Логопедический массаж для эффективной коррекции речи детей

Показания к проведению

Логопедический массаж языка помогает справиться со следующими задачами:

  1. Корректирование правильного звукопроизношения.
  2. Нормализация и формирование дыхания (диафрагмального, а не верхнего или ключичного).
  3. Улучшение состояния и качества голоса и голосовых связок.
  4. Укрепление глоточных рефлексов.
  5. Нормализация правильной траектории движения органов артикуляции.

Родители должны знать, что существует ряд противопоказаний. Они носят временный характер и требуют отложить занятие на некоторое время. Например, детский логопедический массаж не рекомендуется делать при следующих обстоятельствах:

  • повышенной температуре;
  • простудном или остром респираторном заболевании;
  • воспалении дёсен;
  • стоматите;
  • конъюнктивите;
  • нарушениях лимфооттока;
  • увеличении лимфатических узлов;
  • при наличии крови в кале;
  • герпетической инфекции.

Тяжелые нарушения речи нередко сопровождаются проблемами с нервной системой. При дизартрии страдают отделы мозга, отвечающие за иннервацию мышц. При такой патологии дети не могут переключать артикуляционные позы, ощущать тонкие движения языка и губ.

Ведущий дефект — нарушение фонематической стороны. Ребенок говорит:

  • невнятно;
  • искажая звуки;
  • маловыразительно.

Лексика, грамматика не всегда страдают. При произношении звука язык отклоняется в сторону, либо ограничен в движениях. Кончик выступает между зубов, то есть появляется межзубное произношение.

При тяжелых нарушениях заметна асимметрия губ, напряженный, собранный в комок язык (либо он может быть вялым, расслабленным). Стертую форму дизартрии сложно определить, так как при ней страдает только произношение 1-2 групп звуков.

Использование массажных зондов для коррекции дислалии спорно. При нарушении страдает только произносительная сторона речи. Массаж укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, подготавливает их, ускоряет постановку звука. Некоторые логопеды придерживаются мнения, что это лишнее.

При дислалии может быть укорочена подъязычная связка. Она ограничивает подвижность языка, нарушается ряд звуков (соноры, шипящие). Желательно хирургически подрезать ее, но не все родители на это согласны. Поэтому зондом уздечку растягивают, при легкой степени дефекта можно значительно улучшить ее эластичность.

Логопедический зондовый массаж назначают при алалии. При данной проблеме страдают определенные участки коры мозга. У ребенка нормальный физический слух, но в 4 года он не говорит. При моторной форме малыш понимает обращенную речь, но сам пользуется жестами.

Массаж стимулирует поступление сигналов в головной мозг, что способствует развитию пораженных отделов. После курса лечения появляются звукоподражания.

Причина ринолалии — это дефекты в строении речевого аппарата (расщелины губы, десны, нёба). После операции остаются рубцы, которые мешают подвижности органов. Зондами разминают швы, стимулируют работу мышц.

Дьякова рекомендует зондовый массаж для коррекции заикания. В основе дефекта судороги разного происхождения. Из-за напряжения мышц человеку сложно сказать что-то. Для расслабления используют массаж.

Курсы массажа назначает невролог после полного обследования. Нельзя проводить его при эпилепсии разной формы, так как он может спровоцировать приступы.

Временный отвод дается при любых инфекционных, соматических болезнях. Нельзя проводить зондовый массаж при стоматите, кариесе, гингивите, кожных болезнях. Герпес, инфекции полости рта тоже служат медотводом для процедур.

При тошноте, рвоте, усталости нельзя проводить сеанс, лучше перенести его на другое время. Логопед осматривает каждого ребенка перед проведением массажа.

Массаж для развития речи имеет четкие показания к проведению:

  1. все виды заикания;
  2. различные дефекты речи (афазия, дислалия, брадилалия);
  3. потеря голоса (частичная);
  4. незначительные нарушения голоса;
  5. неконтролируемое слюноотделение;
  6. ДЦП (детский церебральный паралич);
  7. патология произношения, вызванная сильным напряжением мышц лица;
  8. гипертонус лицевых мышц;
  9. проблемы с развитием артикуляционных мышц;
  10. дизартрия (ограничение подвижности языка, неба, губ).

Логомассаж имеет ряд противопоказаний:

  1. стоматиты, гингивиты и прочие заболевания ротовой полости;
  2. конъюнктивиты, блефариты и другие заболевания глаз;
  3. инфекционные заболевания общего типа (ветрянка, грипп, корь и прочие);
  4. герпетическая инфекция;
  5. пульсация артерий и вен;
  6. увеличение лимфатических узлов;
  7. заболевания кожи (дерматиты, лишаи);
  8. обострение любого соматического заболевания;
  9. нарушение целостности массажируемых кожных покровов (ссадины, порезы);
  10. синяки на лице;
  11. нарушения сосудистой стенки, тромбозы;
  12. онкологические заболевания;
  13. грибковые поражения кожных покровов;
  14. страх ребенка перед специалистом или приспособлениями;
  15. гиперчувствительность кожи малыша.

Как делать логопедический массаж самостоятельно

Массаж специалиста, как и логопедический массаж для детей в домашних условиях, должен соответствовать гигиеническим требованиям.

Перед проведением процедуры нужно проветрить помещение. В комнате необходимо создать комфортные для ребенка условия.

Длительность зависит от индивидуальных особенностей здоровья ребенка. Начинать рекомендуются с 1-2 минут, к концу курса максимальная продолжительность одного сеанса может составлять 15-25 минут.

Схема продолжительности сеансов по возрастам:

  • 0-3 года – 10 минут;
  • 4-7 лет – 15 минут;
  • 7-10 лет – 25 минут.

Для проведения процедуры важно расположить ребенка в удобном положении. Это либо лежащее положение с валиком под головой либо полусидячее – в откидывающемся кресле.

Массаж логопедический – это популярный метод коррекционно-педагогического воздействия. Основывается он на механическом воздействии на речевой аппарат. При грамотном воздействии происходит нормализация речи.

Эта техника используется давно, но продолжает развиваться ежегодно. Дефектологи, педагоги, логопеды постоянно разрабатывают новые методики и тактики для массажа. Существуют занятия как профессионального уровня, так и домашнего (выполняются родителями или самим ребенком).

Логопедический массаж для эффективной коррекции речи детей

Какие цели преследуют специалисты, назначая логопедические упражнения?

  • Привести в тонус мускулатуру лица.
  • Нормализовать работу малоподвижных мышц.
  • Снизить патологические движения в мышцах (судороги, гиперкинезы и прочее).
  • Увеличить амплитуду артикуляционных движений.
  • Сформировать произвольные артикуляционные движения.
  • Скорректировать состояние при парезах и параличах мышц.
Приспособления для массажа языка
Приспособления для массажа языка

Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда. Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.

Как проводится массаж в домашних условиях?

  1. После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
  2. Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
  3. Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
  4. Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
  5. Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
  6. Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
  7. Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность). Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
  8. По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры. Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.
Предлагаем ознакомиться  Развитие новорожденного по неделям после рождения: первый год жизни малыша

Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.

Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания.

  1. Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
  2. Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
  3. Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
  4. Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
  5. Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».

Детский логопедический массаж дома дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается просто поразительный прогресс в развитии речи. Врачи советуют родителям не отчаиваться, а изучать техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит маму или папу даже во время воспитания здорового малыша.

Ниже приведём несколько вариантов, которые вы можете делать дома самостоятельно. Единственное, мы настоятельно рекомендуем один раз прийти к нам, чтобы логопед проверил всё ли вы делаете правильно. Заодно специалист даст рекомендации конкретно для вашего случая.

Перед тем как делать логопедический массаж в домашних условиях, нужно хорошо проветрить помещение. Другим важным моментом является отсутствие каких-либо болезненных ощущений — все манипуляции должны быть безболезненными.

Все манипуляции выполняется чистыми, тёплыми руками, не менее двух раз в день (утром и вечером). Берём не более 5–7 упражнений. Начинаем и заканчиваем массаж поглаживанием.

Упражнения для губ:

  • Поглаживаем верхнюю губу от середины до уголков рта, обратно не возвращаемся (5–7 раз). Движения выполняются медленно, без нажима.
  • Делаем то же самое с нижней губой;
  • Смыкаем губы и проводим их поглаживание от середины до уголков рта (5–7 раз).
  • Делаем лёгкое постукивание по губам от середины до уголков рта обеими руками (3–4 раза).
  • Выполняем спиралевидные движения по губам от середины до уголков рта (3–4 раза). Их можно делать на каждой губе отдельно или на сомкнутых губах. Носогубный треугольник не трогаем.
  • «Утёнок» — губы сомкнуты и чуть-чуть вытянуты. Выполняется лёгкое пощипывание губ (5–7 раз).
  • «Точечный массаж в уголках губ» — пальцы кладутся на уголки губ и делаются круговые движения на одном месте (5–7 раз).
  • Смыкаем губы и выполняем их поглаживание от середины до уголков рта (5–7 раз).

Для нижней челюсти:

  • Поглаживание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
  • Лёгкое постукивание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
  • Спиралевидные движения двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
  • Лёгкое пощипывание пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
  • Поглаживание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).

Для языка:

  • Поглаживание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).
  • Похлопывание высунутого языка от середины вниз вторым и третьим пальцами горизонтально (5–7 раз).
  • Постукивание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).
  • Спиралевидные движения по высунутому языку от середины к кончику языка (5–7 раз).
  • Пощипывание лёгкими движениями кончика языка (5–7 раз).
  • Поглаживание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).

Для нёба:

  • Поглаживание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).
  • Лёгкое постукивание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).
  • Зигзагообразные движения (вправо-влево) по центральной линии нёба (5–7 раз).
  • Спиралевидные движения по центральной линии нёба (5–7 раз).
  • Поглаживание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).

Он требует небольшой подготовки. Прежде всего, необходимо купить саму зубную щётку. Она должна быть чистой и специально предназначенной для занятий, а не для чистки зубов. Ворс у щётки должен быть мягким. Дополнительно потребуется купить бинт. Перед занятием нужно будет сделать несколько тампонов. Их подкладывают под язык для сбора слюны, которая будет активно выделяться во время массажа. Важно вовремя сменять тампоны новыми. Это потребуется делать приблизительно каждые 2 минуты.

Если в качестве массажиста выступает мама маленького ребёнка, чтобы расслабить малыша нужно проводить все упражнения в активном контакте-общении. Можно напевать песню, рассказывать сказку, включить классическую музыку, положить любимые игрушки. Нужно подстраиваться под своего ребёнка.

В основе всех массажных упражнений лежит поглаживание и лёгкая вибрация. С помощью последнего удаётся достичь расслабления мышц, которые находятся в гипертонусе. Поглаживания выполняют спиралевидными или круговыми движениями. Надавливания не должны быть сильными.

Логопедический массаж для эффективной коррекции речи детей

В том случае, когда логопедический массаж выполняется ребёнку больным ДЦП, нужно подобрать правильную позу. Она может быть такой:

  1. Лёжа на спине. Обязательно под голову нужно положить валик. Нижние конечности должны быть согнуты в коленях.
  2. Позиция эмбриона.
  3. На животе. В область груди ложится валик.
Предлагаем ознакомиться  Что такое вакуум при беременности

При выполнении массажа при ДЦП техника массажа направлена на релаксацию мышц языка. Дополнительно производится воздействие на скуловые мышцы, носогубную складку и подчелюстные мышцы.

Важным условием любого массажа является чистота рук и инструментов, которые специалист будет использовать во время выполнения процедуры. Логопедический массаж ложками выполняется при помощи обычных столовых приборов. Единственное условие: отсутствие узоров и прочих выступающих элементов на ложке, которые могут травмировать слизистую.

Для выполнения массажа потребуется взять 2 чайные ложки и несколько про запас на тот случай, если они будут падать на пол.

Родители должны понимать, что при проблемах с речью в массаже в большей степени нуждается язык, но без активизации всего речевого аппарата невозможно добиться должного результата. Все упражнения повторяются по 8 раз. Техника выполнения логопедического массажа ложками следующая:

  1. Поглаживание висков ребёнка выпуклой стороной ложки. Движения должны быть направлены по часовой стрелке.
  2. Лёгкое поглаживание глазных впадин округлой стороной ложки. Ложку ведут изначально вдоль надбровной дуги по направлению к внешнему уголку глаза. Возврат ложки осуществляется под глазом.
  3. Выпуклой стороной столовых приборов производится поглаживание щёк ребёнка.
  4. Спиральные движения выпуклой стороной прибора в области виска. В завершение можно сделать несколько лёгких нажатий (нужно быть очень аккуратным).
  5. Жевательные и подбородочные мышцы разминают круговыми движениями округлой стороной ложки.
  6. Кончиком столового прибора нужно «поскрести» по верхней, а затем по нижней губе. После этого делают частые нажатия.

Общие рекомендации по проведению

Длительность курса рассчитывается индивидуально. В среднем достаточно 10-ти процедур, проводимых через день. Между циклами делают перерыв в месяц. Некоторые логопеды предпочитают включать массаж перед каждым занятием.

Длительность процедуры зависит:

  • от возраста;
  • степени дефекта;
  • личностных особенностей.

Минимальное время – 5 минут, максимальное – 25. Воздействие не должно вызывать боли, допускается небольшой дискомфорт. Дети могут бояться зондов, так как они напоминают медицинские инструменты. Можно дать их потрогать, поиграть ими, провести сеанс на игрушках.

При негативизме, истериках, агрессии первые сеансы делают максимально короткими. Начинают с поглаживания губ, щек, кончика языка. При ярко выраженном рвотном рефлексе воздействие начинают с легкого, постепенно продвигаясь вглубь рта.

Сеансы массажа проводят в хорошо проветриваемом помещении. Оно должно быть теплым, светлым, уютным.

Не стоит отказываться от всех средств коррекции. Для лечения тяжелых нарушений речи требуется комплексный подход. В него входит:

  • медикаментозная терапия;
  • физиотерапия;
  • общий массаж и логопедический.

Занятия с психологом позволяют вырабатывать мотивацию, развивать высшие психические функции. Логопедический массаж часто вызывает у ребенка неприятные ощущения, поэтому в качестве поощрения покупают что-то вкусное или игрушку.

В домашних условиях можно использовать навыки самомассажа. Крупенчук разработала технику с использованием столовых ложек. Ее она подробно изложила в одноименной книге.

Перед процедурой ребенка правильно настраивают, объясняют ему необходимости ее проведения, обещают наградить. В некоторых случаях мама может присутствовать в кабинете.

Не стоит воспринимать зондовый массаж как легкое решение проблемы. Тяжёлые нарушения речи требует 3-4 лет для исправления всех дефектов. Поэтому необходимо набраться терпения.

Эффективные виды логомассажа

Самыми популярными признаны следующие виды логопедического массажа.

  1. Классический, или ручной массаж. Проводится специалистом с помощью рук и различных приспособлений (зубная щетка, шпатель). Используются похлопывания, поглаживания, растирания, легкая вибрация.
  2. Зондовый массаж по Новиковой. Этот вид воздействия предложила логопед Елена Викторовна Новикова. Проводится с помощью приспособлений (топорики, вилочки и другие).
  3. Точечный массаж, в ходе которого специалист воздействует на точки, связанные с речевым аппаратом. Стимуляция этих точек способствует активации речи.
  4. Массаж вибрационными аппаратами.
  5. Самомассаж, в ходе которого малыш сам себе массажирует мускулатуру лица.

В зависимости от конечной цели массаж разделяется на 2 вида:

  1. успокаивающий (при гипертонусе, парезах);
  2. активизирующий (при ДЦП).

Комплект зондов

Логопедические зонды для постановки звуков (под авторством Рау) не подходят для массажа. Специальный набор был разработан Новиковой Е. В. В него входит 8 основных зондов плюс 4 дополнительных. Патент на разработку был получен в 2000 году.

Зонды используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Стимулирование мышц ведущей руки улучшает моторику, способствует развитию почерка.

Первый инструмент – вилочка, выглядит как две чуть разведенные в сторону тупые иглы. Легкое покалывание оказывает активизирующее действие.

Второй инструмент – восьмерка. На конце круглая петля, которая «перетирает» мышцы.

Третий, четвертый, пятый инструменты – это «саночки» разного размера. Форма зондов напоминает закругленные полозья санок, отсюда и произошло название. Работать можно любой стороной инструмента.

Шестой инструмент – топорик, выглядит как две плотно прижатые петли. Используется для нажатия на поверхность органов, скольжения. Нормализует тонус, повышает подвижность мышц.

Седьмой – крестовина, петли закругленные, перекрещивающиеся. Применяется для стимуляции мышц языка, разработки его подъёма.

Восьмой инструмент – толкачик, петля небольшая, поднята под прямым углом к ручке зонда. Позволяет стимулировать подвижность, эластичность мышц. При нажатии на язык создает напряжение, после того как давление убирается, орган расслабляется.

Девятый инструмент (дополнительный) – щипчики, выглядит как две больших закругленных петли, расположенных параллельно друг другу. Зондом удобно брать язык, аккуратно двигать его.

Десятый инструмент – подтягивающий, выглядит как низкая широкая рамка. Используется для растяжения уздечки.

Одиннадцатый инструмент – лебедушка, петля небольшая, загнутая у основания, после чего идет небольшой вертикальный участок зонда, который сгибается под прямым углом к ручке зонда. Массирует нёбо, устраняет саливацию.

Двенадцатый – скользящий, выглядит как вытянутый треугольник с круглыми углами. Используется для скользящих движений.

Некоторые авторы вносили свои коррективы в комплект массажных зондов. Воробьева совместно с Крупенчук создали авторский набор. Он состоит из 9 инструментов. Новаторством можно считать создание зондов с разными катушками с небольшими гранями. Подобное покалывание позволяет эффективно стимулировать нервную систему.

Преимущества и недостатки методики

Зондовый массаж позволяет ускорить постановку звуков, облегчить усвоение артикуляционной гимнастики, наладить работу мышц. Без него коррекция дизартрии затянется на 5-10 лет.

Он не требует особых условий проведения, так как его может сделать любой логопед с соответствующей квалификацией. Во многих коррекционных учреждениях его проводят специалисты по мере необходимости.

Предлагаем ознакомиться  Медотвод от Манту: что это такое, причины медотвода, как получить

У него есть и недостатки. Значимость, ценность массажа переоценена – это вспомогательный инструмент, а не панацея. Низкоквалифицированные логопеды предоставляют зондовый массаж как лекарство от всех проблем. На самом деле воздействие дает только почву для постановки звуков, что не отменяет остальных этапов работы.

При неправильном использовании инструменты вызывают негативизм ребенка, так как при незнании ими можно серьезно навредить. Некоторые специалисты действуют грубо, неправильно, что приводит к боли, отказу ребенка заниматься.

Особенности проведения

Проведение упражнений для коррекции речи у детей – это серьезное действие, требующее специальной подготовки специалиста, родителей и детей. Поэтому важно знать определенные правила подготовки.

Подготовка логопеда перед сеансом заключается в составлении индивидуального плана упражнений для каждого ребенка и соблюдении санитарно-гигиенических норм:

  • чистая индивидуальная одежда (халат или костюм), медицинские перчатки, маска;
  • одноразовые или продезинфицированные инструменты;
  • частое мытье рук или использование антисептического раствора;
  • применение антисептического раствора для ротовой полости малыша («Мирамистин», «Гексорал»);
  • использование стерильных салфеток.

Также важна подготовка родителей и малыша.

  • Если сеанс проводится дома, необходимо проветрить помещение.
  • Ребенок не должен быть голодным. Но и кормить его непосредственно перед приходом специалиста не стоит.
  • Если малыш не в настроении, капризничает и плачет, стоит отложить логомассаж.
  • Если кроха неважно себя чувствует (головная боль, тошнота, другие симптомы), стоит отложить сеанс.

Зондовый логопедический массаж

Длительность одного массажного сеанса зависит от возраста ребенка. Чем меньше кроха, тем короче работа с логопедом.

  • Возраст от 0 до 3 лет – 5-10 минут.
  • Возраст от 4 до 7 лет – 15-20 минут.
  • Ребенок школьного возраста – больше 20 минут.

Курс массажа состоит из 10-20 процедур. В неделю проводится 2-3 занятия. Иногда, по особой необходимости, занятия могут проходить через день или чередоваться с другими реабилитационными мероприятиями. Если ребенку необходимо несколько курсов, то между ними соблюдается перерыв. Минимальная длительность перерыва – 14 дней. За это время организм малыша успевает перестроиться и подготовиться к новому воздействию.

Перед началом процедуры логопед исследует состояние мимических, артикуляторных мышц, общей, ручной моторики. Определяет в каком они состоянии: напряжены или пассивны, имеются ли подёргивания, асимметрия в работе мышц, в зависимости от этого подбирает соответствующий набор упражнений. Во время сеанса массажа специалист подробно рассказывает и показывает тонкости проведения процедуры родителям. Они же, в свою очередь, для закрепления полученного результата, проводят их дома.

Массаж для развития речи рекомендуется делать в несколько циклов, каждый из которых включает в себя 10 сеансов. Сеансы проводятся либо каждый день, либо через день. Промежуток между циклами составляет 1–2 месяца. Если нет возможности частого визита к логопеду, допускается увеличение расстояния между сеансами, при этом необходимо увеличить их количество.

Логопедический массаж практически бессмыслен без одновременно проводимых занятий по коррекции имеющихся речевых нарушений. Поэтому мы проводим его бесплатно в рамках индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.

Продолжительность первых сеансов должна составлять около 5 минут. Постепенно время и количество упражнений увеличивается. Малышам, у которых были обнаружены серьёзные проблемы с развитием речевого аппарата, длительность первых занятий составляет всего 1–2 минуты, тем самым мы постепенно приучаем их к этому процессу, чтобы не вызвать негативного отношение к массажу и добиться необходимого результата.

В зависимости от нарушения речи у детей, специалист выбирает определённый вид массажа (руками, зондами, ложками и др.) и технику его выполнения. Следует учитывать, что логопедический массаж языка вспомогательными средствами должен проводиться не ежедневно, так как можно вызвать раздражение языковых рецепторов. Оптимальным вариантом считается выполнение через день.

Зондовый массаж — это самый эффективный метод, так как зонды имеют разную форму и функции, что позволяет достичь необходимого эффекта значительно быстрее.

Вы можете ускорить процесс коррекции нарушения, проводя массаж самостоятельно. Для занятий с ребёнком не требуется покупать каких-то специальных зондов, которые можно увидеть у логопеда, когда он выполняет процедуру. В работе с ребёнком дома можно использовать тёплые руки взрослого или обычные ложки, зубную щётку.

Обработка инструментов

Каждый комплект инструментов используется один раз. После его замачивают в дезинфекционном растворе, не вынимая из него, обрабатывают ватными тампонами в течение 30 секунд.

Потом инструменты моют под проточной водой с использованием таких средств как «Прогресс», «Биолот», «Астра». Делают это 10 минут.

В дистиллированной воде зонды моют 30 секунд. В конце сушат в сухожаровом шкафу.

Это стандартный метод стерилизации медицинских инструментов. Пренебрегать им нельзя, так как это нарушение закона. Дети могут иметь разные болезни, в случае массового заражения будут серьезные проверки, расследование.

Различные техники логомассажа

Рассмотрим основные массажные техники в зависимости от задействованных зон.

Логопедический массаж языка

  • Проводится профессиональными приспособлениями (зондами, лопаточками) или подручными материалами (ложками, зубными щетками). Может проводиться руками в стерильных перчатках.
  • Во время проведения под язык подкладываются сухие стерильные салфетки для впитывания излишков слюны.
  • При возникновении жалоб на боль и дискомфорт со стороны ребенка работа прекращается до следующего раза.

Логопедический массаж лица

  • Проводится поэтапно, сверху вниз. Сначала обрабатывается лоб, потом щеки, нос, губы, подбородок и шея.
  • Проводится воздействие на специальные точки.
  • Вместо ручного массажа может проводиться массаж чайными ложками.

Логопедический массаж рук

  • Работа с кистями рук улучшает мелкую моторику.
  • Воздействие на определенные точки улучшает нервную и мозговую активность, дает позитивный настрой.
  • Тепло рук специалиста успокаивает и расслабляет.

Массаж мочки уха

  • Сначала массируют уши по отдельности, а после – вместе.
  • Движение начинают от нижнего края мочки уха, постепенно двигаясь вверх.
  • Все движения плавные, нежные, но ритмичные.

Проведение в домашних условиях

Не стоит пытаться проводить его самостоятельно. Перед началом курса специалист проводит обследование ребенка, осматривает органы артикуляции, определяет тонус, составляет подборку упражнений. Не всегда нужен полный комплект зондов, часто достаточно 4-5.

Детям проще переносить процедуру в другом помещении. Психологически им спокойнее потерпеть дискомфорт какое-то время.

Степень воздействия инструментов выбирает специалист. Основные техники:

  • давление;
  • скольжение;
  • сжатие;
  • растирание.

Выбор техники делает логопед. Родителю без специальных знаний сложно будет подобрать ее. Зондовым массажем можно навредить — порвать уздечку, вызвать гипертонус, усилить рвотный рефлекс и т. п.

Оцените статью
Дети от А до Я
Adblock detector