Как помочь ребенку левше писать

Как определить левша или правша ваш ребенок

Ответить на этот вопрос можно только тогда когда ребенку исполнится 7 лет, так как до этого возраста ребенок еще формируется и вторгаться в его природу не следует. До этого только наблюдайте какой рукой он предпочитает совершать те или иные действия.

Итак, если вашему ребенку исполнилось 7 лет, предложите ему совершить следующие действия и отметьте, какой рукой он это делает. Важным условием при проведении исследования является хорошее самочувствие ребенка, когда у него нет загруженности, стрессов и переутомляемости.

  1. чистит зубы;
  2. причесывает волосы;
  3. складывает пирамидку из кубиков;
  4. режет ножницами;
  5. пользуется молотком;
  6. размешивает сахар в чае;
  7. держит ложку;
  8. рисует;
  9. раздает карты;
  10. держит ракетку при игре в бадминтон;
  11. пользуется ластиком;
  12. кидает мяч;
  13. строит башенку из кубиков.

Где П – сумма действий выполняемые правой рукой;Л — сумма действий выполняемые левой рукой

Если результат получился меньше -10, то он левша, если больше 10, то правша, а если от -10 до 10 то ребенок амбилатерален.

  • аплодирование – какая рука сверху, та и ведущая;
  • поза Наполеона — какая рука сверху, та и ведущая;
  • кисти в замочек – большой палец ведущей руки находится сверху;
  • измерение силы кисти каждой руки при помощи силомера – ведущая рука сильнее;
  • скорость исполнения одинаковых заданий – ведущая рука быстрее.

1. Напоминайте о том, какая рука – правая, а какая – левая

Левша плохо понимает, какая рука левая, а какая правая. Купите ребенку яркий браслет или часы. Можете сделать какое-то украшение вместе с ним. Та рука, на которой браслет – левая. Ребенок быстро сможет сориентироваться при наличии такого напоминания.

Как помочь ребенку левше писать

Не стоит заострять внимание на том, что ребенок левша. Малыш не должен чувствовать себя чужаком среди сверстников. Родителям стоит постараться действовать как можно незаметнее, помогая ребенку справляться с трудностями. Например, можно попросить учителя посадить ребенка слева за партой, чтобы ему не мешалась правая рука соседа.

С самого юного возраста левшу стоит приучить к работе обеими руками. Это не значит, что нужно отнимать у левой руки ее ведущую роль. Поможет игра с мячом, игра на музыкальных инструментах. Все те увлечения, в которых задействованы обе руки.

Ребенок-левша всегда будет медлительнее. Торопить, кричать, показывать свое недовольство – бесполезно. Быстрее леворукий ребенок не станет. Он начнет нервничать, суетиться, паниковать. В результате, ребенок не сможет сосредоточиться на домашнем задании.

Специалистами доказано, что для левшей очень важна систематизация знаний. То есть, если праворукий ребенок может пропустить некоторые нюансы, но освоить тему урока в целом, то для левши это невозможно. Каждый новый материал должен усваиваться поэтапно, с повторением и закреплением.

Следует обратить внимание на правильную организацию рабочего места. Свет и учебники должны находиться с правой стороны.

Леворукому ребенку всегда сложнее анализировать, поэтому предлагайте в процессе обучения простые и понятные схемы. Правила по решению задач лучше сделать схематичными, или вообще составить элементарную памятку по этапам выполнения задания.

Больше всего проблем возникает у левши в обычной школе. Большой класс не всегда позволяет найти индивидуальный подход к ребенку. Родители должны быть готовы к тому, что большую часть материала придется заново объяснять дома.

Ребеноку-левше практически всегда сложно научиться писать. Школьник может не дописать строчку, писать зеркально. Проблемы возникают и при копировании, переписывании какого-либо текста.

При чтении леворукие дети могут начать делать это с середины предложения. Поэтому особое внимание нужно уделить выработке привычки читать и писать слева-направо. Обращайте внимание ребенка на то, что именно так делать правильно.

Можно использовать для помощи картинки с сюжетами, обычные игровые кубики.

При обучении чтению или просто работе с книгами, родители должны использовать закладку или линейку. Левше очень трудно следить за строчками в тексте и не теряться, не перескакивать дальше.

Какой склад ума у вашего ребенка? Узнайте, пройдя тест от Я – Родителя

Елена Кононова

Нужно ли переучивать ребенка-левшу?

Переучивать не стоит. Главное правило – не заставляйте ребенка делать, то что ему не нравится. Главное понять, что сдерживает ребенка и как ему помочь. Все люди разные и осваивание навыков, чтения, письма и т.д., идет у каждого по-своему. Конечно, прекрасно, что сейчас пристальное внимание отводится одаренным детям, но что делать остальным, особенно тем у кого что-то не получается?

Как помочь ребенку левше писать

Зачастую ребенок остается один со своими недетскими проблемами, т.к. родители, а иногда и специалисты, тоже не знают как ему помочь. Отсюда пререкания к ребенку «Тупица!», «Да ты ничего не можешь», либо просто родители стараются не замечать данных признаков, опуская руки. Отсюда начинаются у ребенка проблемы и в отношениях, поведении, учебе.

Так например, бабушка привела ребенка с жалобами на поведение и неуспеваемость в школе, со словами «Все время отвлекается», «Ничего не слышит». У ребенка наблюдалось дважды заикание, в 2 и 4 года. Когда он начал рисовать правой рукой, то бумага порвалась от сильного нажима карандаша, а в речи проявилось небольшое заикание.

Предлагаем ознакомиться  Как сбить высокую температуру у годовалого ребенка

Вмешательство в природные данные не заставило себя ждать. Это не прихоть ребенка выбирать ту или иную руку, это его данность, это отражение мозговой организации психической деятельности человека. В данном примере правая рука не сумела развиться, а левая была заторможена, что отразилось на речи.

Вывод. Дети с левшеством требуют постоянного контроля со стороны специалистов – психологов, нейропсихологов, дефектологов и участия родителей. Вопросы левшества и праворукости решаются у детей к более позднему возрасту, примерно к 7 годам. А в более раннем возрасте, лучше ребенку давать карандаши и в правую и в левую руку.

При соответствующих формирующих занятиях для левшей, они не только догоняют сверстников, но и благодаря своим особенностям они могут преуспеть в решении поставленных задач, предлагая наиболее интересные выходы. Ведь среди левшей множество гениальных личностей: математиков, художников, спортсменов и других.

Главной отличительной чертой у левшей является интуиция и изобретательность. К сожалению, без помощи родителей и специалистов, развитие выдающейся личности не всегда удается, а мы видим картину школьной дезадаптации.

Данными примерами я сделала попытку показать, что пристальное внимание к детям с левшеством должно быть оказано, но это требует направленного обучения. В последующей информации вы сможете извлечь практическую пользу для оказания поддержки и сопровождения ребенка-левши.

Если ребенок левша рекомендации родителям, десять советов

Осознание того, что ребенок левша, родителями довольно часто воспринимается негативно. Сравнивается с приговором судьбы. Стоит ли так сильно расстраиваться? Всему живому присуще чувство ассиметрии, и наши парные органы не являются исключением этому. Один из них выполняет главные функции, другой проявляет подчинение.

Ведущая роль правой или левой руки, как правило, зависит от трех основных факторов – наследственности. Воспитания и вероятных нарушений, полученных при родах. Леворукость нельзя считать прихотью или дурной привычкой. Это результат особого устройства мозга, индивидуальная особенность малыша.

Итак, что делать, если ребенок левша – рекомендации родителям.

Левша отличается от своих сверстников не только упрямством. Как правило, такие дети являются художественно одаренными и довольно эмоциональными.

С трех лет такая детвора гораздо лучше рисует и лепит из пластилина, чем ее сверстники. Отличают у таких малышей и хорошие музыкальные способности, не редок абсолютный слух. Но при этом может наблюдаться задержка речи, трудности в произношении некоторых звуков.

Педагогический состав признал, что переучивать левшу бесполезно. Но им все же приходится порой сложно. Численность леворуких составляет не более десяти процентов от всего населения планеты, а мир в большинстве приспособлен для правшей.

Сегодня быть левшой проще и легче, чем раньше, временами даже почетно. Левши очень талантливы, среди них встречается большое количество гениев.

Экспертами разработано десять советов рекомендательного характера, упрощающих жизнь маленького левши:

  • напоминайте, какая рука правая, какая – левая. Левша их часто путает. Приобретите малышу яркий браслетик или часики, совместно изготовьте украшение. Рука, на которой надет браслет – левая. Ребенок сможет быстро ориентироваться;
  •  не стоит акцентировать внимание, что малыш – левша. Он должен ощущать себя среди ровесников равным. Родители должны действовать незаметно, оказывая помощь ребенку, который борется со своими трудностями. К примеру, попросите учителя посадить ребенка на левый край стола, чтобы ему не мешала правая рука соседа;
  • учите пользоваться двумя руками. Это следует делать с раннего возраста. Но не следует отнимать у левой руки ее главную роль. Помогают игры в мяч, учение на музыкальных инструментах. Главное, чтобы в увлечении работали две руки;
  • не торопите ребенка. Он всегда действует несколько медленнее. Не стоит кричать на него и торопить – толку не будет. Малыш начнет нервничать и паниковать;
  •  постоянно повторяйте и закрепляйте навыки. Левше противопоказаны пропуски занятий. Любой новый материал должен усваиваться этапами, повторяться и закрепляться;
  • учебное пространство следует организовать под левшу. Источник света и учебники должны располагаться справа от него;
  •  учите малыша по схемам и правилам. Левше сложно анализировать, поэтому старайтесь в обучении закладывать простые схемы и правила. Помогают составления памяток по решению того или иного задания;
  • повторяйте школьную программу дома. В классе левше не уделяется правильный подход. Родители должны понимать, что часть материала из школьной программы придется усваивать на дому самостоятельно;
  • внимание письму. Ребенку сложно научиться писать левой рукой. Читать он начинает с середины строки. Постоянно работайте с малышом, чтобы он усвоил правила письма;
  • при чтении пользуйтесь закладками. Она поможет левше следить за строчками, чтобы не перепрыгивать с них.

Взяв на вооружение эти советы, родители смогут оказать действенную помощь малышам, выполняющим основную работу левой рукой.

Особенности обучения ребенка левши

1. Итак, ребенок левша, каждый раз, чтобы пользоваться миром правшей, ему приходиться изобретать свой уникальный способ. Чтобы разгрузить нервную систему ребенка, доводим навыки до автоматизма.

Из этого следует: воспитывая, левшу освойте с ним как можно больше навыков, которые ему требуются в повседневной жизни и доведите их до автоматизма. Не ждите когда ребенок сам научиться пользоваться ложкой, ножницами, карандашом, а вместе с ним повторите нужные движения для овладения тем или иным инструментом. А для начала попробуйте сами, чтобы ваши действия были синхронны.

Предлагаем ознакомиться  Боюсь сдавать кровь: из вены, пальца, на донорство, что делать

Если говорить о написании цифр, букв и рисовании, то начинайте с обведения по контурам или рисованию через копировальную бумагу, срисовывание для левшей по образцу, слишком сложно.Главная задача состоит в том, чтобы тело ребенка запоминало ту или иную операцию, соответственно оно не должно перегружаться дополнительными движениями или позами. К примеру, если ребенок рисует, то спинка и плечи расслаблены.

Если ваш ребенок левша: 6 рекомендаций от детского психолога

Чтобы ребенок умел хорошо умножать, для начала лучше освоить таблицу сложения, это позволит сохранить время и усилия, как ваши, так и его.

Если вы ребенку объясняете названия трав, фруктов, овощей, деревьев, то лучше дайте ему попробовать это на вкус, если это съедобное, или ощутить руками, чтобы у ребенка возникли чувственные ощущения и разница между предметами.

Мыслительная деятельность у левшей в восприятии мира, в отличие от правшей, поражает своей нетривиальностью и далека от общепринятой. Так, например, показывая ребенку картинки с изображением канцелярских товаров и растений, ребенок классифицируя их говорит, что линейка подходит к травинке, так как они обе прямые.

Подумайте, как много мы-правши делаем автоматически. Если у ребенка нет этой данности, то именно вы родители можете ему помочь в этом. Любая операция, не доведенная до автоматизма, требует большого количества затрат энергии. Поэтому в окончании следует еще раз подчеркнуть необходимость тщательного наблюдения за ребенком-левшой, появления у него соматических признаков, таких как тики, энурез, аллергии и т.п. Если ребенок правша требует к себе внимания, то левша втрое больше.

2. Если действие ребенка-левши связано с некой динамикой и процессом, то детям крайне сложно выполнить такую работу из-за быстрого переключения с одного процесса на другой. Внешне это проявляется в «застреваниях» при начале осуществления какой-либо деятельности. Это легко наблюдать при речевых высказываниях ребенка-левши, она может быть медлительна, небогата, неправильно выстроенные предложения (в этом случае, ребенок понимает, что делает ошибки и говорит неправильно). Может создаться впечатление, что внутренняя речь ребенка намного богаче высказанной.

У детей левшей высокий уровень понятийного мышления. Это существенно заметно на уровне сверстников, когда ребенок, в отличии от остальных, справляется с решением сложных задач. Главное: не торопить ребенка!

Так же дети-левши плохо владеют своим телом, часто они жалуются, что им мешают руки или ноги, особенно если задействованы обе руки или ноги и движения несинхронны. Такие дети с возрастом учатся копировать движения других людей и заучивать их наизусть. Главное: не торопить!

Не торопите ребенка если он не может делать сразу несколько дел одновременно, к примеру слушать вас и писать.

Старайтесь таким детям во время утренней зарядки давать упражнения, где задействованы обе руки и обе ноги. Это могут быть плавательные движения, рисование двумя руками елочки и т.п. Отработайте с ним каждое движение отдельно, а лишь потом наращивайте скорость.

Также детям полезно включить дыхательные упражнения. К примеру: вдох-выдох-вдох-выдох, с постепенным увеличением задержки дыхания от 2 до 7 секунд. Не забывайте и о дыхании животом.

Включите в упражнения глазодвигательную гимнастику.

Одним из упражнений может быть перевернутая восьмерка. Восьмерку можно нарисовать на большом листе бумаги, либо представить. Глаза начинают двигаться от средины направляясь вверх и влево, это обязательно условие для его выполнения, далее вверх и вправо, после завершения правого круга продолжайте двигать глазами сначала. Итак, 3 раза.

Когда упражнения закреплены, добавьте язык. Должно получиться следующее глаза и язык двигаются в одном направлении и одновременно, наблюдая за кончиком ручки.Полезно рисование симметричных предметов сначала одной рукой, затем другой, а после обеими.

Упражнение «Найди предмет». Ребенку с закрытыми глазами дается в руки предмет. Он его ощупывает, после этот предмет прячется среди других. Задача ребенка найти этот предмет. Так же можно использовать цифры и буквы.

Игры в классики, с мячом, бассеин, катание на коньках, лыжи, макраме, лепка, пазлы и многие другие интересные занятия помогут вашему ребенку легче познавать пространство.

Проговаривание скороговорок и заучивание их, чтение стихов перед зеркалом, слушание ребенком своей речи – все это способствует его успешному развитию.

Говорите ребенку как можно развернуто, что вы делаете. К примеру: для того, чтобы приготовить щи, я беру 5 штук картофеля из мешка, луковицу из коробки…, далее мою и т.д.И еще немного о пространстве.

Детям-левшам, как уже говорилось выше сложно ориентироваться в пространстве. Где право и лево, это постоянная путаница. А что тут говорить о буквах. Возьмем букву «Ч», «Да какая разница» — говорит ребенок. В своей работе, чтобы не возникало у детей путаницы я использую гномика с именем ЧУЗЯ. Ведь именно эти буквы пишутся в левую сторону. Дети легко запоминают, как зовут гномика и запоминают эти буквы.

Одним словом, ставьте маркеры. Дети начинают познавать мир, в первую очередь, от собственного тела. На левую руку наденьте часики, браслет или завяжите веревочку и при работе пользуйтесь ею. Читаем начиная с края, где у тебя часики, с этого же края начинаем писать и т.п.Но кроме лева и права еще есть верх и низ. Верх, где голова, а внизу пяточки. Цифра «9» стоит на хвостике, а цифра «6» на голове.

Не пытайтесь объяснять левше с помощью пространства, предметов в комнате и т.п. Им надо все пощупать, попробовать. Начиная изучать цифры, буквы, вылепите их из пластилина, создайте их из песка, проволоки, веревочки.

Предлагаем ознакомиться  Как выглядит сыпь при аллергии у детей

Представления объема: больше-меньше, шире-уже также дайте ощутить ребенку с помощью предметов (сравните огурец с кабачком).

А вот понятия: «зад —перед», «над —под», «в —на» обсудите с ребенком на предметах мебели. К примеру, что будет если передвинуть стул за диван, где нужно находиться, чтобы попасть в центр комнаты. И каждый раз проговаривайте все вслух. Расширяйте представления начиная с комнаты, заканчивая городами, странами, планетами. Тут все зависит от вашего творчества. Экспериментируйте!

В этом же направлении двигайтесь, объясняя ребенку ближе-дальше, встретились-разошлись и т.д.

Рисуя, задавайте алгоритм деятельности, как будет проще. Сначала контур дома, крыша, затем окно, труба, а после дополнительные предметы.

На этом рисунке я постаралась изобразить алгоритм схематичного рисования, который может помочь детям-левшам при присутствии на рисунке множества фрагментов.

В заключении практической работы, приведу замечание, которое стоит написать отдельно. У левшей идет четкое псевдоигнорирование пространства слева. Поэтому при играх с мячом, теннис, старайтесь максимально задействовать левую область. А вот в школьная доска должна находиться как можно правее от ребенка.

Левши – это вечные дети, которые отличаются изобретательностью и творчеством, несмотря на все трудности. Среди них есть множество известных и великих людей, таких как: Лев Толстой, Петр I, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Жанна д’Арк, И. П. Павлов, многие чемпионы мира по теннису, бывший президент США Б.Клинтон. Существует миф, что и Владимир Путин является левшой, так как носит часы на левой руке, но его близкие утверждают, что ему просто так удобнее.

Левшество ребёнка – один из вариантов нормы. Однако, чтобы такое дитя успешно и гармонично развивалось, а его способности возрастали, родителям важно знать о психологических особенностях левшей.

ЛЕВШЕСТВО И ЛЕВОРУКОСТЬ

Необходимо различать левшество и леворукость.  При леворукости доминирующая рука – левая, а не правая как у правшей. При левшестве  активна не только левая рука, но и/или левый глаз, ухо, нога.

Иначе говоря, доминирует уже целое полушарие (правое) и отличия от правшей уже достаточно существенные.

Левое полушарие ответственно за логическое и абстрактное мышление, так как информация им обрабатывается последовательно, правое воспринимает информацию одномоментно, посредством целостного восприятия и сразу формируется образ.

Леворукий ребёнок отличается от своих сверстников эмоциональностью, обидчивостью, чувствительностью. Все эти черты характера необходимо учитывать, когда занимаешься с такими детками. Как научить левшу писать красиво, если сам правша. Перед тем, как научить ребенка левшу писать, необходимо:

  1. Определить размещение света у письменного стола ребёнка. Он должен падать либо сверху, либо с правой стороны. При таком освещении малыш не будет заслонять себе свет при письме.
  2. При письме тетрадь или лист бумаги располагается с наклоном вправо.
  3. Наклон букв обеспечивается за счёт наклона тетради.
  4. Желательно, чтобы при письме рука располагалась под строчкой.
  5. Приобрести в магазинах специальные ручки и прописи для деток левшей.

Как научить левшу писать

Для того, чтобы ребенку левше писать правильно и красиво существует несколько правил в организации рабочего пространства:

  1. лампа находится справа от него;
  2. листок повернут примерно на 20° вправо и сдвинут от центра тело в левую сторону;
  3. правая рука придерживает листок и при необходимости его поворачивает;
  4. левая рука ребенка держит ручку примерно на 4 см выше ее кончика;
  5. ручка, как бы является продолжение руки, то есть составляет одну линию;
  6. рука находится под линией письма (на это следует обратить особое внимание, т.к. если не научить, левша как бы заглядывает под руку при написании);
  7. буквы и соединения вначале лучше обводить по точкам;
  8. каждый раз подробно разбираете с ребенком алгоритм прописывания буквы или ее соединения.

Если ваш ребенок левша: 6 рекомендаций от детского психолога

Автор статьи: Елена Шихова, практикующий психолог

После того, как подготовительные мероприятия закончились, можно приступать к обучению.

  1. Учимся правильно держать ручку. Пальцы располагаются на 3-4 сантиметра выше от кончика ручки, чем у праворуких;
  2. При рисовании, написании слов, ребенок правой рукой пододвигает тетрадь, листы;
  3. Прописи, предназначенные для таких деток, имеют указатели в виде стрелок, показывающие направление письма. Они способствуют быстрому пониманию материала и правильному написанию букв, крючков;
  4. Ручки для леворуких детей имеют треугольную форму с двумя впадинками для пальцев. Правильно подобранная ручка поможет поставить правильный наклон руки при письме. Но, самое главное, чернила такой ручки быстро сохнут. Это позволит не размазать их по тетради и не испачкаться самому.

Не нужно добиваться «правильного» наклона букв у левшей (в правую сторону). Это очень сильно затруднит письмо малышу. Не забывайте, что он левша, а значит «законы» написания букв, наклоны для него немного отличаются от праворуких. Постарайтесь поговорить с учителями в школе, воспитателями в детском саду.

Довольно часто родители леворукого малыша сталкиваются с проблемой «зеркального» написания слов. Это выражается в написании слова не сначала, как мы привыкли, а с конца (например: «магазин» – «низагам» и так далее). Ребёнок также может зеркально отображать рисунки. При чтении ему очень тяжело соблюдать начало строки.

Таким образом, чтобы научить леворукого кроху писать, необходимо ваше терпение, любовь и искренняя радость за его успехи.

Оцените статью
Дети от А до Я
Adblock detector