах. Показан способ быстрого запоминания фигур. Ход ладьи, слона и ферзя показывают сами дети. Взаимодействие фигур демонстрируется на импровизированной мини-доске.

Как научить ребёнка играть

Лучшим первым тренером для ребёнка всегда будет его собственные родители: малыш не волнуется, не боится посторонних и усваивает информацию с большей лёгкостью и желанием. Вадим Мартиш делится педагогическими хитростями и разбирает распространённые ошибки, например, показ всей изначальной расстановки шахматных фигур целиком — лучше показывать фигуры и их ход по очереди. Так малыш быстрее усвоит теорию и не будет перегружен. Просмотрев лекцию, школьник научится лучше ориентироваться на шахматной доске и использовать белый и чёрный цвет клеточек. 

БОНУС

Основы шахматной игры

Как научить ребенка играть в шахматы и шашки

Только после того, как ваш ребенок уверенно называет фигуры,  называет их место расположение, куда и как они могут передвигаться, вы можете начать объяснять правила игры.  Не делайте это заумными словами.

Условно — две великие страны (добро и зло, монстры и мутанты, ну черные и белые тоже пойдут) начинают сражение. Победит та страна, которая захватит короля. Начинайте игру. Сразу в игре отрабатывайте навыки ликвидации вражеских фигур. Сценарий игры видите вначале так, что бы вы победили, что бы ребенок понял, как это происходит. Потом мотивируйте на успех вашего будущего гроссмейстера.

И так, шаг за шагом, игру за игрой, ваш ребенок начнет уверенно двигаться по шахматной стране. Помните, никакого насилия!! Только живой интерес. Ребенок должен сам теребить вас достать шахматы  из тайного места. Игра может стать серьезной мотивацией — сейчас доделаем уроки и будем играть, сейчас уберем твою комнату и начнем игру и т.д.

После изучения фигур можно переходить к стратегии. Главные моменты, которые должен знать юный шахматист:

  • король — это главная фигура и ее нужно защищать;
  • захватить контроль над большей частью доски;
  • не подвергать опасности свои фигуры, каждая фигура должна быть под защитой;
  • прежде чем сделать ход, просчитать все шаги противника, какие он может сделать после вашего хода.

Каждая фигура должна иметь свою ценность, и малыш должен это знать:

  • Пешка — 1 очко;
  • Конь – 3 очка;
  • Слон – 3 очка;
  • Ладья — 5 очков;
  • Ферзь — 9 очков;
  • Король не имеет цены, так как если его срубят игра закончится. Это самая важная фигура.
Предлагаем ознакомиться  Грудничок не может покакать: как сделать, чтобы новорожденный сходил в туалет по большому || Ребенок ходит по большому водой

Ребёнку нужно дать ассоциацию, например, 1 очко это, одна конфета или один рубль, или то, что для него важно, и он хорошо это знает. Или пусть одно очко это одна пешка, тогда конь это три пешки.

Фигуры, находящиеся в центре, приобретают больший вес в отличии от тех, кто стоит на краю, в первоначальной позиции. У них появляется больше вариантов для нападения и отступления. Лучше всего для этого нужно использовать коней и пешек. А такие фигуры как слон, ладья и ферзь подойдут для контроля и нападения из далека.

Когда большинство фигур остается на своих изначальных местах, а все действия делает пара фигур, то в ключевой момент вам может не хватить сил для нанесения решающего удара или его отражения. А когда большое количество фигур контролируют поле, то победа неизбежна.

  • Не стоит стараться обыграть малыша. Если он будет постоянно проигрывать, то быстро потеряет интерес к игре. Иногда проигрывайте если видите, что ваш маленький ученик делает хорошие ходы и выбрал правильную стратегию, а также можно устраивать ничью;
  • Нельзя проигрывать постоянно или часто, т. к. после редкого поражения он будет сильно переживать;
  • Каждую партию, сыгранную с малышом, разбирайте. Поощряйте хорошие ходы и обсуждайте не удачные;
  • Играть нужно регулярно и не делать больших перерывов;
  • Не нужно ждать от ребенка быстрых и серьезных результатов, не оказывайте на него давления;
  • Не нужно давать малышу перехаживать, он должен осознавать ответственность за сделанный ход.

Как ходит король

Как научить ребенка играть в шахматы и шашки

Как ходит ферзь

Как ходит ладья

Как ходит слон

Как ходит конь

 Как ходит пешка

Шахматист, играющий белыми, всегда ходит первым. Чтобы решить, кто будет играть белыми, шахматисты обычно подкидывают монету или один из них угадывает цвет пешки, спрятанной в руке соперника. Потом ход делают белые, далее чёрные, потом снова белые, потом чёрные и так далее по очереди до конца игры. Возможность ходить первым — небольшое преимущество, которое даёт белым возможность немедленно начать атаку.

Чтобы совершенствоваться в шахматах, вам важнее всего играть! Не важно, играете ли вы дома с друзьями или родственниками или онлайн, вам необходимо много играть, чтобы стать лучше. В наше время легко найти противников в сети!

Как научить ребенка играть в шахматы и шашки

Хотя большинство людей играют в шахматы по стандартным правилам, некоторые любят играть в шахматы с изменёнными правилами. Они называются «вариантами шахмат». У каждого варианта свои правила.

  • Шахматы-960: в шахматах-960 (шахматах Фишера) начальная расстановка фигур выбирается случайным образом. Пешки расположены как и в обычных шахматах, а остальные фигуры за ними расставляются случайно.
  • Царь горы: в этом варианте шахмат можно добиться победы, заняв своим королем одно из полей в центре шахматной доски, так называемую «вершину горы».
  • Шведские шахматы: в эту игру играют парами. Когда один из игроков берет фигуру соперника, ее может использовать его напарник. Например, если я играю белыми, и мой напарник, играя черными, берет белого коня у своего соперника, то любым своим будущим ходом я могу выставить его на любое свободное поле доски.
  • Крейзихаус: очень интересная игра, где вы можете использовать фигуры, взятые у соперника. Например, если я играю белыми и беру черную пешку, она превращается в белую пешку, которую я могу выставить на доску как свою фигуру любым своим будущим ходом.
  • До трех шахов: в этой игре побеждает тот, кто первым даст три шаха королю соперника.

Наслаждайтесь этими удивительными вариантами шахмат.

Рекомендуемая статья -> 5 удивительных вариантов шахмат — учимся играть

Шахматы-960 используют стандартные правила, за исключением начальной позиции фигур на последней горизонтали, где они размещаются любым из 960 возможных способов, выбранным случайно. Рокировка происходит как и в обычных шахматах: король и ладья встают на привычные поля (g1 и f1, или c1 и d1). Шахматы-960 отличаются от обычных только большим разнообразием в дебюте.

 Рекомендуем->Играйте в шахматы-960 против компьютера

Рекомендуем ->Играйте в шахматы-960 с друзьями

Во многих турнирах применяется набор общих, схожих между собой правил. Такие правила не применяются в партиях, которые играют дома или по сети, но вам, возможно, всё равно захочется их использовать.

  • Тронул — ходи — Если шахматист касается своей фигуры, он обязан сделать ход этой фигурой, если он возможен. Если шахматист касается фигуры соперника, он обязан её взять. Шахматист, который хочет коснуться фигуры, чтобы поправить её, должен сначала заявить о своём намерении, сказав «поправляю».
  • Шахматные часы — В большинстве турниров используются шахматные часы, позволяющие задать время на партию, а не на ход. Оба противника получает одинаковое время на всю партию и самостоятельно решают, как его расходовать. Сделав ход, шахматист нажимает на кнопку или рычаг, запускающий часы соперника. Если у игрока закончилось время, и соперник заявляет об этом, допустивший просрочку проигрывает партию (если у соперника достаточно фигур, чтобы поставить мат, иначе присуждается ничья).

В рамках курса

«Обучение шахматам»

ребёнок обучается игре вместе со своими ровесниками. Автор видео объясняет своим детям правила игры прямо за шахматной доской. Малыши получают базовую информацию о шахматных фигурах, их количестве и ходах. Информация подаётся в удобном формате «вопрос-ответ».

Лекции проводит тренер и педагог, мастер ФИДЕ по шахматам Эльвира Уманская.

Онлайн уроки

станут для школьника достойной альтернативой живому занятию: доступным языком рассказывают историю создания термина «шахматы» и самой игры. Уманская объясняет основы игры, рассказывает о шахматных фигурах и их «стоимости», сравнивает фигуры с двумя войсками (метод улучшает наглядность информации). Педагог рассказывает о важном термине «рокировка», её правилах и объясняет, для чего она нужна. В процессе лекций ребёнок узнаёт о тактике и стратегии игры, научится думать во время игры на несколько ходов вперёд.

Задача №4.  Как объяснять правила игры?

Видеокурс подходит для детей младшего школьного возраста, состоит из

пяти коротких уроков

. Кроме базовых знаний о названии фигур, их ходе и расположении, ребёнок узнаёт новые игровые термины: шах, мат, пат, рокировка, превращение пешки. Автор роликов лаконично и доступно даёт школьнику начальные представления о стратегии игры, учит ставить мат.

Детский мат

Знакомство с шахматной нотацией и фигурами – лишь начальный этап обучения, который поможет решать элементарные задачи и играть со своими сверстниками на интуитивном уровне. Но без понимания стратегии ребенок будет проигрывать уже в первые секунды партий с более подкованными соперниками даже не понимая собственную ошибку и её причину.

Автор видео учит избегать «детского мата» и развивает базовый навык в дебютной игре, не оставлять поле f7 слабым. Усвоив эту маленькую хитрость, дети не только обеспечат себе безопасный дебют, но и сам сможет применять ловушку против неопытных соперников. В некоторых случаях школьник сможет быстро одолеет и взрослых людей, слабо разбирающихся в игре.

Шахматы с Олесей. Изучение с нуля

Занятия подходят для детей (

ознакомиться с каналом

), желающих глубже изучить стратегию шахматной игры и всерьёз заняться этим видом спорта. В рамках семинаров юная шахматистка Олеся и её тренер Олег Кислицын знакомят маленьких зрителей с хитростями шахматной игры. Проводится анализ основных этапов партии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Олеся и её тренер рассказывают об основных методах атаки и защиты. Материал объясняют на примерах известных партий. Часто авторы видео разбирают теорию прямо во время игры, благодаря чему обеспечивается системной и взаимосвязь подаваемой информации. Девочка объясняет принципы игры сама, её стиль будет понятен сверстникам.

Оцените статью
Дети от А до Я
Adblock detector