Развитие детей дошкольного возраста. Современные методики или классика

Глен Доман – воспитываем с пеленок

Американский педиатр создал уникальную методику формирования умственных способностей у детей раннего возраста. Он считал, что самое благодарное время для обучения – до семи лет, пока происходит активное развитие мозга. В основе метода лежит уверенность в поистине безграничных возможностях ребенка усваивать информацию, получаемую из картинок со словами и изображениями.

Доман также придавал огромное значение и физическому развитию грудничков, связывая его с интеллектом. Автор крайне негативно относился к пеленанию и всему тому, что сковывает движения и препятствует двигательной активности малышей. Систематические упражнения по системе Домана стимулируют раннее речевое развитие, скорочтение и детскую любознательность, расширяют словарный запас. (Подробно о методике Глена Домана)

Доктор философии, изобретатель Леонид Береславский считает, детям необходимо развиваться ежеминутно, а взрослые обязаны предоставить им такую возможность. Автор рекомендует заниматься с ребенком по своей методике с полутора лет, чтобы не пропустить ни один важный сенситивный период, предназначенный для овладения определенным навыком.

Так, в полтора годика приоритет отдается развитию мелкой моторики, внимания, изучению видов животных. С трехлетнего возраста добавляются задачи на логику, геометрические фигуры и пространственные представления. А к моменту поступления в школу необходимо тренировать память и логическое мышление, постепенно упорядочивая ранее приобретенные знания. Еще одна изюминка – раннее обучение шахматам, знакомство с которыми начинается в 3,5 года.

Дошкольный возраст

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.

Глен Доман

Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте, приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.

Воспитание дошкольников можно условно разделить на два направления. Первое — подготовка к школе, что, без сомнения, необходимо. А второе — развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни.

Конечно, тем родителям, чьи дети посещают детский сад, во многом легче. Там воспитанием дошкольников занимаются профессионалы. Однако в любом случае на плечи родителей ложится основная часть забот о дошкольном воспитании.

Как определить, готов ли ваш ребенок к школе? Для этого существует множество тестов, однако все они так или иначе подразумевают утвердительные ответы на основные вопросы.

  • 1. Выражает ли ребенок желание учиться?
  • 2. Нравится ли ему изображать из себя школьника?
  • 3. Хочется ли ребенку узнавать новое?
  • 4. Присущи ли ребенку различные интересы?

Если сын или дочь проявляет стремление учиться, познавать мир, постигать что-то новое — значит, необходимо подержать их в этом стремлении.

Многие родители, решив посвятить последний год перед школой дошкольному воспитанию, допускают распространенные ошибки. Например, лишают ребенка «тихого часа» после обеда («чтобы привыкал») , устраивают домашние «уроки» с тетрадями, звонком и переменами, занимаются с ребенком по программе 1-го класса.

Развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Большинству первоклассников это дается трудно, потому что в период дошкольного воспитания ими не были получены соответствующие навыки. При воспитании в дошкольном возрасте очень важно привить именно такие взгляды и привычки.

Развитие детей дошкольного возраста. Современные методики или классика

Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов. Они отправляют импульсы прямиком в мозг, в центры, контролирующие развитие речи и согласованность движений пальцев рук.

Эти центры находятся в непосредственной близости. Вот почему столь важно при дошкольном воспитании и обучении уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики.

Работая ручками, пальчиками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.

Многие родители, думая о методах воспитания дошкольников, ошибочно предполагают, что начинать их применять нужно не раньше, чем в 3–4 года. На самом деле дошкольное воспитание детей начинается с первых дней жизни.

Развитию мелкой моторики способствуют даже самые простые занятия с «грудничком», которые можно проводить с первых дней его жизни. Хороший эффект при развитии и воспитании детей дошкольного возраста дает «пальчиковая гимнастика» — нужно сгибать и разгибать поочередно каждый пальчик малыша, осторожно массировать их, делать круговые движения по маленьким ладошкам.

Дошкольное воспитание детей, их развитие немыслимо без тренировки рук и пальцев. Если вы задумываетесь о правильном воспитании детей младшего школьного возраста и их развитии, предоставьте им возможность перебирать какие-нибудь мелкие предметы (разумеется, под наблюдением взрослых, чтобы не было соблазна попробовать «на зубок», например, пуговицы) .

Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик, сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок.

А сколько радости (а вместе с тем и пользы) доставляют младшим дошкольникам игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.

Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание родителями особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка.

Малыш постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше. Иногда в процессе общения возникают различные сложности, вызванные неумением слушать других людей или отстаивать свое мнение.

Грамотное дошкольное воспитание детей — это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми.

Возраст от 4 до 6 лет психологи называют сравнительно спокойным периодом. Воспитание младших дошкольников 4–5 лет осуществляется относительно легко: малыш спокоен, послушен, хорошо спит и ест, не нуждается в ежечасной опеке. Если же ребенок, например, плохо засыпает — попробуйте упорядочить вечерние действия и превратить отход ко сну в некий ритуал. Умывание-купание, переодевание, чтение или рассказывание сказки (верхний свет при этом необходимо выключить, оставив гореть торшер или ночник) .

Воспитание и развитие ребенка 6 лет и старше подразумевает наличие большого терпения и умения договориться. И если в семье ребенка окружают любовь и забота, то несколько иначе обстоит дело в детском саду. Сверстники не всегда столь же доброжелательны, как родители.

Поэтому могут возникнуть трения, ссоры, конфликты. И все же более предпочтительными и интересными для ребенка являются именно контакты с детьми.

Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание и руководствуясь программой воспитания дошкольников, нельзя забывать о том интересе к окружающему миру, который испытывают все без исключения дети в этом возрасте. Приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы маленького «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию.

Дошкольное воспитание детей включает в себя множество факторов, в том числе чтение и рассказывание сказок и историй. Некоторые родители, заботясь о правильном дошкольном воспитании и обучении, иногда пытаются развить в малыше «храбрость», рассказывая ему страшные истории.

Практически все дети изначально настроены на позитивное восприятие событий, они — оптимисты по натуре. Вот почему при дошкольном воспитании нужно избегать страшных сказок и всевозможных «страшилок»: хрупкая и ранимая психика ребенка может пострадать, дети в этом возрасте еще не подготовлены к восприятию негатива.

Старайтесь сохранить светлое и доброе восприятие жизни в ребенке. Почаще говорите, что любите его, обнимайте, целуйте, хвалите. Это очень важно для правильного дошкольного воспитания.

Ваша забота, внимание и любовь дают ребенку ощущение защищенности, а впоследствии это чувство перерастет в уверенность в собственных силах.

Если уделять дошкольному воспитанию детей достаточно внимания, интересуясь методиками воспитания детей дошкольного возраста, это обязательно принесет свои плоды, наложив отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.

Психологи, занимающиеся вопросами дошкольного воспитания и являющиеся авторами методики воспитания дошкольников, утверждают, что страхи появляются у ребенка в результате недостаточного тепла, которое уделяют им родители, и избыточного количества всевозможных запретов.

– запирать его одного в комнате;

– пугать доктором («сделает укол») или милиционером («посадит в тюрьму») ;

– бить (по лицу, рукам) ;

– пугать волком, собакой и другими животными;

– переставать разговаривать с ребенком;

– заставлять ребенка в качестве наказания неподвижно стоять или сидеть.

Грамотное дошкольное воспитание детей предусматривает понимание детских страхов. Если ваша цель заключается в правильном воспитании детей дошкольного возраста, нельзя смеяться над ребенком из-за его страхов, называть его трусишкой, наказывать за то, что он боится темноты или одиночества.

Предлагаем ознакомиться  Что такое УЗДГ сосудов и как исследуют шею: для чего назначается и что показывает ультразвук

И конечно, процесс воспитания детей дошкольного возраста должен полностью исключать высмеивание малыша, особенно перед другими детьми или взрослыми. На этом настаивают все методики воспитания дошкольников.

Дошкольное воспитание детей — это прежде всего стремление понять их и принять такими, какие они есть. Если ваш малыш боится кого-то конкретного — Бабу-Ягу, например, Домового или Лешего, — поиграйте с ним в сказочных героев, покажите их добрыми и нестрашными. Такое дошкольное воспитание обязательно поможет малышу справиться со страхами.

Еще один хороший метод, который рекомендует программа воспитания дошкольников, — нарисовать вместе с ребенком его страхи, а потом сжечь их или выбросить.

– не закрывать двери в детскую слишком плотно;

– оставлять на ночь горящий ночник;

– походить по темной комнате вместе с ребенком, находя на ощупь разные предметы.

Психологи, специализирующиеся на воспитании младших дошкольников, рекомендуют не устраивать перед сном шумных игр, не читать страшных сказок, не смотреть мультфильмов про людоедов и злых колдунов.

На нашем сайте дошкольного воспитания вы найдете много интересных и полезных материалов, посвященных системе воспитания дошкольников.

Эту тему многие ошибочно обходят стороной, из-за чего занятия с малышами начинаются несвоевременно. Поэтому прежде чем переходить к теории и методике дошкольного образования, стоит учесть несколько важных этапов формирования личности чада. Первые годы жизни малыш живет в своем собственном мире. Он только начинает узнавать новое окружение, которое вызывает у него неподдельное изумление и страх. Постепенно ребенок учится взаимодействовать с предметами и окружающими людьми. Он делает первый шаг и произносит заветные «мама» и «папа».

Вальдорфская школа – подражаем взрослому

Главное в этом методе – не строгая «зубрежка» и принуждение, а подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры. Вальдорфские педагоги крайне отрицательно относятся к раннему интеллектуальному развитию. Например, обучение чтению и письму начинается только с 12 лет. Огромное внимание уделяется раскрытию индивидуальности детей через народную культуру и творческую деятельность.

Ребенка вводят в волшебный мир сказок (влияние сказок на развитие ребенка), музыки, танцев и мифов. Основные занятия – пение, театрализованные представления, рисование, работа с натуральными природными материалами. А вот отношение к достижениям цивилизации – телевизору и компьютеру – неоднозначное.

Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста — «Ваше все»

Развитие детей дошкольного возраста. Современные методики или классика

Предлагаем разобраться с такими понятиями, как программа дошкольного образования, технологии и методики воспитания.

Программа дошкольного образования – нормативно-управленческий документ, определяющий цели и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Технологии дошкольного образования – совокупность практически обоснованных методов, направленных на достижение определенных результатов в образовательной деятельности.

Методики дошкольного образования – методы и формы работы с детьми, направленные на развитие личности каждого ребенка в той или иной области. Подчеркнем, что каждая методика дошкольного образования ориентирована на какую-либо одну сторону развития детей. Например, существуют методики физического воспитания, формирования математических представлений, руководства изобразительной деятельностью и т.д.

Кстати, в детских садах сегодня используются как авторские методики (например, методики Никитиных, Монтессори, Домана и т.д.), так и методики, разработанные специалистами на основе вариативности закона «Об образовании».

Дошкольное образование (ДО) — жизненно важный этап для любого человека. Это как бы стартовая площадка, с которой начинается процесс обучения, не прекращающийся всю нашу жизнь.

Социсследования показывают, что дети, которые не посещали детских садиков и в результате не получили должного дошкольного образования, в будущем имеют значительные проблемы с адаптацией в школьном коллективе и с учебным процессом в целом. Какие же они современные методики дошкольного образования? Что они дают детям?

По признанию мирового педагогического сообщества система дошкольного образования достигла завершённой формы ещё в середине 20-го века. Уже тогда она обеспечивала всестороннее развитие детей с первых месяцев жизни и до 7 лет.

Однако социально-экономические изменения, произошедшие с тех пор, наложили на неё свой отпечаток. Это касается как организационных вопросов, так и содержания. Теперь система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть, состоящую из многочисленных ДОУ (детских общеобразовательных учреждений) , главное назначение которых в предоставлении образовательных услуг, учитывая возраст малышей, их индивидуальные потребности, а также общественные требования.

Организация образовательного процесса в том или ином дошкольном учреждении обеспечивается реализацией специальных методик. Основываясь на вариативности «Закона об образовании», специалисты разработали целый ряд программ для подобных заведений. Следует отметить, что современные методики регулярно обновляются и дополняются новыми положениями в зависимости от изменений общественных требований.

Все методики, применяемые в ДОУ, делятся на два вида.

  1. Комплексные программы, направленные на изначальное формирование и дальнейшее постепенное развитие у малышей универсальных способностей, которые необходимы для нормального существования в современном социуме.
  2. Парциальные или специализированные методики, которые имеют узконаправленное назначение и развивают у ребёнка одну или несколько способностей.

Успешность программ дошкольного образования детей обусловлена несколькими факторами.

  1. Системность. Весь учебный процесс подлежит строгой систематизации и направляется на пошаговое развитие у малышей таких способностей, как речь, мелкая моторика, зрительная координация и восприятие окружающего мира, увеличение словарного запаса и усвоение прочих знаний и навыков, которые, несомненно, пригодятся детям в будущем.
  2. Комплексность. Взаимодополняемость — один из важнейших принципов современных программ дошкольного образования. Каждый из развиваемых навыков является неотъемлемой составляющей для развития других функциональных способностей.
  3. Соответствие возрастным возможностям детей. Для каждой возрастной группы детей разрабатываются отдельные программы обучения, которые максимально эффективно развивают именно те способности, которые могут быть развиты в данном возрасте.

05 Июля00 В наше время чем интереснее звучит название методики развития дошкольников, тем больше родителей считают её лучшей. Не исключение и методика Монтессори.

Мало кто из родителей понимает, что это за методика, но «звучит красиво, все хвалят», значит ребёнка непременно нужно развивать именно по этой методике. А нужно ли?

Мария Монтессори действительно была одним из самых лучших воспитателей, которая всю свою жизнь посвятила детям, и не простым, а особенным: с задержкой психического развития, адаптация которых к внешнему миру была очень сложной. Мария много наблюдала за такими детками и всеми силами пыталась создать для них среду, максимально подходящую для их скорейшего развития.

Вальдорфская школа

При этом речь не шла об умственном скачке и достижении хотя бы средних показателей умственного развития. Дети должны были научиться ухаживать за собой и научиться обслуживать себя без помощи взрослых.

Однако выяснилось, что развивая навыки самообслуживания через игры, построенные на развитии тактильной чувствительности (как сейчас говорят: развивая мелкую моторику) , Мария Монтессори заметила, что и умственное развитие деток ускорилось. Результаты были настолько хороши, что её разрозненные наблюдения составили стройную систему развития, которая и получила имя Монтессори.

На трёх принципах, как на трёх китах, держится вся система развития детей по методике Монтессори: ребёнок, среда и воспитатель. Именно в таком порядке. В центре — ребёнок, который сам решает, что и сколько времени он будет делать.

Вокруг — развивающая среда, представляющая ребёнку возможность в каждый момент выбрать именно то дело, которое ему интересно. И где-то рядом — воспитатель, помогающий малышу тогда, когда он этого просит.

Развивающая среда представлена пятью зонами:

  • Зона 1: «Практическая жизнь». В ней находятся приспособления для стирки, глажки, приготовления пищи и другие подобные «развивашки».
  • Зона 2: «Сенсорное развитие». Зона, где сосредоточены предметы для их изучения по вкусу, цвету, запаху, форме. Часто это крупы, вода и т. д.
  • Зона 3: «Математическая». Здесь малыш может связать количество с символом, его обозначающим, учится простейшим математическим вычислениям.
  • Зона 4: «Языковая». Всё для обучения крохи чтению и письму.
  • Зона 5: «Космос». Тут собрано то, что поможет ребёнку представить окружающий мир во всем его величии, узнать о связи поколений, об истории и культуре.

Дети не делятся по возрастам. Но есть непреложное правило: пока малыш занимает рабочее место определённой зоны, никто не может ему мешать.

  • учит самому планировать свои действия;
  • знакомит с основными понятиями и явлениями окружающей среды, чтению и счёту;
  • развивает аналитические способности и логику;
  • хорошо стимулирует мелкую моторику, то есть — умственное развитие.
  • в ней совершенно не предусмотрено развитие творческого начала;
  • дети не учатся рисовать, лепить;
  • отсутствуют творческие ролевые игры;
  • не придаётся значение книгам.

Если ваш ребёнок даже слегка отстаёт от развития сверстников — вам стоит найти и записать его в группу Монтессори или детский сад, работающий по методике Марии Монтессори. Если же ваш ребёнок обычный, среднестатистический или опережает своих сверстников, то можно рекомендовать отдавать его в группы, использующие в своей работе элементы методики Монтессори, сочетая их с другими методиками развития и в результате помогающие вырастить гармонично развитого человека, который легко находит общий язык со сверстниками и обладает достаточными навыками самостоятельности.

?Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений ( ДОУ ) , ориентированную на потребности общества и дающую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и личных особенностей развития ребенка.

Предлагаем ознакомиться  Доктор Комаровский – Ребенок не набирает вес или у него лишний вес: причины, советы при маловесности

chastnyy-detskiy-sad-preimushchestva-i-nedostatki-08

— Не конкретизируя, промолвлю, что был пару раз очевидцем того, как триумфально вздымалось нечто, и произносилось : ничего иного вам больше не надо. Я враг подобного подхода. Ни в коем случае нельзя перечеркивать богатство и многообразие нашего мирка.

Всё в окружении ребенка : и предметная, и игровая сфера исполняет собственную роль. С иной страны не все игры могут обеспечить то, что называется по Выгодскому, полосой своего развития.

Методикадошкольного образования, обращенная на развитие речи дошкольников, дает понятие о зачислениях и уроках, назначенных для формирования связной речи. В любой методике обязательно присутствует теоретическая часть, определяющая главные представления, подобные как складная речь, диалогическая и монологическая речь.

Кроме того, методика необходима давать представление об особенностях контекстной речи детей меньшего года.Методики развития речи, обыкновенно, основываются на диалоге взрослых с детьми. Непременным элементом такой методики дошкольного образования являются требования к темам разговоров с ребятами, их фигуре и содержанию.

Ситаров В. А. Дидактика М.

Дошкольный возраст — период, когда у ребенка закладывается основа умений, знаний, навыков, формируется социальное поведение. Уже в этом возрасте маленький ребенок становится личностью: со стадии индивида он переходит на этап индивидуальности с присущими только ему привычками, наклонностями, способностями, задатками и возможностями.

Все эти психологические особенности в мальчике или девочке формируются в процессе воспитания в детском саду. Воспитание и образование в детсадах осуществляют воспитатели посредством занятий, игр, прогулок, индивидуальной работы, развлечений, праздников, взаимодействуя с родителями и руководствуясь при этом программой воспитания и образования в детском саду, методикой дошкольного воспитания.

Система Марии Монтессори

Данная программа разработана для дошкольников от 3 лет, однако современные специалисты говорят о том, что она допустима и в более раннем возрасте. Главный принцип системы базируется на том, что чаду предоставляется полная свобода. Ребенок волен сам выбирать то, что ему интересно и проводить свободное время так, как сам того желает.

Но это не означает вседозволенность. Речь идет о том, что ребенок только думает, что его не заставляют, а он сам занимается чем-то. Это означает, что от родителей требуется незаметно подтолкнуть его к той или иной деятельности. В этом случае у него не будет создаваться впечатления, что ему что-то навязывается.

Одна из самых распространенных методик, которую успешно используют родители вот уже несколько десятилетий. Главная идея монтессори-школы – детей нужно учить письму раньше, чем другим навыкам: счету, чтению. Центральное место в этой педагогический концепции занимает Его Величество ребенок. В специально организованной среде, состоящей из нескольких зон (математическая, сенсорная, творческая, речевая и т. д.

), малыши совершенствуют умения, которые соответствуют их возрасту, приобретают знания на собственном опыте. Взрослый же наблюдает за игровым процессом, предлагает детям необходимые материалы и игрушки (но не навязывает), благодаря которым они могут всесторонне развиваться. Кстати, данная методика направлена не только на познавательное развитие, но и на формирование трудовых навыков и уважительного отношения к другим людям. Подробно Методика Марии Монтессори: достоинства и недостатки

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Нужно ли учить ребенка писать до школы?

Поощрение

Подобная методика обучения, дошкольного образования и воспитания позволяет скорректировать манеру поведения чада. Малыш, который готовится пойти в школу, должен учиться отличать плохие поступки от хороших и правильно расставлять акценты. Он не должен вести себя неподобающе в обществе. Важно выработать у него уважение к родителям.

Благодаря поощрению укрепляется позитивное мышление чада. Если он испытывает положительные чувства, делая что-то хорошее, то это поможет ему стать хорошим человеком. Стоит учитывать, что до шестилетнего возраста дети очень нуждаются в похвале, поэтому этот метод является очень действенным. Однако важно не развить в чаде слишком потребительского отношения.

Поэтому использовать эту методику дошкольного образования нужно очень осторожно. Например, нельзя говорить: «Если ты почистишь сегодня зубы, я дам тебе новую игрушку». Лучше дождаться того момента, когда малыш выполнит требуемое действие и дать ему небольшой презент, как будто просто так. Его мозг автоматически сопоставить приятные эмоции с тем, что он почистил зубы.

Наказание

Современные методики воспитания в области дошкольного образования, как правило, исключают такие способы взаимодействия с детьми. Однако в некоторой ситуации по-другому просто не поступить. Например, если ребенок гиперактивный и не поддается контролю родителей. Тем не менее физическое наказание нужно исключить полностью.

Также важно учесть некоторые особенности подобного подхода. Прежде всего, нельзя ругать чадо за те поступки, которые он совершил очень давно. Также ни к чему хорошему не приведет профилактическое наказание. Иногда с целью предупредить плохое поведения малыша, родители начинают наказывать его за то, чего он еще вообще не совершал.

Специалисты не рекомендуют применять такие методы, так как родители часто переходят на унижения. Если они не наказывают, а оскорбляют ребенка, то это негативно скажется на его психике.

Сесиль Лупан – учимся понимать малыша

Автор методики – не ученый и даже не педагог, а, в первую очередь, любящая мама двух дочек, пожелавшая дать им необходимые навыки для познания мира. Испытав систему Глена Домана на своих малышках, Сесиль решила переработать ее, справедливо полагая, что нужно учитывать интересы малыша и проводить развивающие упражнения по волнующим его темам.

Если кроха гремит кастрюлями, предоставьте ему возможность поиграть на барабанах. Если малыш тянется к вязаному шарфу, дайте ему тканевые образцы для тактильных экспериментов. В этой программе большое количество игр на совершенствование восприятия, а также множество разделов, посвященных музыке, истории, географии, иностранному языку, чтению и т. д. Есть даже специальные упражнения по плаванию (польза плавания с самого рождения) и верховой езде!

Убеждение

С развитием методики дошкольного образования специалисты все больше применяют именно такие методы взаимодействия с детьми. В этом случае речь идет о том, что родители разговаривают с малышом, как со взрослым человеком, объясняя ему правильные поступки и недопустимые.

При этом важно учитывать индивидуальные особенности поведения чада. Разговор должен вестись таким образом, чтобы беседа была максимально логичной для ребенка. Не нужно ударяться в сложную демагогию и перескакивать с одной темы на другую. Чадо должно сфокусироваться и понять, что от него требуется.

Это один из так называемых блоков методики обучения дошкольного образования. В первую очередь из ребенка нужно сформировать личность, которая будет готова к образовательной деятельности. Немалое значение должно также уделяться и умственной подготовке и развития моторики. Стоит рассмотреть эти особенности подробнее.

Жан Ледлофф – естественное воспитание

Врач-психотерапевт Жан Ледлофф провела несколько лет с индейцами племени екуана и прониклась их воспитательскими традициями. Эти люди были по-настоящему счастливы, не испытывали негативных эмоций, а их дети плакали очень редко. Вернувшись на родину, Жан отбросила западные представления о воспитании и написала необычную и неоднозначную книгу о естественном развитии «Как вырастить ребенка счастливым».

Умственное воспитание

Мария Монтессори

Если родители не уделяют достаточного внимания этому аспекту, то ребенку будет намного сложнее влиться в учебный процесс в школе. Поэтому крайне важно, чтобы малыш с самого раннего возраста был любознательным и умел размышлять. При этом уделяется внимание развитию памяти, речи и внимания.

Согласно методике обучения в области дошкольного образования, к шести годам ребенок должен уметь рисовать. Это означает, что нужно научить чадо хотя бы повторять те или иные узоры. Если у него есть склонности к творчеству, то не стоит его ограничивать. Дети, которые рисуют, а не срисовывают обладают большим потенциалом, который рекомендуется развивать больше.

Также до похода в школу ребенок должен научиться разукрашивать картинки и уметь хотя бы частично повторять контуры. Это важно, так как в первые годы в школе он будет заниматься именно правописанием.

Кроме этого, родителям рекомендуется научить чадо учить небольшие стишки. Хорошо, если он будет знать, что такое пересказ. Поэтому можно читать ребенку короткие рассказы и потом просить описать, что он запомнил.

К шести годам дети уже часто считают хотя бы до 10. Они знают, где они живут, могут назвать фамилию и имя мамы и папы, разбираются во временах года. Стоит научить малыша месяцам. Некоторые родители еще до похода в школу объясняют, как правильно определять время на часах.

Нетрудно заметить, что от мамы и папы требуется многое. Родители должны научить ребенка азам, чтобы в первом классе не вся информация была для него открытием нового мира. Чтобы добиться наилучших результатов рекомендуется изучить основы методики дошкольного образования.

Как правило, умственное развитие подразумевает использование различных игр развивающего характера. Стоит как можно больше читать чаду книги, а не позволять ему все свободное время проводить перед компьютером или с мобильным телефоном в руках.

Предлагаем ознакомиться  Пузырьки на ладонях и стопах у ребенка

Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить

Знаменитый педагог, автор множества научных разработок создал собственный популярный ныне метод обучения чтению, применяющийся с раннего возраста. Дети поют, веселятся, обучаются строить слова-башенки и паровозики. Судя по отзывам родителей, пользующихся этой методикой, 4-летние малыши начинают читать уже через несколько уроков.

В основе методики – специальные кубики, на которых нарисованы не буквы, а слоги. Из них дети и складывают слова. Кубики отличаются друг от друга по размеру, цвету, весу и звучанию (наполнитель издает звонкие или глухие звуки). Играя с подобными блоками, ребенок освоит речевые навыки, получит начальные представления о русском языке и значительно опередит сверстников в развитии.

Физическое воспитание

Не стоит забывать, что в школе ребенок будет заниматься не только умственной деятельностью. Нужно понимать, что первые 6-7 лет жизни чадо отличается повышенной активностью и подвижностью. В этот период очень важно направить его в правильное русло. Как правило, эта ответственность ложится именно на родителей. Либо можно отдать чадо в спортивную секцию для самых маленьких, где эту миссию возьмет на себя специалист.

Если говорить о самостоятельной работе с ребенком, то в этом случае стоит обратить внимание на несколько важных этапов. В первую очередь чадо должно понимать, что собой представляет оздоровление. Специалисты рекомендуют практиковать процедуры закаливания, профилактику плоскостопия и т. д.

К 6 годам стоит научить чадо плавать, бегать, прыгать и простейшим играм на спортивной площадке. Это поможет сформировать у него выносливость, ловкость и быстроту реакции. Так как дети в этом возрасте и сами по себе довольно активны, привлечь их к такой деятельности не составит труда. Например, родители могут начать заниматься вместе с чадом спортом или оздоровительными процедурами на свежем воздухе. Это также поможет укрепить внутрисемейную связь.

Нелишним будет купить спортивное снаряжение. Если в комнате у ребенка будет турник, скакалка и мяч, то он сможет заниматься и самостоятельно, без участия взрослых. Однако площадь детской комнаты не всегда позволяет разместить там все необходимое. В этом случае можно записать чадо в спортивную секцию.

Физическое воспитание помогает дисциплинировать ребенка. Он привыкает к распорядку дня, начинает понимать, что такое здоровый образ жизни. При этом вырабатываются волевые качества. Чадо начинает понимать, что далеко не все достается так легко. Для того чтобы добиться поставленной цели, необходимо приложить немалые усилия. Все это положительно складывается также и на формировании личности будущего школьника.

Также стоит учитывать, что сегодня могут встретиться устаревшие методики дошкольного образования. Переподготовка специалистов стала очень актуальной, так как то, что работало 50 лет назад, не так действенно в век компьютерных технологий. Поэтому стоит рассмотреть несколько методик, которые успешно применяются сегодня.

Современные методики дошкольного образования детей

Сравнив обе группы методик дошкольного развития, можно сказать, что в каждой из них есть свои плюсы и минусы.

Классические стандарты обучения охватывают целостное развитие ребенка. Годами проверенные способы обучения, которые в равной степени уделяют внимание умственному, познавательному и физическому воспитанию. Но групповые занятия по такому принципу начисто лишены индивидуальности и не прислушиваются к потребностям ребенка.

Современные же способы развития часто делают упор на что-нибудь одно, совершенно выпуская из вида все остальные стороны, необходимого гармоничного воспитания.

Наиболее предпочтительнее разумное сочетание традиционного и современного способа развития. Распределение норм лучше брать из классической схемы, обучение чтению эффективнее будет проходить с помощью кубиков Зайцева, творческие способности и богатый внутренний мир поможет развить методика профессора Вальдорфа, а естественное познание мира и общественной среды лучше всего пройдет под руководством Марии Монтесорри.

В основе метода классиков отечественной педагогики Бориса и Елены Никитиных лежат их наблюдения за собственными детьми. Чтобы пробудить в малыше тягу к знаниям, необходимо подготовить развивающую среду – повесить различные таблицы, буквы, географические карты. Для физического воспитания нужны тренажеры, спортивные снаряды и оздоравливающие упражнения (вплоть до купания в ледяной воде и обтирания снегом).

Педагогами разработаны интересные развивающие пособия – кубики, головоломки, главной особенностью которых является многофункциональность и возможность достижения цели различными способами. Эта обучающая система, разработанная несколько десятилетий назад, до сих пор актуальна, несмотря на противоречивые отклики и неоднозначные мнения.

Шалва Амонашвили – гуманная педагогика

Доктор психологических наук, профессор Амонашвили разработал собственную педагогическую концепцию на основе гуманного подхода к дошкольникам и школьникам. Главный принцип метода – взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, видеть в нем личность. Эта методика находит все больше и больше сторонников, так как является по-настоящему особенной.

Автор предлагает не готовый перечень упражнений для формирования отдельной способности или навыка, а список правил, которыми нужно руководствоваться учителям и родителям. По мнению знаменитого психолога, ребенок добьется лучших результатов, если его не принуждать и не контролировать. Не бывает плохих детей, есть взрослые, которые не умеют общаться с ними.

Методика Зайцева

Развивающие кубики основной инструмент развития по этой программе. Изображенные на них предметы, слоги и буквы позволяют ребенку быстро усвоить принципы чтения. Автор Николай Зайцев считает классическое обучение чтению недопустимым и тормозящим весь процесс. Кубики разного цвета и различаются по размеру. Характерный звон, доносящийся из них, помогает малышу научиться различать гласные и согласные звуки.

Эта методика направлена на обучение чтению и письму. Благодаря этому малыши показывают первые успешные результаты уже в возрасте 2-3 лет. Система предельно простая. Родители приобретают 52 кубика, на каждом из которых написаны буквы, цифры и т. д. Благодаря этому малыш очень быстро и незаметно для себя начинает складывать слова.

Леонид Береславский

Таким образом, родители самостоятельно могут подготовить ребенка к школе. Если мама и папа будут уделять достаточно времени воспитанию малыша, то за школьную парту он сядет уже подготовленным. Если же оба родителя работают, то рекомендуется рассмотреть возможность занятий со специалистами. В дошкольных учреждениях дети получают все необходимые начальные знания. При этом чадо будет общаться со сверстниками и учиться налаживать дружеские связи.

Доктор Сузуки – воспитание музыкой

Шиничи Сузуки верил, что все дети талантливы и умны от природы, а значит, каждого ребенка с ранних лет можно научить свободно обращаться с музыкальными инструментами. Если с детства окружить малыша прекрасной классической музыкой, он научится любить искусство, получит всестороннее и полноценное образование.

Каждый малыш индивидуален, поэтому так сложно оставаться в рамках какой-то одной развивающей методики. Лучший выход – брать из них то, что кажется важным в развитии своих детей. В этом случае вы становитесь педагогом-новатором, который имеет собственную эффективную методику воспитания своего ребенка.

Через учебники к единой системе воспитания и обучения

Единую систему воспитания, которой должно придерживаться каждое детское образовательное учреждение России, разрабатывают специалисты Минобрнауки и научно-исследовательских институтов в области педагогики. Это единое направление становится доступным всем сотрудникам системы образования через учебники по методике воспитания и обучения в детском саду.

Учебники по методике обучения создаются на основе опыта работы педагогов всего мира, который скрупулезно собирался на протяжении всей истории человечества. Если назревают проблемы восприятия методического материала в настоящий момент, а в учебниках нет разъяснений по возникшей проблеме, то работники министерства (методисты) создают и распространяют объяснительные документы, помогающие сотрудникам детского сада избегать разночтения методического материала.

Кроме работы над ошибками и созданием разъяснительных документов, методисты находят и описывают новые методы обучения, наглядные пособия, приемы и находки по созданию в помещении детского сада обучающей среды и так далее. Если же удается добиться каких-либо новых достижений в педагогическом процессе, то эти сведения фиксируются в министерстве и распространяются по другим детским учреждениям.

Отметим, что в каждом отдельно взятом дошкольном образовательном учреждении методист постоянно проверяет знание теории методики обучения у воспитателей, а также контролирует их умения применять методику на занятиях.

Оцените статью
Дети от А до Я
Adblock detector