Как слышат животные для детей

Утка

Гуси — неплохие соседи, правда, очень уж шумные. Даже дикие их сородичи, когда летят клином в небе на юг или домой, ни на минуту не умолкают, поддерживают друг друга: «Га-га-га, поднажми, парень, га-га-га, отстаёшь!». Да и на птичьем дворе всегда с ними весело. Хотя, самый звонкий, самый шумный, конечно, петух.

Люди слышат его за несколько километров. Он не только кукарекает! Горло у него лужёное, приспособленное к извлечению самых разных звуков. Утром он кричит побудку пронзительно звонким голосом, а курочек потом уговаривает тоже настойчиво, но потише, понежнее. Совсем иначе он подзывает их к корму. И тем не менее, голос одного петуха разительно отличается от другого, у каждого он свой, узнаваемый. Чем ярче песня петуха, тем более его любят куры, тем скорее у них появится потомство.

Петух

Разве найдётся человек, равнодушный к этим маленьким жёлтеньким комочкам? Весело пикающие тоненькими голосками шустрые цыплята постоянно общаются с наседкой, которая их опекает. Иногда писк становится выше и громче — маленькие проголодались или хотят пить. А когда засыпают под маминым крылом, цыплятки продолжают и во сне потихоньку попискивать своё «пиии-пииии-пи-пиииии».

И наседка будет тихонечко им отвечать «ко-ко-коооооо», словно убаюкивая. Совсем иначе она собирает цыплят вокруг себя во дворе, где много опасностей. Голос её тревожен. Она квохчет, квокает. Практически каждая курица знает такие песни. Когда приходит пора снести яйцо, она это «ко-ко-ко» пропевает громко, на разные лады.

А это кто тут мимо кур вышагивает, распустив веер хвоста? Откуда взялась такая роскошь? Но этого красавца довольно часто поселяют на птичьем дворе. Несмотря на царственную внешность, павлин — немного курица (из отряда курообразных). А вот голос павлина совсем не соответствует внешности. Пересказать невозможно отзывы впечатлительных людей, которых эти жуткие вопли застали врасплох. Лучше самим слушать звуки животных, о которых трудно говорить словами. Мартовские коты могли бы принять павлина в компанию!

Куропатки тоже из отряда курообразных, но на птичьем дворе не бывают и песни они поют совсем другие. Особенно интересно послушать голоса животных весной. Все они заботятся о продолжении рода, строят семейные отношения. Самец белой куропатки кричит, на людской слух, отвратительно, но самочкам нравится это безобразие, похожее одновременно на грубый хохот, гортанный собачий лай и кваканье огромной лягушки.

Впрочем, он в любое время года готов эту арию исполнить. Интонации будут несколько другими, но в общем похоже. Только песня будет исполняться вопреки желанию — если его вспугнут. Самочки беседуют более мелодично и с отцом семейства, и с птенцами. Поскольку это очень близкие родственники кур, «ко-ко-ко» в их песнях тоже присутствует.

Там же, на птичьем дворе, смешно кулдыкает индюк. У него тоже свой собственный голос, который ни с каким другим индюком не перепутаешь. Но так пронзительно, как петух, индюки петь не умеют. А индюшки — птицы очень скромные, они кудахчут тихонько, а их песенка отличается от куриного тем, что это «ко-ко-ко» звучит с кошачьим мурчанием и призвуком бульканья.

«Орёл!» — кричит испуганная птица, — «Орёл!», но ведь просто орлов и не бывает. Они по-разному называются и кричат тоже по-разному. Беркут — хрипло и негромко, например. Да и вряд ли его индюшка услышит. Он редко подаёт голос. А если раздаётся звонкий клёкот — это могильник, подорлик или степной орёл.

Если звук лающий, глухой — это орлан. Бывает и орёл-скоморох, который кошку как бы передразнивает. Венценосный орёл с совсем другим голосом. Сокол говорлив только в брачный период. Но тогда он красноречив! Громко, резко, отрывисто он повторяет: «кьяк!» или «кеееек!», а если сердится, грубо и быстро кричит «кра-кра!», и тогда берегись, обидчик!

У ястреба песня тоже резковато звучит, но более протяжно, напевно. Похоже на «кииииииии», перемежающееся с «ки-ки-ки». Ястребы бывают даже певчие, словно флейты звучат. Ястреб-тетеревятник высоко и быстро проговаривает «тив-тив». Интонационно очень чисто звучит его песня. Самец поёт выше на несколько тонов, чем самка.

Кто ж не слышал пословиц и поговорок о лебединой верности, о последней лебединой песне! Однако далеко не все знают, что лебедь — птица вовсе не певчая. Да и лебедей существует десять видов, каждый со своей манерой разговора. Самые известные, говорящие названия: лебедь-шипун, лебедь-кликун, лебедь-трубач.

Чаще всего все лебеди шипят, словно гуси. Да ведь они и есть гуси! Из отряда гусеобразных. Но при опасности или в горе они издают протяжный громкий крик. Животные это моногамные, любовь у них одна единственная, и при потере своей половины лебеди пронзительно тоскуют. Отсюда и пословицы с поговорками у людей.

Примерно такое же тёплое отношение у нас к чайкам. Даже первая женщина-космонавт взяла себе такой позывной. Певуньей эту птицу тоже назвать нельзя. Звуки они издают резкие, высокие, раскатистые, трескучие, настойчиво повторяющиеся. Крачка очень похожа на чайку. Практически все виды похожи, но более других чайконосая.

Логопедические занятия для детей 3 лет

Каждая мама желает видеть своего ребенка здоровым, активным, интеллектуально развитым. А с каким нетерпением ожидаем от своего чада первых слов! Увы, но не всегда желания родителей сбываются. И всему есть причины. Давайте разберёмся в них по подробнее.

  1. Неблагоприятное течение беременности (угроза прерывания, токсикозы, инфекции и интоксикации и т.д.).
  2. Прием беременной женщиной алкогольных напитков, наркотических средств.
  3. Осложнения при родах (преждевременные роды, асфиксия, родовая травма и т.д.).
  4. Травмы головы в период до трех лет.
  5. Нарушение слуха у ребенка.
  6. Особенности строения речевого аппарата.
  7. Генетический (наследственный) фактор.
  8. Длительное сосание пальца или соски.
  9. Леворукость.
  • Незаинтересованность окружающих взрослых в общении с ребенком. Это проявляется в недостаточном речевом окружении, то есть малыш редко слышит грамотную правильную речь взрослого человека, игры с ребенком не сопровождаются объяснениями. Взрослый производит уход за ребенком молча, не акцентируя внимание на своих действиях.
  • Неправильная речь взрослых, находящихся в ближайшем окружении ребенка. Это может быть как и неправильное произношение звуков, так и элементарное «сюсюканье». В итоге ребенок подражает тому, что слышит.
  • Требования взрослых правильно произнести звук, при этом не показывая ребенку правильной артикуляции. Это может привести к становлению искаженного звука (например, горлового звука «Р»).

Хочется отметить, что неправильное произношение не передается по наследству. Могут наследоваться некоторые анатомические особенности, например, строение зубов, инертность нервной системы. Но эти нарушения могут быть исправлены врачами – специалистами.

Как слышат животные для детей

Давайте остановимся на характеристике речевого развития ребенка трехлетнего возраста.

После достижения ребенком данного возраста происходит резкий скачок развития как интеллектуального, так и речевого. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок становится особенно чувствителен к языку. Он с удовольствием улавливает все окружающие его звуки и быстро их впитывает.

Словарь ребенка данного возраста составляет около 1900 слов. В основном он состоит из существительных и глаголов, но в речи также начинают появляться наречия (тепло, страшно), прилагательные (красивый, большой).

Малыш начинает употреблять обобщающие слова (животные, цветы, игрушки). В этом возрасте идет активное употребление местоимений (мое, твое).

Вообще, этот возраст характеризуется бурным словообразованием, малыш активно изменяет слова для составления предложений.

Словарный запас ребенка в возрасте 3 лет увеличивается в разы, но т.к. речь еще на сформирована, могут возникнуть проблемы в произношении слов

Звуки и голоса животных для детей: 4 варианта обучения от детского психолога и советы родителям

Грамматический строй речи в возрасте трех лет еще не сформирован. В построении предложений имеются ошибки («Дай большой варежка!»). Но ребенок хорошо пересказывает знакомые короткие сказки – «Курочка-ряба», «Колобок». В этом возрасте дошкольник уже может поддержать несложный диалог.

Звукопроизношение в этом возрасте еще несовершенно. Имеются замены шипящих звуков (Ш-С-Ф), иногда они могут вообще не произноситься (шарик – арик). Часто отсутствует звуки «Л» и «Р», как наиболее сложные для произношения.

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.

Общее развитие и окружение ребенка напрямую влияет на речь и звукопроизношение

Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.

Вот некоторые из них:

  • ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
  • малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
  • не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
  • если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.

Обратиться нужно к таким специалистам как невролог, психолог, логопед. Они проведут необходимое обследование и, в случае необходимости, назначат лечение. Помните, чем раньше малышу будет оказана квалифицированная помощь, тем эффективнее она будет. Тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.

Каждая мама знает, что если правильно организовать деятельность ребенка дома, то можно добиться больших успехов в его развитии.

Звуки и голоса животных для детей: 4 варианта обучения от детского психолога и советы родителям

Давайте остановимся на том, какие виды деятельности этому способствуют:

  1. Пальчиковые игры. Сейчас уже всем известно, что развитие моторики сказывается на развитии речи. Все дело в строении коры головного мозга, в которой зоны, отвечающие за развитие моторики, отвечают и за речь.
  2. Артикуляционная гимнастика. Куда без нее? Ведь только хорошо развитые мышцы артикуляционного аппарата, способствуют правильному положению языка, губ во время произнесения звука.
  3. Игры на развитие слуха.
  4. Заучивание стихов, чтение, рассказывание.

Остановимся на этом подробнее.

Для начала давайте разберемся что такое пальчиковая гимнастика. Это движения пальцами и кистями рук, которые могут быть активными и пассивными.

Первый вариант подходит для детей младенческого возраста, второй — для дошкольного возраста.

Гимнастика подразумевает следующие виды деятельности: массаж, пальчиковые игры, которые сочетаются с рифмованным текстом (стихами) и манипуляции с мелкими предметами.

Какими же преимуществами обладает пальчиковая гимнастика?

  1. Развитие речи. По-другому, за работой пальчиков следят те же полушария, что и за развитием речи. Поэтому совершенствую мелкие движения, вы тем самым совершенствуйте и речь.
  2. Развитие осязания. Понятно, что, работая пальчиками, ребенок учится чувствовать поверхности и размер разных предметов, развивая тем самым тактильные ощущения.
  3. Развитие моторики. Ясно, что чем чаще ребенок работает пальчиками, тем более совершенны и тонки его движения, лучше координация.
  4. Развитие чувства ритма и развитие памяти. Пальчиковые игры не проходят без произнесения каких-либо стихов, потешек, повторение которых в сочетании с ритмичными движениями рук служит развитием памяти и чувства ритма.

Малыши возраста трех лет с интересом играют в пальчиковые игры, которые поддерживаются речью. Иногда им самим трудно выговаривать текст, поэтому достаточно вначале это делать взрослому. Не забывайте произносить слова выразительно, то понижая, то повышая голос, делая паузы. После нескольких повторений малыш запомнит новую игру и с удовольствием будет повторять за вами.

Предлагаем несколько пальчиковых игр для малышей трех лет.

  • Ручки необходимо скрепить в замок, при этом переплетая пальчики. Произносить считалочку и раскачиваете полученный замок в стороны:
  • На двери висит замок.
  • Кто его открыть бы мог?
  • Постучали, (во время того как произносите слово «постучали» – касаетесь ладошками друг друга, при этом не расцепляя сплетенных пальчиков).
  • Покрутили, (так же, не расцепляя замок, одной ручкой тянетесь к себе, другой от себя, последовательно меняя их).
  • Потянули, (на этом слове следует потянуть ручки в разные стороны, пальцы при этом выпрямляя, но не расцепляя замок окончательно).
  • И открыли, (отпустив ручки, разводите их широко в стороны).

Мягкой кисточкой покрашу

Звуки и голоса животных для детей: 4 варианта обучения от детского психолога и советы родителям

Стульчик, стол и кошку Машу. (Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.)

Эту считалочку нужно произносить не быстро, движения при этом должны попадать в такт и ритм.

  1. Я веселый Майский жук.
  2. Знаю все
  3. Сады вокруг,
  4. Над лужайками
  5. Кружу,
  6. А зовут меня

Жу-жу… (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)

Еще несколько упражнений по пальчиковой гимнастике смотрите в нижеследующем видео.

Выполнение артикуляционных упражнений является неотъемлемой частью работы по формированию правильного звукопроизношения. Их польза очевидна, они укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, делают их более подвижными, способствуют увеличению объема и силы движения.

Звуки и голоса животных для детей: 4 варианта обучения от детского психолога и советы родителям

С их помощью ребенок вырабатывает навыки использования точных позиций органов артикуляции для правильного произнесения звука. Эти упражнения несложные и вполне могут использоваться родителями дома.

Важно, чтобы при проведении артикуляционной гимнастики соблюдались определенные условия:

  • упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел положение своего языка в полости рта. Нужно задавать уточняющие вопросы «Где находится язычок?», «Что у тебя делают губы?».
  • не стоит выполнять упражнения слишком долго, ребенок может утомится и потерять интерес к занятию. Оптимальным будет считаться 5-10 минут.
  • темп упражнений должен быть ровным, затем постепенно ускоряться. Необходимо наблюдать, чтобы движения при этом были точными, в противном случае упражнения не будут приносить пользу.

Дома лучше всего при проведении игр на развитие артикуляции использовать стихи и картинки. Это сделает занятие более ярким, интересным. Приводим пример упражнений на развитие артикуляции.

«Котенок лакает молоко» – широко открыть рот и сделать 4-5 движений широким языком, имитируя то, как лакает молоко кошка, после чего можно закрыть рот и расслабиться.

«Лопата» – широко открыть рот и положить спокойный мягкий язычок на нижнюю губу, задерживая в этом положении на 3-5 секунд, после чего язычок убирают и расслабляются; «Хоботок» – вытянуть губы вперед, имитируя поцелуй, и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего вернуть губы в спокойное положение, расслабиться и отдохнуть; «Хомячок» – при закрытом рте надуть щеки и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего выдохнуть и расслабиться.

В следующем видео предлагается несколько артикуляционных упражнений, которые также поспособствуют быстро и правильно научиться произносить звуки.

Формирование звукопроизношения напрямую зависит от того как хорошо ребенок различает звуки речи на слух. По-другому это свойство называют фонематический слух. Для того, чтобы ребенок чисто говорил, ему необходимо уметь различать звуки речи. Он должен уметь сравнивать свою речь с речью окружающих, контролировать свое произношение.

Чайка

Воробей всем знаком, казалось бы. Но знаем мы только домового воробья да полевого. Щебечут и чирикают, всегда жизнью довольны, особенно весной и летом. Его постоянная соперница у кормушек — синица. У нас встречаются синица большая и лазоревка — голубая синица. Их голоса слышны от весны до осени, песенки звучные, мелодичные, звонкие и весёлые.

Очень мало уголков на планете, где не селились бы голуби и не ворковали бы под окнами. Их голос можно не описывать, все его слышали. Однако голубей у нас много видов, и только повсеместный — сизый — воркует круглый год. Довольно мало отличается от этой песни голос горлицы, он просто чуть приглушённее звучит, а вот воркование вяхиря отличит даже человек не очень внимательный.

Предлагаем ознакомиться  Как промывать аквалором нос ребенку

Звуки и голоса животных для детей: 4 варианта обучения от детского психолога и советы родителям

Вот, например, жаворонок так умеет: звонко льётся, высоко и далеко слышна его быстрая непрерывная трель. У малиновки отлично получается, у завирушки с зеленушкой, у зяблика. Они немного посвистывают. А какой божественной флейтой заливается иволга! Коноплянка, крапивник и королёк свистят звонко и нежно, щебечут высоко и радостно.

Овсянки и пеночки, мухоловки и лазоревки, пуночки и пищухи, скворцы и славки — богата наша природа вокалистами! Есть один соловей в роще — райскими звуками переполняется пространство! А ведь там ещё чижи и трясогузки, сойки и пересмешники, даже сорокопуты с сороками и воронами. И задорный, весёлый голосок добавляется в общий хор — это поёт щегол.

У птицы пустельги десяток разнообразных звуковых сигналов, изменяющихся по частоте, высоте, громкости в зависимости от ситуации. Особенно часто слышится этот голосок при брачных играх. Самки буквально выпрашивают еду у своих избранников, которые кормят и жену, и детишек. Каждый раз, когда приносит пищу, самец пустельга поёт свою песенку.

Семья его явно не голодает! А с темнотой можно услышать мощное уханье филина. Обычно его песня состоит из двух много раз повторяющихся сердитым низким голосом слогов: «У!!! гуууу!!!», а самка иногда отвечает ему чуть более высоким голосом и не таким громким, но интонация тоже не слишком ласковая. Голоса эти далеко слышны, за четыре километра.

Звуки и голоса животных для детей: 4 варианта обучения от детского психолога и советы родителям

Не менее интересно расшифровывать звуки голоса домашних животных и птиц. Например, канарейки — это оперные мастера самого высокого уровня. Их мелодии кажутся не повторяющимися, настолько сложны вокальные партии: трели, свист, щебет в немыслимых сочетаниях. Говорят, что в дикой природе на Канарских островах пение канарейки ещё более великолепно.

В домашних условиях разводят множество пород канареек, но их количество никак не может сравниться с обилием попугаев — от самых маленьких волнистых попугайчиков до крупных, например, ара. Все эти птицы — исключительно талантливые имитаторы, не зря их учат разговаривать, что получается при должных усилиях всегда успешно. Но, несмотря на склонность к подражанию, у каждого попугая обязательно есть своя песня, расшифровать которую предстоит владельцу.

Известно, что любой вскрик, бормотание, чирикание всегда означает что-то конкретное. С самого первого пикания и чирикания птенца человек должен догадаться, что птица хочет: просто внимания или немного корма. Голос попугая — всегда определённая просьба. Если хозяин не понял, попугай повторит это погромче и порезче.

Значение звуков животных в развитии дошкольника

Подражание животным на первый взгляд может показаться элементарным дурачеством, однако такое копирование служит мощнейшим толчком в речевом развитии (по крайней мере, так говорят специалисты). 

Для того, чтобы процесс был максимально наглядным, рекомендуется использовать:— фигурки животных

— карточки или книги с изображениями животных

Звуки и голоса животных для детей: 4 варианта обучения от детского психолога и советы родителям

Совет 1

Чтобы учиться читать и писать без особых проблем, правильно воспринимать и понимать слова, овладевать любым иностранным языком, ребенок должен уметь различать звуки. По-научному это называется фонематическим слухом. Как его развивать у детей разного возраста, рассказывает психолог и дошкольный педагог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Как формируется фонематический слух у детей? Конечно, на практике: при восприятии чужой устной речи, при собственном проговаривании слов.

Когда он хорошо развит, ребенок умеет различать на слух звуки речи, а в дальнейшем — правильно их воспроизводить, соотносить буквы и звуки.

Именно поэтому очень важно, чтобы родители много говорили с детьми, читали им простые стихи уже с самых ранних лет, еще до школы. Учите малышей различать звуки в форме веселых игр.

Для детей 2−3 лет

Цель игр в этом возрасте — поддержать внимание и интерес малыша к звучащей речи, побуждать его повторять за взрослым. Начните с игры «Кто тебя зовет?». Вам понадобятся мелкие игрушки в виде различных животных или картинки с их изображением.

Звуки и голоса животных для детей: 4 варианта обучения от детского психолога и советы родителям

Поместите игрушки или картинки в коробочки: это будут домики для животных. По очереди откройте каждую коробку и покажите игрушку. Назовите ее и произнесите соответствующее звукоподражание: «Это утка. Она крякает: „Кря-кря“, а это корова, и она мычит: „Му-му“».

Предложите малышу повторить эти звуки: «Как разговаривает лягушка? А собака?». Затем уберите животных «по домам» и скажите малышу: «Они хотят поиграть с тобой. Угадай, кто тебя зовет?». Позовите малыша от имени каждого персонажа.

Игру можно усложнять, добавляя новых животных

Для детей 3−4 лет

В игру «Молоточки» вы можете играть где угодно, для нее не нужен реквизит. Вы говорите малышу: «У меня есть большой молоток. Он стучит так: „Тук-тук-тук“. У меня есть маленький молоточек. Он стучит так: „Тюк-тюк-тюк“». Попросите малыша закрыть глаза и определить, какой молоток сейчас стучит. Произнесите соответствующие звуки.

В игру «Мама и ее детеныш» тоже можно играть в любом месте, вам нужно только хорошо знать текст. Вы говорите: «Жила-была кошка. У нее родился котенок. Мама-кошка стала учить своего детеныша-котенка мяукать. Кошка мяукала громко: „Мяу-мяу-мяу!“.

Звуки и голоса животных для детей: 4 варианта обучения от детского психолога и советы родителям

А котенок тихо повторял: „Мяу-мяу-мяу“. Увидел котенок бабочку, побежал за ней. Кошка заметила, что котенок убежал, и стала его звать. А как? Громко: „Мяу-мяу“. А котенок ей в ответ замяукал. Как? Тихо: „Мяу-мяу“. Вернулся котенок к маме. Стала она его хвалить, что услышал ее.

Покажи, как она его хвалила? А как котенок ей отвечал?». Усложните игру: добавьте в нее других животных. Если игроков много, можно раздать малышам карточки с изображением животных и их детенышей.

По очереди «мамы» громко зовут «детей», а те, в соответствии со своими карточками, отвечают им.

Для детей 4−5 лет

  • Очень полезная игра, которая развивает четкость произношения, — «Повторялки». Разучите такое веселое двустишие:
  • За-за-за — во дворе стоит коза.
  • Зу-зу-зу — не боюсь я ту козу!

Детям очень нравится рифмовать слова.

Поощряйте их фантазию! Вы вышли на улицу и увидели колесо — трактора, большой машины, просто покрышку, вкопанную в землю. Обратите внимание малыша на колесо, при этом показывая руками, насколько оно большое: «Со-со-со — вот какое колесо!».

Предложите общаться какое-то время только так: «Ба-ба-ба — мама, дай мне хлеба! Та-та-та — кушай, сын, пожалуйста».

«Сложный мяч». Если вы играете вдвоем, встаньте напротив ребенка, если детей несколько, пусть они окружат вас. Бросайте каждому участнику по очереди мяч, произнося при этом любой слог. Задача участника — поймать мяч и бросить его вам обратно, четко повторив слог.

Для детей 5−6 лет

«Поймай звук». Перед игрой договоритесь, что вы охотники: будете ловить звуки.

Вы называете слова, а ребенок хлопает в ладоши только в том случае, если в слове есть выбранный звук. Допустим, звук [ш].

Вы говорите, делая паузы: «Кошка, мышка, ручка, мошка, кочка, лапша, река, камыш, мартышка, шуба». Первое время стоит интонационно выделять нужный звук, произнося его как долгий.

«Стоп». Дети превращаются в разных животных: слонов, зайцев, медведей. Имитируя движения выбранного животного, они гуляют по комнате. Вы называете слова, похожие по звучанию. Как только дети услышат среди них слово «Стоп», они должны замереть. Например: «Стон, стул, стоп, стук, стоп, стол, сток, стоп».

Для детей 6−7 лет

«Найди звук». Вы называете цепочку из трех слов. Задача ребенка — найти звук, который встречается во всех словах. Например, для цепочки «Кот, рот, мост» это будет [о]. Игру можно усложнить, добавив четвертое слово, в котором нет общего с остальными звука. Тогда задача ребенка — найти лишнее.

  1. «Чистоговорочки». Для этой игры можно выбрать любое четверостишие из произведений Агнии Барто или использовать подобные чистоговорки:
  2. Белый снег, белый мел,
  3. Белый заяц тоже бел,
  4. А вот белка не бела,
  5. Белой даже не была.
  6. Попросите ребенка произнести эти строки разными способами: шепотом, обычным голосом, громко, медленно, чуть быстрее, очень быстро.

Для детей 7−8 лет

«Веселое предложение». Нужно составить предложение, все слова в котором должны начинаться с одного звука. Например, [б]: «Баран Баранович бодал бока бедняги Бобика».

В эту игру особенно забавно играть в компании: пусть каждый произносит по слову, чтобы в итоге получилось связное предложение.

Кто быстрее и длиннее придумает предложение, того можно поощрить небольшим подарком.

«Прятки». Эта игра интересна в новой, непривычной обстановке, например в магазине или поликлинике.

Ребенок должен увидеть и назвать как можно больше предметов, внутри которых «прячутся» определенные вами звуки. Например, предметы, начинающиеся со звука [п] — полка, со звуком [м] в середине слова — лампа, и так далее.

Эти игры позволят не только развить и закрепить навыки правильного произношения и восприятия звуков, но и весело провести время. Ведь форма игры для ребенка понятна и естественна и не вызывает протеста, как это может быть с другими занятиями.

  • Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети
  • Телеканал «О!» рекомендует: книги новой детской редакции «Вилли Винки»
  • 6 причин, почему наши дети не любят читать

Окружающий нас мир звучит на разные лады. Всевозможные звуки животных, домашних или диких, пробуждают в ребенке желание наблюдать, слушать, учиться. Любознательные малыши с радостью вслушиваются в забавные голоса, птичьи трели, с удовольствием отгадывая их источник. Играя, дети с легкостью приобщаются к миру звуков, пополняя свои знания об окружающем пространстве.

Любознательные малыши с радостью вслушиваются в забавные голоса, птичьи трели, с удовольствием отгадывая их источник

Всевозможные стороны жизни животных сопровождаются разными звуками. С помощью голоса обеспечивается выполнение важнейших жизненных функций – добыча еды, размножение, защита от хищников.

И, конечно, издавая звуки, животные общаются между собой, а домашние питомцы так поддерживают своеобразную беседу со своим хозяином. Хищники, прислушиваясь, способны по шуму отыскать добычу.

Их жертвы, в свою очередь, могут узнать о приближающейся опасности. Родители и детеныши определяют по голосам друг друга.

Звуки и голоса животных для детей: 4 варианта обучения от детского психолога и советы родителям

Если ранним погожим июньским утром выйти в парк или ближайший лес, можно услышать, какие звуки издают птицы.

Здесь и громкие переливчатые песни дроздов, и нежное мелодичное тенькание пеночек, и стрекотание желтобровок, и барабанный треск дятла.

Каждая нота что-то означает: кто-то радуется солнышку, кто-то зовет подругу, а кто-то разглядел сокола и предупреждает сородичей. Простое прослушивание звонких птичьих трелей может стать первой ступенькой на пути изучения музыки.

В деревне звуки представителей животного мира отличаются особенным многообразием: мычание коров, блеяние овец, собачий лай, петушиные крики, многоголосый птичий гомон. Морфология звуков, издаваемых зверями и птицами, настолько разнообразна, что, подражая им, ребенок их не только запомнит, но и научится выговаривать названия всех представителей домашнего хозяйства.

Благодаря этому легче пойдет развитие речи, правильное построение фонем и их произношение. А впоследствии детям будет проще осваивать их изображение, написание.

Волнистый попугай

Если волнистый попугай «крякает», он внимание привлекает, если щебечет и чирикает — он сыт и спокоен, а если запоёт — нужно дать ему вкусняшечку, так он лакомство выпрашивает. Нужно отметить, что у себя в тропиках все попугаи поют только при желании размножаться, в остальное время это им не нужно. В неволе же необходимо на хлеб зарабатывать, да и поразвлечься хочется, скучно в клетке сидеть.

Не у всех попугаев голоса приятные. Например, какаду разговаривает слишком пронзительно. Однако, обаяние берёт своё. Пусть голос птицы гремит так, что весь фарфор и хрусталь готов взорваться от резонанса, но если пойти на уступки, прекратится и этот протяжный громкий крик. Животные в одном доме с таким попугаем редко уживаются. Наверное, и в одних тропиках им тоже трудно сосуществовать с такими попугаями.

Ещё одна тропическая птица — колибри — легко уживается со всеми, хотя и её сначала слышат, а потом пытаются разглядеть. Песенка её не слишком сложна и не всегда приятна на человеческий слух — слишком высокие частоты, звуки гортанные, пронзительные. Это позывки всего на полторы секунды, за которыми следует небольшая трель частотой пониже.

Такая махонькая пташка с голосом тонким и звонким. А где-то рядом в тропическом лесу токует пернатое, на нос которой может усесться стая колибри. Эта птица — тукан, их более десяти видов, и один из них действительно произносит припевку: «Токано, токано…». У остальных слова в песню не вписались, да и сама песня более похожа на лягушачью, чем на птичью. А птичка красивая, яркая. Унывать смысла нет, туканы и не унывают. Это одна из самых шумных птиц в тропическом лесу.

Африканские первопроходцы из Европы были изумлены, услышав голос страуса. Ревёт громче льва, но не страшно. Чтобы привыкнуть к этому крику, нужно пожить на страусиной ферме, наверное. Кричат только самцы, страусиные самки обычно молчаливы. Хорошо, что протяжный, громкий крик животного раздаётся не часто (хотя, плохо то, что чаще всего это происходит рано утром или ночью).

Пингвины в Антарктике — народец общительный, они постоянно тихонько попискивают, меняя тональность. Иногда, правда, и покрикивают, если в колонии назревают ссоры. В период брачных игр без недовольства со стороны лишённых внимания особей не обойтись. Маленькие пингвины разговаривают с родителями, просят еды или тепла.

А у дельфинов — напротив, именно вербальное общение весьма развито, и язык имеет богатейшую звуковую палитру. По своим характеристикам болтовня дельфина с сородичем очень напоминает человеческую речь. Даже у обезьян беседа менее похожа на нашу. Всё дело в наполненности речевых сигналов смысловой информацией.

У дельфинов коэффициент наполненности очень высок. Протяжный громкий крик животного может сказать о многом. Только свист эти морские млекопитающие используют не менее тридцати двух видов! И каждый из них является конкретным выражением вкладываемого во фразу смысла. И зов, и приветствие, и опасность, и радость, и гнев — всё это в речи дельфина присутствует. И это животное — терапевт! Общением с дельфинами лечат маленьких аутистов и детей с психическими отклонениями.

Киты активно переговариваются друг с другом, потому что у них не остаётся другого выхода: видимость в воде ограничена, запахи так хорошо. Как на суше и в воздухе, не распространяются. Характер звучания песен китов мелодичный, повторяющийся, очень похож на вокал человека. Особенно в брачный период песни горбатых и других беззубых китов сложны, разнообразны и красивы.

В остальное время они не прекращают общаться, поскольку им необходима навигация на океанских просторах. А косатки издают звуки, используемые ими для эхолокации. Это свист, щелчки, звуки крика. Животные очень ярко чувствуют тональность, импульсы издаваемых звуков всегда на высокой частоте. Пульсация исключительно переменчива, а потому пение звучит так разнообразно.

Звуки и голоса животных для детей: 4 варианта обучения от детского психолога и советы родителям

Ламантины красиво петь не могут, хотя учёные и отнесли их к сиренам. Они неразговорчивые животные, иногда вздыхают или фыркают, голос подают только при смерти, когда их убивают — стонут жалобно, по-человечески. Второе их название — морские коровы — соответствует только миролюбивому характеру. Ламантины не мычат.

Нарвалы чуть более подходят под описание морских сирен. Они по крайней мере умеют щёлкать, свистеть и ворчать. Зато моржи умеют подавать самые различные сигналы сородичам. Протяжный, громкий крик животного напоминает колокольный звон. Также они могут скрежетать, щёлкать, кашлять, булькать, ворчать и даже реветь. Все звуки полнозвучные, глубокие.

Морской лев, естественно, рычит, за то так и назван. Но дар свой часто использует не по назначению, подрабатывая за счёт артистизма. На Дальнем Востоке в каждом порту есть какая-нибудь площадка, где морской лев выпрашивает у рыбаков угощение. Морские слоны за счёт развитого языка общения умеют распознавать каждого сородича в огромной семье по ритму речи и по тембру голоса.

Морские и наземные черепахи, в том числе и сухопутные, считаются самыми молчаливыми из животных. Но всё-таки шесть различных звуков, используемых именно для общения с сородичами и потомством, учёные насчитали. Это шипение при испуге и резком втягивании головы под панцирь, щёлканье челюстью, свист при плавании, несколько звуков, похожих на кваканье.

А вот крокодилы в период размножения не стесняются своего лающего рёва. Впоследствии маленькие крокодильчики подзывают родителей голосом в случае нужды. Взрослые отвечают протяжным громким криком. Животное повторяет его многократно, другие вторят ему. Хотя у рептилий как такового голосового аппарата и нет, общаться они научились. Даже игуана издаёт звуки, похожие на рычание или громкое шипение. А змеи шипят все, и эта беседа человеку ничего хорошего не сулит.

Змея молча проживает большую часть своей жизни, звуки ей нужны только для устрашения противника. На охоте это ей без надобности. Вот лягушка: у амфибий голосовой аппарат что надо, со звукогенератором и мощным усилителем звука, потому и вокальные данные всем на зависть. Но тихая змея легко поймает увлёкшуюся собственной песней особь.

И лягушка, и жаба будут квакать звонко и с удовольствием, если атмосферное давление изменяется к дождливой погоде. Мух будет много, они же в сырости размножаются, поэтому земноводные радуются. И действительно, зажужжали. Нет у мухи никаких органов для звукоизвлечения, кроме собственных крыльев, которыми они взмахивают несколько сот раз в секунду. Потому и жужжит неровно — то громко, то потише: триста раз в секунду или пятьсот, в этом и разница.

Предлагаем ознакомиться  Ингалятор при насморке у детей комаровский — Детское здоровье

Муха

Звуки и голоса животных для детей: 4 варианта обучения от детского психолога и советы родителям

Комаров земноводные тоже ловят с удовольствием. Это для нас писк неприятно назойлив, а не для жабы с лягушкой. Это не голос комара, разумеется, а тоже крылышки с различной частотой взмахов. Однако самцы комара и самки звучат по-разному, а также отличаются звуки полёта старого комара и молодого, как определили учёные своими точными приборами.

Крылья для многих насекомых инструмент не только полезный, но и музыкальный. Например, сверчков в восточных странах заводили специально и держали дома, как певчих птиц, хотя не из горла подаёт он умиротворяющие приятные звуки, а посредством трения крыльев задними лапками. В неволе сверчки поют не только ночью, но и днём.

Тот же самый принцип использует и кузнечик. Однажды композитор Джим Уилсон услышал кузнечика и захотел поближе познакомиться с его мелодией. Он прослушал запись в замедленном темпе и услышал настоящее пение ангелов — с идеальной гармонией и невероятно красивыми мелодиями. И сверчок, и кузнечик исполняют длинные песни, призывные, пронзительные, а ещё умеют давать короткие предупреждающие трели для соперников. Дамам сердца они тихонько исполняют скрипучий ноктюрн, ещё и пританцовывают при этом.

У цикад совершенно другой принцип звукоизвлечения, поскольку они снабжены особым органом — цимбалами. Это мембраны на брюшке у самца, которые то напрягаются. То расслабляются, от этого получается звук. К мембранам «подключён» усилитель, что позволяет донести песенку до большего числа благодарных слушателей.

До километра охвачено пространство этими замечательными артистами. Даже подражатели объявились. Есть такое дикое животное, называется медведка. Никто её не любит, особенно люди. Питается она экономически значимыми для них растениями, подъедая все корни. Потому и прячется постоянно под землёй. Вечерами медведки выходят наружу и начинают стрекотать. Получается не хуже, чем у цикад, слух у них хороший. Только соберётся человек с лопатой, ориентируясь на звук, медведка замолкает. Жить-то хочется.

Человека только осы и не боятся. Органов, которые воспроизводят звук, у ос тоже нет, но «разговаривают» они и с людьми, и друг с другом весьма звучно и по-хозяйски бесстрашно. Диапазон звуков очень широкий, оса может жужжать то высоким тоном, то низким, то продолжительно, то отрывисто. Даже если сидит прямо в вазе и ест у людей варенье, то и дело похваляется мускулатурой крыльев, угрожающим звуком предупреждая: «Не мешай!».

Она знает свою силу: ужалит и не умрёт, как пчела. Наоборот: ещё ужалит, и ещё, и ещё. Пчела отдаёт свою жизнь вместе с жалом, которое остаётся там, куда его вонзили вместе с частью пищеварительными и многими другими органами. Звук в полёте она издаёт другой, и язык у пчёл для общения очень хорошо развит: здесь и танцы, и запахи. Вряд ли они друг друга умеют слышать, скорее — чувствуют. Так же, как и опасность.

У медведя вон какой голос страшный, но пчёлам безразлична его громкость, главное — мёд не отдать. И ворчит медведь, и ревёт — напрасно, всё равно кусают. И если удаётся достать немного лакомства в сотах, то медведица ласково подзывает медвежат причмокиванием и урчанием. При разговорах медведи могут фыркать, расчихаться и раскашляться, даже рассердиться, приговаривая своё «уммм» отрывисто и низким басом.

А если медвежата послушные, медведица удовлетворённо урчит. Тоже громко, почти как трактор. Но не так странно слышать от медведя рычание, как чириканье или гусиный крик от панды. Даже угрожает панда смешно: она быстро чавкает, стуча зубами, и даже лает. А вот если панда завизжала, это значит, что ей больно или она сдаётся.

Коала тоже на нашего медведя похожа мало, да это и не медведь в принципе, просто медведем назвали, пока ещё не разобрались, а потом привыкли. Голос коалы ужасно громкий, это рёв не просто хищника, это голос монстра. Как тысяча ослов раскричалась или стадо слонов затрубило. Не зря звукорежиссёры выбрали коалу для озвучивания голоса тираннозавра в фильме «Парк Юрского периода», получилось поистине устрашающе.

Даже лось, животное сильное, весом в полутонну, громко и глубоко вздохнёт, крикнет сородичам своё «у-ооо!» или «у-аааа!» и свернёт в сторону, ломая подлесок. Лосиха так же громко ахнет и уведёт детёныша подальше. Обычно лоси звуков произносят мало, чаще всего делают это с закрытым ртом. Только при большой опасности они издают протяжный громкий крик.

Животные слышат лося довольно редко и потому сразу же переполняются тревогой. Олени — благородный и северный — тоже из молчаливых. Рёв стоит только во время брачных игр, когда драки затеваются не на жизнь, а на смерть. Песни эти состоят из яростного храпа, который много раз повторяется то со стоном, то с громким мычанием, то низко, то высоко, то с хрипом.

Вот и лошадь так не может. Её звонкое «игого» знакомо каждому с младенчества. Однако, это далеко не весь словарь, применяемый лошадьми для общения друг с другом и с человеком. Встречаясь, две лошади обнюхивают друг друга, приветственно фыркают и произносят примерно так: «ггг-г-г-гг-г». Радостным «иииииииииииии!!!

» они встречают хозяина. А если на лесной дороге вдруг пахнуло волком, лошадка захрапит и встревоженно предупредит: «Ииии-гиии-ги-ги-гооооо!». Если же конь ластится к человеку или просит воды, он говорит коротко: «Ииииггг!». Особо интересен разговор коня и кобылы. Он ей с задорным звонким ржанием, даже рыком говорит то самое «Ииигогоооо!», а она ему отвечает тоненько и кокетливо: «Ииигигиги!». При этом оба обязательно громко всхрапывают через ноздри, с шумом выпуская воздух.

Коровы мычать умеют тоже разнообразно, по интонации сразу слышно её настроение. Иногда она громко ревёт, требуя дойки, еды, воды или от страха. Её голос может выражать и радость, и страдание, и любовь. А как ласково она общается со своим телёнком! И как ревёт, когда её обижают в стаде! Это очень красноречивое домашнее животное.

Голоса у всех разные, звуки умеют извлекать разнообразные. Буйвол иногда мычит, как и корова, но вообще его голос можно услышать крайне редко. Внутри стада быки пофыркивают, даже похрюкивают, если обстановка спокойная. При опасности они громко ревут. Коммуникация у них развита очень хорошо — десятки разнообразных сигналов внутри популяции, каждая интонация эмоционально окрашена.

Рекомендации родителям по воспитанию звуковых детей

Звуковой ребенок часто бывает задумчив и в целом «самодостаточен»: не требует много внимания, может часами играть в одиночестве, от шумных игр быстро устает.

Такой малыш может спрятаться в шкаф или темную кладовку и сидеть там тихо-тихо, даже заснуть, пока его ищут. Впрочем, он прячется не для того, чтобы его искали…

42 77479 15 Января 2011 в 21:31

В детстве ребенок со звуковым вектором может проявлять себя по-разному. Он может быть молчаливым, любящим тишину, как будто погруженным в свои мысли, долго не начинать говорить. А может, наоборот, заговорить первым среди сверстников и сразу общаться по-взрослому, быстро запоминая новые слова. Точный векторальный набор ребенка легче определить, когда он станет немного постарше.

Такой малыш может спрятаться в шкаф или темную кладовку и сидеть там тихо-тихо, даже заснуть, пока его ищут. Впрочем, он прячется не для того, чтобы его искали, а чтобы побыть в тишине и подумать.

Думать — это вообще его любимое занятие с самого детства.

Удивляет серьезным, «недетским» взглядом. Ты к нему «ути-пути», а он так на тебя посмотрит, что чувствуешь себя полным идиотом!

С раннего детства начинает задавать вопросы о смысле жизни и бесконечности: «А зачем мы живем? Почему вода мокрая? А что было, когда нас не было?»

«А если все умрут, то кто тогда будет покупать все эти продукты?» — волнуется в продуктовом магазине маленькая кожная звуковичка.

С вечера не уложить, с утра не разбудить — то, что в народе называют «сова». Ему всегда очень тяжело вставать в садик или школу, на первых уроках он буквально спит или ведет себя как сомнамбула.

«А? Что? Я? Это Вы мне?» — его типичная реакция на вопрос учителя. Но! Он вовсе не заторможен, как могут подумать некоторые окружающие. Просто ему нужно время, чтобы «выйти» из себя, вернуться во внешний мир и ответить на ваши «глупые» вопросы.

Все дети как дети — на переменах бегают, играют, но только не погруженный в себя звуковик. Он чудаковат, малообщителен, относительно бойких и шумных сверстников малоподвижен. Вплоть до того, что его называют «не от мира сего», хотя при наличии у ребенка и других верхних векторов, помимо звукового, эта отстраненность необязательно будет столь очевидна.

Много читают. Мальчики в детстве читают фантастику, а девочки чаще увлекаются поэзией. Но может быть и наоборот. Потом переходят на философию, астрономию. Любят музыку, самую разную, имеют тонкий музыкальный слух.

Их завораживают луна и звезды. Могут интересоваться социальными утопиями и идеями социальных преобразований, а также астрологией, хиромантией и эзотерикой. Ночами напролет сидят в интернете.

Звуковые дети с ранних лет чувствуют себя в интернете как дома, маленький звуковичок часто помогает маме устанавливать разные компьютерные программы.

Некоторые из них в будущем становятся программистами.

С возрастом к нему может приходить и некоторое высокомерие: в силу того, что он не находит среди окружающих «равных по уму», ему кажется, что он умнее.

Похоже на вашего? В таком случае на вас лежит самая большая ответственность за его воспитание и развитие. Ведь в вашем ребенке природой заложен огромный потенциал!

Гении всех времен и народов, начиная от основателей древнейших мировых религий до самых лучших умов человечества наших дней, включая великих философов, ученых, музыкантов, поэтов, писателей, математиков, физиков, создающие особые произведения искусства, делающие величайшие открытия и совершающие колоссальные прорывы в науке, — в большинстве своем носители хорошо развитого и реализованного звукового вектора.

Как же воспитывать будущего гения?

Рекомендации родителям по воспитанию детей со звуковым вектором следующие. В первую очередь постарайтесь не навредить.

Уважайте потребность звуковичка время от времени побыть одному в состоянии сосредоточенности, погружения внутрь себя — для него это жизненно важная необходимость.

Помните, ни в коем случае нельзя выдергивать его из этого состояния резкими звуками, шумом. Не отвлекайте его каждые пять минут своими вопросами, поручениями, указаниями.

В то же время важно не дать ребенку замкнуться в себе, а мягко и ненавязчиво научить его устанавливать контакт с внешним миром. Ведь именно звуковики имеют самые серьезные проблемы в общении, вплоть до аутизма. И здесь не помогут обычные знания по психологии общения.

Крики для звуковика — это самое страшное, что только можно придумать.

При стрессе у него вначале нарушаются нейронные связи, ответственные за обучение, — это своего рода защита от постоянного давления криком.

Ребенок просто перестает различать эти звуки и, как результат, перестает быть обучаемым через ухо, полностью уходит в себя, что может послужить началом психических нарушений.

Более того, направленные на него негативные эмоции воздействуют на его психическое здоровье не менее разрушительно, чем крики и скандалы. Некоторые cлова, сказанные даже шепотом, могут навсегда оставить его в неврозе. «Идиот! Тормоз! Зачем только я тебя родила!» — шипит ему в ухо мать, которую, очевидно, раздражает отрешенность ребенка. Она не осознает, что калечит его на всю жизнь.

Ни аутистами, ни шизофрениками не рождаются — ими становятся звуковики благодаря «усилиям» и непониманию родителей и общества в лице воспитателей и учителей.

Часто учителя и родители обеспокоены, нормально ли развивается звуковой ребенок. Делают они это, не подозревая о его врожденных способностях и особенностях, не зная, что имеют дело со звуковиком, а сравнивая его со всеми остальными детьми.

Если учительница младших классов видит, как такой ребенок на переменке тихо сидит в уголочке, в то время как остальные дети бегают и шумят, ей это кажется странным, и она делает вывод, что тот, скорее всего, отстал в умственном развитии. На уроке она задает вопрос и даже не подозревает, что звуковик первым находит на него ответ. А задержка ответа происходит исключительно за счет того, что ему требуется время выйти «наружу».

Чем старше звуковики становятся, тем больше в них может «угасать» детская непосредственность, тем больше они склонны к одиночеству. К переходному возрасту уже могут начаться «необоснованные» депрессии. Последнее — это очень плохой знак, читайте об этом в темах «депрессия», «самоубийство».

Звуковой ребенок очень тонко воспринимает слово, звук, смысл. Когда вы имеете дело со столь тонким и хрупким инструментом, как психика маленького звуковичка, цена ошибки возрастает многократно.

Вместо физика-теоретика, астронома, лингвиста, музыканта, поэта или филолога можно вырастить аутиста, наркомана, сектанта-фанатика, самоубийцу или шизофреника. Это очень легко сделать — всего несколько неверных шагов отделяют вершину от пропасти.

Здесь нет мелочей, нужны точные знания и понимание причинно-следственных связей.

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана это понимание сформируется в полном объеме, вы получите не просто общие рекомендации по воспитанию.

Вы сможете буквально заглянуть в сложнейший, загадочный внутренний мир своего малыша и научитесь понимать его, как никто другой.

Следует также помнить, что звуковой ребенок не может быть без нижних векторов, а среднее количество векторов в человеке три-четыре. Важно полное, комплексное развитие всех векторов ребенка!

Вы не будете терять драгоценное время, обучая звуковика академическому рисунку или боксу, а сразу отведете его, например, в кружок юных физиков, программистов, поэтов или в музыкальную школу.

Вы будете воспитывать и развивать ребенка не методом тыка, а целенаправленно и творчески. Ведь лучшее, что родители могут сделать для своих детей, — это обеспечить им здоровое умственное и психическое развитие для будущей реализации во взрослой жизни.

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Корова

Их родственники зубры и бизоны тоже мычат — более глухим голосом. Животные это говорливые, особенно во время гона, когда чуют желание к размножению у коров. Такие концерты можно слышать даже на расстоянии десяти километров, если бизоны подают голоса одновременно. Дикие животные звуки и голоса применяют почаще домашних.

Вот ослы, например, молчаливы, а их дикие родственники — нет. Песни у них трубные, громкие и довольно грубые, голосовой аппарат не такой гибкий, как у лошадок. Например, зебры гораздо ближе к лошади, чем осёл, если рассматривать средства коммуникации. Голос зебры, тем не менее, на лошадиный похож очень мало, в поднимающихся высоко тонах слышится скорее рычание, чем ржание. В нём слышится хищник. Наверное, это зебре дала природа для выживания: неплохой камуфляж, если от её голоса даже гиены разбегаются.

Впрочем, многие животные преподносят человеку какие-нибудь сюрпризы время от времени. Свою ламу на ранчо один фермер использует как охранника. Она научилась неплохо копировать чужие голоса и успешно прогоняет койотов. Зебры не только рычат, но иногда и лают. Павлины мяукают, если довольны собой. По-балериньи грациозные розовые фламинго в стае удивительно громко хрюкают противным низким голосом.

Удивителен голос альпака: он рычит так же хрипло, но очень нежно. Чтобы представить себе эту песню, нужно услышать самые низкие ноты на блок-флейте. А ведь тоже из верблюдовых! Повезло, что шея не такая длинная, как у жирафа, и голосовые связки вполне хорошо работают. Жирафам разговаривать сложно, голоса практически нет.

Звуки и голоса животных для детей: 4 варианта обучения от детского психолога и советы родителям

У африканских антилоп короткий, быстро и много раз повторяющийся крик — лающий и металлический, а у нашей лани — чисто труба, особенно у самцов. Оленята подают свой голосок тихонько и даже жалобно. Самки косули почти визжат, у самцов более низкие голоса. Вряд ли многие люди слышали, как свистит горный козёл во время опасности и как он ревёт, когда у него наступает брачный период.

Предлагаем ознакомиться  Цвет глаз у новорожденных: таблица,  какой цвет глаз у ребенка будет

В остальное время взрослые обычно помалкивают, а молодняк негромко блеет, издавая сдавленные, глухие звуки. Голоса диких животных лучше всех различают охотник или егерь. Обычный горожанин и про домашних знает далеко не всё. Спроси у людей на улице, как говорит коза — «бееее» или «мееее», и не все ответят правильно. (На всякий случай: правильный ответ — «ме», более звонко, чем «бе» у барана.)

Домашняя овца умеет не только простое «беее», она и блеет в самых разных ситуациях, и похрюкивает при появлении у неё ягнят, и фыркает, предупреждая о том, что сейчас рассердится. Родоначальником овец является дикий муфлон. Несмотря на то, что со времени одомашнивания прошли тысячелетия, голоса и манера общения у этих животных не изменились и всё так же похожи.

В брачном периоде блеяние баранов приобретает грозную, рокочущую окраску. Конечно, они не могут так «играть ноздрями», как это делают свиньи, но получается тоже красиво. Визжать, как свиньи, они тоже не умеют. А вот свиноматки вполне успешно добавляют рокота в хрюканье, когда готовы размножаться. Люди часто спорят, кто умнее — свиньи или собаки. Учёные решили, что свиньи, хотя у собак голосовых средств коммуникации значительно больше.

Собаки друг с другом действительно разговаривают, превосходно понимая собеседника. Даже люди отличают, когда их собака предупреждает о появлении незнакомца, а когда просто просит лакомство, когда радуется приходу членов семьи, а когда боится опасности. У разных пород разные голоса, так же отличаются звуки, которые подают кобель и сука.

Терьеры — разговорчивые, борзые — молчаливы. Но всё равно они умеют общаться. Собака может выть, если ей нужна помощь, рычать — игриво или угрожающе, что весьма отличается. Когда у собаки боль, она скулит, когда лает длительно — это вражда, когда коротко и бодро — приветствие. Щенок может ныть очень красноречиво, стонать, если заболел или просто хочет, чтобы ему дверь открыли.

Взрослые псы завывают, например, хаски на звуки музыки. Кстати, такое поведение может спровоцировать и хоровое прение, вроде волчьего воя у собак. Также взрослые особи используют громкое сопение, как бы вот-вот чихнёт или подавляет лай. Это настороженность, питомец показывает с какой стороны опасность.

Мы слышим вой волка или собаки и задумываемся: о чём рассказывает этот зверь, какая информация содержится в этих тягучих и заунывных звуках? Наверное, смотрит волк на луну и кажется она ему съедобной, а он голоден. И правда, как похож на дымящуюся яичницу яркий желток луны на чёрной сковороде неба! Однако, мы слишком упрощаем.

Волк

Звуки и голоса животных для детей: 4 варианта обучения от детского психолога и советы родителям

А лисы умеют общаться не только голосом и жестами, но и телепатически! Однако звуковых сигналов у них довольно много: это тявканье, фырканье, урчание, кашлеобразное рычание, разнообразный негромкий лай. Таким образом она передаёт информацию о самых разных эмоциях, о настроении, даже о самочувствии. Звук «уруру» звучит особенно часто и каждый раз значит что-то особенное.

Самый голосистый из североамериканских млекопитающих — койот, если побывать в прериях и не услышать его пение, впечатление останется не полным. Мелодии у койота продолжительные и разнообразные, он использует огромный арсенал средств вплоть до свиста. Шакалы тоже говорливы. Причём, они, словно хаски, подпевают гудкам паровоза, вою сирены или звучанию колоколов.

Скунсы по сравнению с гиенами молчуны. Набор звуков у них невелик. Чаще всего они шипят, если их кто-то тревожит. Животное это серьёзное, даже опасное, хоть и невелико размером. К тому же, скунс скрытен, ему не нужен большой репертуар. Белка наша тоже существо не слишком коммуникабельное, но голос подаёт чаще и разнообразнее.

Естественно, это не вой и не рычание. Скорее, писк и щебет, как у прочих мелких грызунов. Бобр слишком трудолюбив, чтобы много беседовать. Долгое время этот зверь вообще считался безгласным. Но это не так. Время от времени голос дикого животного звуки обнаруживает. Иногда даже громкие, трубные, если предпринимается атака самца на соперника.

Но слишком низкая частота у шипения, которое раздаётся гораздо чаще, люди могут его не слышать издалека. В брачный период бобры стонут, таким же образом самка общается с бобрятами. Детёныши умеют жалобно плакать высокими голосками. Выдры — необычайно музыкальные животные, их голос даже люди используют в своих композициях. Это и свист, и эмоциональные взвизги. Похоже на какую-то большую и очень весёлую птицу.

Зайцы тоже вовсе не немые. Они визжат в минуты опасности невыносимо пронзительно. У молодых голос высокий, у взрослых — пониже. Но все умеют настолько громко кричать, что на эти вопли сбегается весь лес — от лис и куниц до сов и медведей. А ещё зайцы умеют быстро-быстро лопотать, бормотать, рассказывая свои истории.

Особенно часто они это делают во время размножения. Но лопочут они тихонько, только с близкого расстояния можно уловить эти звуки. То же самое происходит с кроликами: и пищат, и верещат, и фыркают, и даже плачут от боли, как человеческие младенцы. А вот еноты в основном фырчат, если им что-то не нравится. Но животные эти чрезвычайно жизнерадостны, а потому услышать их голос можно крайне редко.

Мы не можем знать все голоса животных, потому что каждый вид имеет собственный язык для общения внутри сообщества. У кошек это, в основном, жесты, движения хвоста, хотя выпрашивать еду у человека или сообщать ему о собственных потребностях они приспособились мяуканьем. Друг с другом они в лучшем случае шипят или громко орут, если ссорятся или спариваются.

Мир у кошек всегда безмолвен. Бытует мнение, что мурлыканье кошки целебно. Вполне вероятно! Они всегда ложатся на самое больное место: согревают хозяина или сами согреваются, поскольку на больном участке мышечные ткани всегда имеют более высокую температуру. А мурчание синхронизируется с дыханием человека, упорядочивает его, успокаивает нервную систему. Дикие кошки в джунглях умеют подражать голосам других зверей вроде волка из сказки про семерых козлят. Без добычи они на охоте не остаются!

Наша рысь тоже прекрасная охотница, но подражать голосу птиц или зайцев не умеет. И вообще её речи приятными не назвать: это плач с истерическими нотками, скрип, хрип. Именно так они отпугивают соперников или претендентов на их территории: чей голос страшнее, тот и победил. Рысь не только рычит, но и полаивает, когда подзывает детёнышей.

Ребенок боится громких звуков и шума: причины страха и советы психолога

Конечно, слишком острая реакция на любой более-менее громкий звук может быть спровоцирована определенными заболеваниями, однако не спешите паниковать: страх внезапных шумов – это естественно для малышей.

Интересно! Некоторые дети, у которых слишком шумные соседи, даже засыпают под шум дрели!

Если вы заметили, что ребенок боится громких звуков и шума, хотя раньше такого не было – это повод начать беспокоиться и попытаться разобраться, что же спровоцировало внезапный страх.

Итак, почему ребенок боится громких звуков:

  • Слишком чувствительный ребенок;

Обычно к трем-четырем годам страх шумов проходит, если же ребенок в 5 лет боится громких звуков, это говорит о слишком чувствительной нервной системе. Гиперактивные, легковозбудимые дети вздрагивают от любого внешнего воздействия.

Ребенка напугала собака своим лаем или кто-то резко прикрикнул на него. Или, допустим, он спал и внезапно проснулся от громкого шума рядом. Даже Наполеон боялся кошек, потому что в детстве к нему в кроватку неожиданно запрыгнула одна из них! Поэтому такие шоковые ситуации надо исправлять обязательно, чтобы неоправданный страх не перешел во взрослую жизнь.

  • Заболевания, связанные с ушами;

Обязательно сходите к ЛОРу, чтобы он проверил, нет ли воспаления. Особенно, если ребенок стал бояться громких звуков после перенесенной болезни. Бронхит, ларингит, отит – любое заболевание, связанное с ЛОР-органами.

  • Ребенок может бояться не самих звуков, а того, что их сопровождает.

Не криков как таковых, а того, что потом у родителей плохое настроение, которое дети чувствуют. Не музыки, а чувства усталости после длительного ее прослушивания. Понаблюдайте. Например, я заметила, что мой ребенок боится звука пылесоса после того, как ему приснился сон, что пылесос взорвался.

Малыши до 2 месяцев могут вообще не реагировать на шумы, какими  бы сильными они ни были, это особенности развития (что происходит на втором месяце жизни ребенка, узнайте из статьи: Что должен уметь ребенок в 2 месяца?>>>)

Есть перечень звуков, на которые большое количество детей испытывают непонятный страх. Непонятным он является с нашей точки зрения, а вот биологически все вполне объяснимо. Это — агрессивные звуки, которые могут сигнализировать об опасности.

Не смейтесь и не запугивайте еще больше, каждый раз объясняйте происхождение тревожащих звуков и обязательно успокаивайте. Дети боятся больше всего потерять маму, и любое волнение связано, прямо или косвенно, именно с этим.

Звуки и голоса животных для детей: 4 варианта обучения от детского психолога и советы родителям

Итак, вот список «тревожных» звуков для ребенка любого возраста.

  1. Шум бытовых приборов: пылесоса, миксера, фена;
  2. Громкие голоса, ругань, крики;
  3. Резкий сигнал автомобиля, звук заводящегося мотора, шум мотоцикла;
  4. Музыка с басами, включенная на полную громкость. Дочка моей подруги боялась вообще определенной песни и плакала только на нее;
  5. Салюты, петарды;
  6. Громкие стуки падающих предметов дома или у соседей;
  7. Жужжание насекомых;
  8. Некоторые музыкальные игрушки звучат по-настоящему зловеще;
  9. Гром;
  10. Собачий лай и другие голоса животных.

И помните, если ваш ребенок в 2 года боится громких звуков – не страшно. Главное: не ругать его за это. Вряд ли вы сможете уговорить его или своим примером показать, что стиральная машинка совсем не опасная. Отнеситесь с пониманием к маленькому человечку! С возрастом это действительно пройдет само собой.

Страхи до 3 лет – заложены в каждом человеке природой. Для чего? Для нормального развития нервной системы. Страхи у детей бывают разные, например, некоторые вдруг начинают бояться ложиться спать, читайте об этом подробнее в статье: Ребенок боится темноты>>>

Раз вы заметили проявления страха у своего любимого малыша, то уже сделали шаг к созданию спокойной атмосферы дома, стараетесь не травмировать ребенка нелюбимыми звуками и объясняли ему их причину. Но вам кажется, что этого мало, что можно сделать больше для любимого ребенка.

Ваш ребенок боится шума. Что делать, чтобы ему помочь?

  • Покажите своим поведением, что опасности нет. Звук, хоть и громкий, но вполне обычный. Если есть возможность – продемонстрируйте источник шума в тот момент, когда он спокоен – выключенный пылесос, дрель или комбайн. Расскажите, как предмет работает, для чего он нужен. Если показать невозможно – салют или гром – включите видео, убавив звук, в замедленной съемке;
  • Поиграйте в ролевую сказку:

Пусть ребенок сам будет в роли шумящего предмета. А вы делайте вид сначала, что боитесь. Потом пусть малыш скажет, что он – полезный предмет, расскажет про «себя», и почему не надо его бояться. Когда он сам проговорит это, то страх начнет отступать. А вы подыграйте – скажите что-нибудь типа: «Действительно, ничего страшного. Я совсем не боюсь!»

  • Сходите в лес и покричите;

Пусть ребенок кричит столько, сколько ему хочется. От собственного крика, во-первых, становится легче воспринимать другие громкие шумы, во-вторых, это — в принципе хороший психологический прием для борьбы со страхами. Если кричать – не вариант, пусть просто пошумит – прыгать, топать ногами, стучать по кастрюлям ложками – разрешается.

  • Дети с чувствительной нервной системой остро реагируют на повышение громкости. И в школе им потом тяжело от шумов. Просто не любят шум. Тут главное, чтобы дома было спокойно, и ребенок мог отдыхать от раздражителей;

Да и многие взрослые болезненно относятся к громким звукам. С этим ничего не сделаешь, можно только успокаивать нервы – травяные сборы очень хорошо помогают, ванны с морской солью плюс череда с ромашкой, лаванда, трава пустырника.

  • Ни в коем случае не высмеивайте страхи ребенка, какими бы они ни были;

Вы – его защита и опора, однажды посмеетесь, покажете, что его переживания не важные и глупые, и потеряете доверие надолго – а то и навсегда.

  • Включайте дома спокойную умиротворяющую музыку, чем мелодичнее – тем лучше;

Но только не на весь день. Это тоже утомляет, даже если тихо.

  • Укладывая спать, гладьте малыша по голове, напевайте колыбельную (о том, как правильно организовать процесс отхода ко сну, читайте в статье: Ритуалы перед сном>>>);

Каждый раз, когда он проявляет страх и беспокойство, обнимайте, нашептывайте успокаивающие слова.

  • Если кроха боится чего-то из бытовых приборов, купите это в игрушечном варианте. Неважно, мальчик у вас или девочка, игра с игрушечным пылесосом или стиральной машинкой захватит любого!

Важно! Тактильный контакт очень важен, даже на научном уровне доказано, что люди, которые получают несколько объятий в день, увереннее, успешнее, легче справляются с трудностями. У них в целом лучше настроение и больше вдохновения на что-то новое. А депрессивные и даже суицидальные состояния чаще у тех людей, которые долгое время вообще не получают объятий.

Налаживайте контакт со своим ребенком. В этом вам сможет помочь курс Мама-главная!>>>

Когда вы являетесь опорой и авторитетом своему ребенку, ему будет в разы легче поверить вашим объяснениям и примерам.

Слон

Слоны могут трубить очень громко, но бегемота вряд ли возможно перекричать — более ста децибел звучание. Общаются с сородичами они обязательно, но близко подходить им для этого не нужно. За сто-двести метров друг от друга находятся, а беседуют так, словно рядом на лавочке сидят. Более того, находясь под водой, гиппопотамы превосходно слышат друг друга и даже отвечают!

Носороги, в отличие от бегемота, не так опасны и не так страшны в гневе. Да и голос у них так себе, недостаточно выразительный и разнообразный. Обычно потревоженный носорог громко храпит, а самка с детёнышами хрюкает. Только при явной опасности носороги могут реветь громко или когда их ранят. Примерно так же ведут себя кенгуру на другом континенте.

Другое общественное животное — обезьяна. Каждый скажет, что поведение обезьяньего сообщества по количеству средств коммуникации не идёт ни в какое сравнение с остальными млекопитающими. Свою верхнюю гортань они используют на все сто процентов, звуки издают сложные и разнообразные, на выдохе обезьяны даже щебетать умеют, как птички.

Гиббоны не устают расширять свой репертуар, тоже предпочитая хоровое пение, но, в отличие от ревунов, они поют очень чисто, почти человеческими голосами. Орангутаны также способны издавать звуки, напоминающие людскую речь и по ритму, и по темпу. Приматы в целом высоко интеллектуальны, если сравнивать их с другими млекопитающими.

Горилла, например, со своим несовершенным голосовым аппаратом, воспроизводить речь не может, но легко учится языку жестов. А слова выучивают, воспринимают и понимают. Учёные утверждают, что гориллы способны запомнить более тысячи слов. Мартышки немногословны, им достаточно для общения четырёх-пяти звуков, остальное, как и у всех приматов, дополняется жестами.

У общественных животных с ночным образом жизни коммуникации могут совершаться только с помощью голоса. Например, летучие мыши в стайном полёте всё время звонко пищат. Их тоненькие писки смешиваются с другими голосами животных и птиц, но мышки прекрасно слышат друг друга и даже отличают одного из сотни сородичей от другого.

Любое животное в течение своей многотрудной жизни вынуждено и добывать пищу, и защищаться от врагов, и не пускать посторонних на свою территорию. А также ему необходимо искать пару для воспроизведения потомства, а впоследствии о нём заботиться. Всё это было бы невозможным без существования сложных систем общения. И основным практически всегда является звук, голос животного, дикого или домашнего — не суть важно.

Текст: Людмила Гаркавая

Оцените статью
Дети от А до Я
Adblock detector