Почему ребенок заикается что делать

Методика лечения заикания у детей

Специалисты рекомендуют составить психологический портрет. Наиболее предрасположены к заиканию дети со слабовыраженными волевыми качествами, робкие и испытывающие стеснение при большом скоплении людей, чрезмерно впечатлительные, любящие фантазировать. Логопед, невролог и психолог, в первую очередь, определяют причины возникновения логоневроза и только потом приступают к лечению.

Психологический портрет ребенка
Поход к доктору поможет составить психологический портрет ребенка, который в ряде случаев приведет к выявлению причин заикания и поможет справиться с недугом

Заикание может быть заложено на генетическом уровне. Если в семье есть заикающийся родственник, то необходимо контролировать развитие речи ребенка уже на первых этапах, т.е примерно в 2-3 года. Слабость артикуляционного аппарата сопровождается чрезмерной впечатлительностью, тревогой, стеснением или страхами.

  • Тяжелая беременность матери

Сложные роды или даже неправильный, неосторожный образ жизни матери во время беременности также может повлиять на речь малыша. Обычно заикание может быть связано с повреждением головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии во время родов, внутриутробных инфекций, гипоксии плода или гемолитической болезни новорожденного.

Рахит – нарушение костной и нервной систем, сопровождающееся дефицитом минерализации и размягчением трубных костей. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, пугливым и капризным. Костные деформации вызывают не только физический, но и психологический дискомфорт. В результате стресс может повлечь за собой нарушение речи.

Сотрясение и различные травмы головы могут спровоцировать заикание не только у маленьких, но и взрослых детей.

Хронические расстройство питания и дистрофия — одна из самых страшных причин логоневроза. Гипотрофия способна вызвать не только заикание, но и нарушение дыхания, сердечной деятельности. Ребенок — это большая ответственность, поэтому молодые родители обязаны организовать правильный уход и максимально комфортные условия для развития и воспитания.

Причины заикания могут быть как врожденными (предрасполагающими), так и приобретенными (провоцирующими).

К ним относятся:

  • кислородное голодание (гипоксия) во внутриутробном периоде развития или во время родов;
  • недоношенность;
  • родовая травма черепа;
  • генетическая наследственность (у близких кровных родственников);
  • возбудимая нервная система (темперамент холерика).

Иногда ребенок может начать заикаться по таким причинам:

  • испуг, сильное расстройство;
  • хронический стресс;
  • частые физические наказания;
  • неблагополучная ситуация в семье (скандалы, развод родителей);
  • чрезмерная опека или, наоборот, недостаток внимания к ребенку;
  • ребенок боится не оправдать завышенные ожидания родителей;
  • взрослые пытаются переучить леворукого малыша;
  • ребенок много времени проводит перед компьютером или телевизором;
  • он неосознанно копирует близкого человека, который заикается;
  • малыш перенес заболевание или травму — например, энцефалопатию или менингит, сотрясение мозга.

Почему ребенок заикается что делать

В литературе описано много случаев, когда заикание появляется после сильного стресса, испуга (нападение собаки, запугивание, грубое обращение, ссора, драка и т. п.). Однако стресс и испуг дают лишь толчок, запускают «механизм заикания», но не являются его глубинной причиной.

Совсем не каждый ребенок начинает заикаться после нападения собаки. Это состояние обусловлено предрасположенностью его нервной системы. В группе риска находятся дети со слабой, быстро истощаемой нервной системой. Если малыш к тому же впечатлителен, эмоционален, тревожен – любой, даже незначительный повод может привести к заиканию.

Нервная система такого типа может быть врожденной. Но чаще ее ослабляют разнообразные внешние факторы.

 Это могут быть болезни:

  • Внутриутробные и родовые травмы
  • Черепно-мозговые травмы, нейроинфекции
  • Инфекционные заболевания (корь, коклюш, тиф)
  • Неинфекционные заболевания (рахит)
  • Заболевания эндокринной системы
  • Вялотекущие заболевания внутренних органов
  • Лор-заболевания, в том числе операции по удалению гланд, аденоидов

Встречается ещё и врожденная слабость речевого аппарата (в него входят связки, гортань, язык, нёбо, зубы), которая выражается в его быстрой утомляемости, неспособности к длительной, интенсивной работе. При форсированных нагрузках голосовой аппарат может дать сбой. Этот сбой выражается в различных болезнях, в том числе заикании.

Заикание может вызвать даже недостаточное физическое развитие ребенка. В этом случае должным образом не развиваются артикуляционный аппарат, мелкая моторика, а они прямо влияют на развитие речи.

Ослаблять нервную систему могут психические и психологические факторы разного рода:

  • Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье (ссоры, скандалы, конфликты между родителями, родственниками)
  • Неправильное воспитание (избалованность, неровность в воспитании, излишняя требовательность и прочее)
  • Ненадежная привязанность ребенка к матери разного типа
  • Отсутствие (либо недостаточность) положительного эмоционального контакта с родителями
  • Несоблюдение режима дня, беспорядочность, неустроенность жизни, быта ребенка
  • Переучивание леворукого ребенка
  • Интеллектуальные, учебные нагрузки, не соответствующие возрасту

Заикание может спровоцировать и чрезмерная языковая нагрузка. Многие родители загружают малыша серьезным изучением иностранных языков в то время, когда родной язык им еще плохо освоен. Впрочем, такая нагрузка может быть связана с переездом и резкой сменой речевой обстановки.

Даже в рамках родного языка не стоит форсировать развитие ребенка, вводить сложные речевые конструкции раньше того времени, когда малыш будет готов к ним. Это может вызвать перенапряжение речевого центра и, как следствие, заикание.

Почему ребенок заикается что делать

В целом, к развитию речи детей требуется подходить очень внимательно и ответственно. Речь взрослых должна быть четкой, правильной, неспешной, выразительной. Известно, что маленькие дети подражают взрослым. Они перенимают общий строй речи, ее интонации, повторяют свойственные взрослым словечки. Когда взрослые умиляются этому, они поступают неразумно, поскольку поощряют ребенка к дальнейшему подражательству.

Заиканием называют нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушений. Кратковременное заикание наблюдается у 4% детей, а относительно стойкое — у 1% всех детей. У мальчиков оно возникает чаще, чем у девочек. По данным разных авторов, это соотношение колеблется от 2:1 до 10:1. Расстройство чаще всего развивается в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с интенсивным формированием мышления, и ребенок начинает задавать особенно много вопросов познавательного характера. Однако возникновение заикания возможно и в более раннем возрасте, в частности в период становления речи, т. е. на 2- 3-м году жизни.

Причинами возникновения невротического заикания могут быть как острые (шоковые и субшоковые) или подосттрые психические травмы — испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа, например помещение в дошкольное детское учреждение, так и длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, особенно гиперпротекция). Способствующими внутренними факторами являются невропатические состояния и семейная отягощенность патологией речи, прежде всего заиканием. Невропатические состояния встречаются примерно в 20%, а идентичная наследственная отягощенность в 17,5% случаев невротического заикания. Важное значение в происхождении заикания принадлежит также ряду внешних факторов, особенно неблагополучному «речевому климату» в виде перегрузки информацией, попыток форсировать темп речевого развития ребенка, резкой смены требований к его речевой деятельности, дву­язычия в семье, чрезмерной требовательности родителей к речи ребенка и т. п. Эти факторы, встречаются в 60,8% случаев невротического заикания. Особое место среди факторов внешних условий заикания (принадлежит наличию заикающихся в близком окружении ребенка, что может стать источником подражания их речи, закрепляющегося в дальнейшем по механизмам невротической фиксации.

Заикание или, по медицинской терминологии, логоневроз — это дефект речевой сферы, обусловленный отклонением в работе центральной нервной системы. Речь при заикании становится неровной, скачкообразной, сопровождается судорожными заминками и многократными повторениями отдельных звуков.

При логоневрозе у детей наблюдаются следующие симптомы:

  • прерывистая речь с пролонгацией звуков и слогов (м-м-м-машина, ма-ма-машина), либо с вынужденными паузами (м….ашина);
  • тревога, беспокойство, напряженность перед речью;
  • безотчетные движения, например, частое моргание, гримасы на лице, как попытка преодолеть заикание;
  • прерывистое дыхание со слишком глубоким вдохом либо учащенное от волнения.

Слаженная работа органов речевого аппарата, дыхательной системы и голоса дает сбой и нарушается плавность речи.

Как понять, что ребенок заикается? Натянутость на лице, сбивчивое дыхание, напряженный голос и стресс от общения. Если напряжения нет, а есть просто запинки в речи из-за желания озвучить все и сразу, то волноваться не стоит.

Почему ребенок заикается? Причинами этого могут быть:

  • эмоциональные и информационные перегрузки;
  • перенесенные болезни и осложнения после них;
  • подражание заикающимся близким;
  • врожденная слабость органов артикуляции;
  • наследственность;
  • травмы при родах;
  • тяжелые инфекционные заболевания;
  • органические нарушения в работе головного мозга.

Если чересчур эмоциональный, робкий, впечатлительный ребенок начал заикаться в 2 или 3 года, причиной мог стать сильный испуг.

Предлагаем ознакомиться  Дифференциальная диагностика обструктивного бронхита у детей

Причинами заикания у детей 3, 4, 5 лет, когда активно идут процессы становления речи, пополнения словарного запаса, могут быть информационные перегрузки. Лечение в таких случаях обязательно предусматривает организацию щадящего режима дня с продолжительным пребыванием на свежем воздухе, достаточным временем сна, отсутствием стрессов и исключением взаимодействия с компьютерной техникой.

Заикание и его симптомы

Причины заикания выяснены. Теперь врач проводит обследование и ставит диагноз на основе этимологии заболевания:

  1. Невротический логоневроз — форма функционального расстройства, при котором ребенок начинает заикаться только в нервной обстановке: волнение, стеснение, сильное переживание, стресс, тревога, страх. В таких психотравмирующих ситуациях болезнь наступает волнами: судорожные запинки на некоторое время сменяются ровным разговором, после чего снова усиливаются.
  2. Органическое (или неврозоподобное) заикание — следствие поражений центральной нервной системы. Ребенок не хочет спать, постоянно возбужден, неловко двигается из-за плохой координации и нарушения моторики, поздно начинает говорить, но монотонно и с запинками. Дефект носит постоянный характер и усиливается при усталости и перенапряжении после активных физических и умственных занятий.

Почему ребенок заикается что делать

Кроме того, принято различать формы заикания у детей по судорогам и характеру течения. Так, легкая степень заикания сопровождается судорожными запинками – например, при ответе на неожиданный или неприятный вопрос ребенок нервничает. При средней степени малыш заикается во время диалога постоянно, а вот при тяжелой форме судорожные запинки мешают любому общению, даже монологу.

Как понять, что ребенок начал заикаться? 

В его речи будут заметны такие признаки:

  • повторение звуков, слогов или слов;
  • растягивание звуков и слогов;
  • большие паузы между словами или фразами;
  • неритмичная, дерганая речь;
  • неожиданное повышение громкости во время фразы;
  • напряжение мышц лица и конечностей при произнесении звуков;
  • монотонность и однообразность речи;
  • нервные тики.

При заикании изменяется и поведение ребенка:

  • чем сильнее он пытается преодолеть заикание, тем больше он нервничает и тем сильнее проявляются запинки;
  • малыш начинает избегать разговоров или даже людей;
  • его настроение может быстро меняться;
  • появляется плаксивость, агрессивность;
  • может начаться энурез (недержание мочи);
  • ухудшаются сон и аппетит.

Стадии развития заикания

Заикание у детей развивается так:

  • сначала заикание происходит без остановок и запинок, волнообразно;
  • затем появляются длинные паузы, речь становится “дерганой”, ребенку может не хватать дыхания, а в артикуляционном аппарате возникают судороги;
  • через 5-6 месяцев речь засоряется словами паразитами (“э”, “ну”, “вот”, “это”, “да” и т.д.);
  • нарушается артикуляция и моторика в целом;
  • заикание становится хроническим;
  • возникает боязнь собственной речи, постоянное ожидание неудачи при разговоре.

Методы лечения

При первых же симптомах необходимо обратиться к специалисту, который не только поставит диагноз, проведет диагностику речи (оценка темпа, дыхания, моторики, артикуляционных судорог, голоса), но и подберет правильный метод лечения. Доктор Комаровский рекомендует проводить комплексное обследование в любом случае, чтобы предотвратить возможные рецидивы в будущем.

Если судорожные запинки в речи связаны с поражением центральной нервной системы, то может понадобиться диагностика посредством магнитно-резонансной томографии или электроэнцефалографии.

В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга – в частности, торможение центра Брока. Как вылечить заикание у ребенка? Можно выделить несколько эффективных методов:

  • медикаментозное лечение;
  • дыхательная гимнастика;
  • лечение гипнозом;
  • логоритмические упражнения;
  • также не стоит забывать о профилактике народными успокаивающими средствами.

Для 3-летних детей в дополнение к общей терапии могут прописать витамины, транквилизаторы, успокоительные таблетки, противосудорожные, ноотропные или гомеопатические препараты. Особой популярностью пользуются экстракт валерианы, пустырник, детский Тенотен, Актовегин (см. также: чем отличается обычный «Тенотен» и «Тенотен» детский?). Врач подберет лекарство в индивидуальном порядке.

Детский Тенотен
Самостоятельно “прописывать” ребенку медикаментозные препараты для лечения заикания не допускается – заниматься этим должен исключительно врач

Гипноз

Почему ребенок заикается что делать

Далеко не все родители решаются на лечение гипнозом, однако именно этот метод признан самым эффективным. Уже после 4-10 сеансов с опытным и профессиональным специалистом-гипнологом речь может полностью восстановиться, так как исследуются душевные переживания ребенка и глубинные признаки заболевания.

Четырехлетние дети уже способны повторять движения за родителями и выполнять специальные упражнения, помогающие укрепить диафрагму, улучшить мозговое кровообращение, выработать правильное носовое и ротовое дыхание. Гимнастика учит заикающихся детей контролировать вдохи и выдохи, помогает спокойно и без запинок произносить трудные звуки и слова. В комплексе с дыхательными упражнениями хорошо помогают расслабляющие ванны и массаж.

Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика помогает ребенку убрать сбивчивость речи, учит его контролировать свое дыхание и более четко произносить слова

Логоритмика

Логоритмические упражнения — это новая методика для дошкольников и школьников, позволяющая сочетать слова и фразы с движениями и музыкой: например, пение детских песен, прослушивание классической музыки, игра на музыкальных инструментах, чтение стишков. Логопедические занятия помогают ребенку раскрыться, поверить в себя и довериться своему руководителю.

Народные средства

Травы и настои лучше любых таблеток помогают успокоиться и расслабиться. Наиболее эффективными и безобидными для детей считаются ромашка, зверобой, мелисса, крапива.

В такой сложный период жизни ребенок-заика должен чувствовать себя нужным и любимым. Семья должна позаботиться о комфортной домашней атмосфере и стараться почаще контактировать со своим чадом, помогать ему. Разговоры должны быть спокойными и разборчивыми, ни в коем случае нельзя перебивать малыша, иначе он замкнется и вовсе откажется «открывать рот».

Надо постараться увлечь заику чтением книг вслух, это поможет поработать над правильным произношением. Главное — не принуждать и не перегружать, занятия должны быть интересными и позитивными.

Отчужденность родителей
Отчужденность родителей в сложный для ребенка период может усугубить ситуацию с речевыми проблемами. Нужно обязательно выделять время для общения с малышом, хвалить его и много разговаривать с ним

Чтобы поставить точный диагноз и назначить лечение, малыша должны обследовать невролог, логопед, дефектолог и психолог. Также следует сделать такие исследования, как ЭЭГ и МРТ.

Для лечения заикания врачи могут порекомендовать ребенку легкие успокоительные и расслабляющие спазмы средства.

К ним относятся:

  • пантогам;
  • мидокалм;
  • фенибут;
  • атаракс;
  • тенотен;
  • глицин.

Кроме этого, помогают и народные средства:

  • травяные чаи;
  • фитованны;
  • ингаляции с отварами.

            Для этого используют такие травы:

    • пустырник;
    • ромашка;
    • мелисса;
    • мята;
    • шалфей;
    • душица;
    • лаванда.

Дефекты речи чаще всего возникают у детей в период ее формирования — между 2 и 5 годами. Лечение от заикания в течение долгого времени и с использованием полного варианта методики Л.З. Арутюнян в этом возрасте не понадобится, если родители быстро заметят проблему и создадут условия для нормализации речи.

Огромная роль в исправлении речи у заикающегося ребенка принадлежит родителям. От того, как они будут себя вести, во многом зависит, перейдет ли начавшееся заикание в стадию фиксации или, вдруг начавшись, так же быстро закончится.

Специалисты дают следующие рекомендации родителям ребенка с заиканием:

  1. Несмотря на то, что вы напуганы и взволнованы, постарайтесь при малыше соблюдать полное спокойствие.
  2. Ни в коем случае не акцентируйте внимание на дефекте, не просите его повторить то, что он сказал. Пока ребенок не понял проблему и не накопил большой стаж заикания, от него гораздо легче избавиться.
  3. Срочно обратитесь к специалистам:
  • к логопеду по программе «Скорая помощь», т.к именно в первые дни-недели заикания ( название программы говорит само за себя) от него можнобыстро и безболезненно избавиться с помощью, силами родителей при минимальной помощи логопеда,
  • к неврологу, т.к с помощью лекарств можно создать более благоприятный фон для лечения , особенно тем детям, эмоциональное состояние которых вызывает тревогу у близких (ребенок плохо спит, устраивает истерики,многого боится и т.д. ( но учтите, что сами по себе лекарства не лечат от заикания!).
  • Если по какой-то причине вы не смогли связаться со специалистом по программе «Скорая помощь», постарайтесь погрузить ребенка в мир спокойной медленной речи, когда все окружающие разговаривают нараспев. Представьте эту ситуацию для ребенка в игровой форме, придумайте для него объяснение, почему взрослые так необычно себя ведут (например, что вы все вместе — персонажи сказки).
  • Поскольку обеспечить такие условия вне дома проблематично, по возможности временно заберите малыша из детского учреждения.
  • Комфортная психологическая обстановка и искусственное снижение темпа речи вокруг ребенка помогают ему чувствовать себя более спокойно и не торопиться при разговоре. На начальном этапе заикания этого может быть достаточно, чтобы полностью исправить нарушение, а если время упущено, то наверняка снизит степень тяжести проявлений заикания.

    Как мы писали выше, комфортная спокойная психологическая обстановка дома — это залог успеха для ребенка, который только начал заикаться, поэтому попробуем сформулировть общие рекомендации для родителей детей на начальной стадии заиканием:

    1. Будьте терпеливы, доброжелательны, чаще хвалите ребенка
    2. Не допускайте фиксации ребенка на дефекте речи. Необходимо действовать, пока он еще не осознает, что говорит не так, как все.
    3. Наблюдайте за ребенком. В каких ситуациях он говорит без запинок, в каких — начинает заикаться. Постарайтесь оградить малыша оттравмирующих факторов, (возможно, на него негативно влияют определенные занятия, игры или даже присутствие конкретных людей из вашего окружения — быстроговорящих, нервных…).
    4. Избегайте волнующих, эмоциональных ситуаций (даже если это положительные ситуации, в которых ребенок очень бурно радуется).
    5. Помните, что ребенок подражает вашей речи. Говорите не торопясь, по слогам, протяжно, простыми фразами,
    6. Не ругайте, не критикуйте ребенка. Старайтесь организовать его день так, чтобы вам не приходилось его торопить, одергивать.
    7. Занимайтесь с ребенком успокаивающими играми: рисуйте, лепите, стройте из песка.
    8. Заикающимся детям полезны занятия музыкой, пением, танцами. Они помогают вырабатывать чувство ритма, снимают напряжение, помогают испытывать чувство покоя и радости.
    9. Из видов спорта выбирайте те, которые снимают напряжение, вызывают ритмичное дыхание (плавание, теннис), не возбуждают (командные игры, состязания)
    Предлагаем ознакомиться  Все время хочу спать и нет сил

    Более подробные инструкции специалисты речевого центра «Арлилия» дают родителям своих маленьких учеников индивидуально, исходя из особенностей конкретного ребенка и конукретной семьи.

    Посетив детского невролога и логопеда, родители заикающегося малыша обычно получают рекомендации: обеспечить в доме спокойную обстановку и спокойную речь, давать ребенку седативные препараты и ноотропы. И действительно такие простые меры способны помочь, если время не упущено.

    Заикание у детей: причины, лечение, рекомендации

    Если же стаж заикания уже довольно-таки большой (много месяцев или даже лет), то «тепличная» атмосфера и прием медикаментов уже не способны вылечить логоневроз, как и занятия со специалистом только в кабинете логопеда, не подкрепленные практикой вне кабинета.

    Восстановление плавной речи — процесс, который невозможен без активного участия логопеда, его родных и, самое главное, самого ребенка, поэтому занятия по полному варианту методики Л.З.

    Арутюнян начинаются, когда такое сотрудничество с ребенком становится возможным, а именно с 5 лет.

    Методика коррекции речи у заикающихся детей, по которой работает центр «Арлилия», предполагает строгое соблюдение инструкций вне стен логопедического кабинета.

    Каждая семья на семейном совете выбирает из своих рядов 1-2 человек, которые становятся «обученными взрослыми» — «логопедами на дому».

    Несмотря на то, что эта работа на первый взгляд кажется очень сложной, мы с уверенностью говорим, что выполнить ее вполне реально тем, кто, пользуясь рекомендациями логопеда:

    • правильно организовал процесс лечения дома, со сверстниками, в школе (дошкольники в этот период не посещают детский сад, хотя обязательно продолжают общение с детьми под контролем обученного взрослого),
    • ведет себя ответственно,каждодневно выполняя несложные рекомндции логопеда),
    • ведет себя открыто, не скрывая от специалиста возникающие по ходу занятий возможные вопросы или проблемы,
    • учится наблюдать за ребенком, анализируя его речь и поведение в процессе лечения.

    Формы заикания

    Чтобы вылечить заикание, необходимо разобраться, какой именно формой логоневроза страдает малыш.

    • Эта форма заикания начинается во время активного формирования речи (2-3 года). Как следствие, может быть общее недоразвитие речи (ОНР).
    • Часто возникает из-за предрасполагающих причин (кислородное голодание, родовые травмы и т.д.).
    • Ребенок начинает заикаться из-за сильного переживания. Когда он спокоен, речевых судорог нет. 
    • Логоневроз усиливается при волнении или перевозбуждении. В этом случае ребенок торопится и не успевает спокойно высказать свои мысли.
    • Речь невыразительная и монотонная.
    • Обычно появляется у вспыльчивых, легко возбудимых и быстро истощаемых детей.
    • Заикание усиливается в подростковом возрасте, при этом возникает боязнь разговаривать.
    • Это заикание обычно появляется в 2-6 лет.
    • Может начаться из-за генетической предрасположенности.
    • Очень часто возникает из-за эмоционального перенапряжения или хронического стресса. В периоды, когда их нет, логоневроз бесследно исчезает.
    • Патологий речи и нервной системы нет. Наоборот, эти дети активно начинают говорить раньше среднестатистических детей.
    • От этой формы заикания обычно страдают робкие и впечатлительные дети.
    • Речевые судороги усиливаются в незнакомой обстановке или в состоянии стресса.
    • Заикание не возникает само по себе. Провоцирующим фактором является травмирующее событие — например, начало посещения детского сада, переход в другой класс школы и т.д.
    • Если стресс был очень сильным, ребенок может на время перестать говорить вообще.
    • Одновременно с логоневрозом могут появиться страхи (темноты, высоты и т.п.)  или энурез.

    Причины заикания у детей

    Чтобы преодолеть заикание, необходимо выполнять рекомендации дефектолога или логопеда. 

    • Ребенку потребуется курс логопедического массажа. Он позволит расслабить те мышцы, которые зажимаются при произнесении фраз, и снять спазмы речевого аппарата.
    • Нужно каждый день выполнять определенный комплекс логопедических упражнений. Это поможет нормализовать речевое дыхание и темп речи.
    • Для этой цели отлично подходят дыхательные упражнения по методике Стрельниковой. Они помогают сформировать правильную воздушную струю и эффективно ее расходовать во время произнесения фразы.
    • Хороший результат дают занятия логоритмикой.
    • Детям часто советуют читать вслух стихи или петь песни. Можно даже заниматься хоровым пением.

    26.03.2019 г.

    • Заикание – одно из самых распространенных речевых расстройств у детей и подростков.
    • О заикании у детей и методах его лечения рассказывает кандидат медицинских наук, детский невролог клиники остеопатии и восстановительной медицины Остеополиклиник Ольга Ивановна Бегашева.
    • – Заикание иногда проявляется настолько сильно, что лишает человека возможности общаться, выражать свои мысли, иногда даже мешает выбору профессии и личной жизни и не дает чувствовать себя счастливым.

    В более легких случаях – повторение отдельных слогов и паузы во время речи выглядят довольно безобидно. Но даже такие незначительные проявления (они называются полтерн-феномен) могут вызывать глубокие переживания и мешать человеку полностью раскрыться, реализоваться и добиться успеха в жизни.

    Заикание может быть функциональным расстройством и заболеванием.

    Когда мы говорим о заболевании – то обычно это тяжелая форма, при которой нарушения артикуляции и дыхания так сильны, что человек не в состоянии произнести фразу: произношение сопровождается тяжелыми спазматическими задержками речи, челюсть сжата, зубы стиснуты, звуки буквально проталкиваются через губы, язык и гортань.

    Такие спазматические задержки приводят к страху перед трудными звуками, к появлению навязчивых мыслей «Я не смогу, у меня не получится». Во время речи может возникнуть паническое расстройство тревога и волнение.

    Самые тяжелые формы заикания — те, которые наследуются. Если в роду наблюдались тяжелые заикания, значит, наследственный феномен присутствует, и лечение будет непростым. Если наследственность не отягощена, то вариант течения болезни — более благоприятный.

    Но чаще заикание является функциональным расстройством.

    Оно эпизодически может случиться в разном возрасте – в 2, в 3 года, но чаще всего – в возрасте 5-7 лет. Это может быть связано с разными причинами.

    Одна из них – ребенок может быть амбидекстром – это значит, что и правое, и левое полушарие головного мозга у него работают равномерно, и он в равной мере пользуется левой и правой рукой.

    Склонны к заиканию и частичные правши: они пользуются правой рукой, но при этом по всем функциональным пробам являются левшами, и ведущим у них является правое полушарие.

     Когда начинатькоррекцию?

    В данном случаеимеет смысл руководствоваться принципом«чем раньше, тем лучше».

    Заикание у детей: причины, лечение, рекомендации

    Ведь заиканиепредставляет собой очень серьезноеиспытание для ребенка, поскольку являетсяпрепятствием не только для выражениясвоих мыслей и переживаний, но и мешаетобщению с другими детьми.

    Желательноначать коррекцию заикания еще в раннемдетстве и сделать все возможное, чтобысвести его проявления к минимуму ещедо начала школьного обучения. Самыйидеальный  вариант — отправиться наприем к специалисту, когда речевойдефект только успел себя проявить.

     С чего начать?

    Преждевсего, необходимо определить типзаикания, ведь именно от него будетзависеть план дальнейших действий. 

    • Логоневроз, или невротическое заикание. Возникает в результате психотравмирующей ситуации у детей, склонных к невротическим реакциям, которые возникают в силу врожденных особенностей нервной системы («поломки» ЦНС у таких ребят нет). Например, у мечтательного и чувствительного от природы малыша-меланхолика или возбудимого непоседы-холерика подверженность заиканию выше, чем у спокойного от природы флегматика. Также данный вид заикания может возникнуть на фоне резкого увеличения речевой нагрузки, например, когда нормально говорящему, но боязливому 3,5-летнему крохе-меланхолику к детскому утреннику поручают выучить слишком сложное для него на текущий момент стихотворение или роль.
    • Неврозоподобное заикание. В отличие от первого типа возникает и нарастает  постепенно. Окончательно обнаруживает себя тогда, когда ребенок начинает говорить целыми фразами. Часто можно заметить, что помимо речевых проблем такой малыш отстает и в физическом, и в психическом развитии. Неврологическое обследование такого ребенка, скорее всего, выявит признаки общего поражения центральной нервной системы, именно они и являются причинами заикания в данном случае.
    Предлагаем ознакомиться  Беременная показывает шейку матки

    Лечение заиканияВСЕГДА носит комплексный характер, иначинать его стоит только послепрохождения всестороннего обследования.

    Если доктора решат,что у ребенка невротический тип заикания(логоневроз), то главным специалистом,с которым вам предстоит контактировать,станет детский психолог.

    Его основнымизадачами будут обучение способамрелаксации, снятие мышечного иэмоционального напряжения, повышениеэмоциональной устойчивости ребенка кстрессам, обучение родителей методамэффективного взаимодействия с ребенкомс учетом его свойств нервной системы,выбор оптимальных воспитательных мери пр.

    При неврозоподобномзаикании в большей степени предстоитсотрудничать с логопедом-дефектологом,т.к. этот вид заикания требует в большейстепени логопедической помощи, котораядолжна быть регулярной и продолжительной(не менее года).

    Основная цель работылогопеда – научить ребенка правильноговорить. Также предстоит динамическоенаблюдение невролога, который, скореевсего, назначит длительное комплексноемедикаментозное лечение, игнорированиекоторого не увенчает логопедическуюработу успехом.

    Заикание у детей: причины, лечение, рекомендации

    Психотерапевтическаяпомощь в данном случае не играет ведущуюроль.

    Медики утверждают , что такое возрастное заикание — совершенно естественная часть развития речи. И может продолжаться несколько дней или даже месяцев, но к 5 годам большинство детей успешно его перерастают.

    Тем не менее существуют вполне чёткие критерии, что проблема может выйти или уже вышла за пределы возрастной особенности.

    Обязательно посоветуйтесь с врачом, если ваш ребёнок заикается, вас это беспокоит и в анамнезе имеется один из следующих факторов риска:

    1. Семья. Ребёнок рискует сохранить заикание и во взрослом возрасте, если та же проблема наблюдается у кого‑то из его близких родственников.
    2. Возраст. Дети, которые начали заикаться в возрасте до 3,5 лет, почти наверняка перерастут эту речевую особенность. Если сложности с речью появились позже, стоит насторожиться.
    3. Продолжительность. Если заикание длится больше 6 месяцев, это однозначное показание для визита к врачу.
    4. Другие сложности с речью и пониманием. Заикание может быть одним из симптомов более серьёзных нарушений — того же СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) или минимальной мозговой дисфункции.
    5. Нарастание проблемы. Если случаи заикания по мере взросления не уменьшаются, а становятся чаще, это плохой признак.
    6. Сопутствующие движения. Ребёнок не просто заикается — у него подёргивается лицо, он делает движения руками и торсом так, словно пытается вытолкнуть из себя слова.

    Также стоит обратиться к терапевту или логопеду, если заикание:

    • Вызывает у ребёнка беспокойство или страх. Это проявится в том, что дети будут стараться избегать ситуаций, когда надо говорить.
    • Мешает ребёнку общаться в садике или на детской площадке.

    Если вы столкнулись хотя бы с одним из перечисленных выше пунктов, не медлите с визитом к специалисту. Это важно. Хотя чаще всего заикание проходит само собой, иногда оно может быть симптомом крайне неприятных и даже смертельно опасных заболеваний.

    Вот наиболее распространённые причины заикания у детей.

    1. Возраст и пол

    Как мы уже сказали, некоторое время заикаться в возрасте младше 5 лет естественно. С мальчиками такое происходит в 3–4 раза чаще, чем с девочками.

    2. Генетика

    У 60% заикающихся людей есть близкий родственник, который страдает тем же речевым нарушением.

    Это может быть, например, врождённая слабость речевого аппарата (он включает в себя губы, язык, нёбо, гортань, челюстные и ротовые связки и мышцы). В таком случае детям физически сложно говорить: они быстро устают, начинают задыхаться, не успевают вовремя придать языку и губам нужную для произнесения того или иного звука позицию.

    Заикание у детей может быть следствием:

    • внутриутробных и родовых травм;
    • заболеваний и нарушений в работе головного мозга;
    • черепно‑мозговых травм;
    • инсульта (да, у детей он тоже бывает, даже у совсем маленьких);
    • заболеваний эндокринной системы;
    • нарушений обмена веществ.

    Это, пожалуй, самая известная причина. Вы наверняка хотя бы раз слышали истории о мальчике, который начал заикаться, потому что испугался большой собаки. Или о девочке, посмотревшей не в меру страшный фильм.

    Заикание у детей: причины, лечение, рекомендации

    Страх — действительно мощный фактор в формировании заикания. Это переживание бьёт по нервной системе, ослабляет её и таким образом запускает механизм сбоя речи.

    Но нервную систему ослабляют и другие факторы:

    • ссоры и конфликты в семье, невольными участниками которых становятся дети;
    • отсутствие эмоционального контакта с родителями, неуверенность ребёнка в том, что его любят;
    • несоблюдение режима дня, общая бытовая неустроенность жизни;
    • травмирующие события, например, потеря любимого родного человека, переезд, резкая смена привычной обстановки;
    • избыточные интеллектуальные нагрузки — если мама излишне увлекается ранним развитием.

    Это зависит от причин. Чтобы установить их, педиатр проведёт осмотр ребёнка, заглянет в историю болезни, расспросит родителей об образе жизни, обстановке в семье. В некоторых случаях понадобится сделать анализы мочи и крови или пройти обследование у невропатолога.

    Если нарушение речи вызвано какой‑либо болезнью, ребёнка отправят к профильному специалисту, который поможет справиться с основным недугом. Также, возможно, педиатр порекомендует обратиться к психотерапевту.

    Профилактика заикания

    Очень важно не упустить момент формирования речи, ведь откорректировать и вылечить речевые дефекты на поздних стадиях очень сложно. Нужно мотивировать ребенка, объяснять ему, что можно, а что нельзя, увлекать, заинтересовывать и учить. Несколько советов молодым родителям:

    1. Соблюдайте режим дня и сна. Самый капризный возраст — от 3 до 7 лет. Малыш должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем. Для детей постарше можно сократить ночной сон до 8-9 часов по ночам и до 1-1,5 часов в дневное время. Постарайтесь избавиться от привычки смотреть телевизор по вечерам перед сном.
    2. Воспитывайте в меру требовательно и не забывайте хвалить за успехи (даже какие-нибудь незначительные). Ребенок должен стремиться к познанию чего-то нового, быть уверенным в себе и целеустремленным.
    3. Разговаривайте с детьми, читайте вместе, танцуйте, пойте, занимайтесь спортом. Дружественная атмосфера в семье поможет уберечь чадо от психологических травм. Дошкольников лучше ограничить от общения с заикающимися людьми, чтобы не брали с них пример.
    4. Занимайтесь с логопедом. Врач подскажет правильные игры, книги, упражнения, научит ребенка использовать голос, плавно и ритмично разговаривать.
    5. Не запугивайте. Некоторые родители допускают ошибку, пугая детей «бабайками», рассказывая страшные сказки или запирая в качестве наказания одних в комнате, особенно в плохо освещенной. Логоневроз, вызванный подобными психологическими травмами, лечить потом сложнее.
    6. Следите за питанием. Не перекармливайте сладкой, жареной и острой пищей, лучше добавить в рацион растительно-молочную.

    Профилактика заикания, как и коррекция, — очень сложный процесс для родителей. Дети дошкольного возраста особенно капризны и восприимчивы, поэтому стоит набраться терпения и помочь маленькому заике победить недуг. Кстати, дыхательная гимнастика полезна и для взрослых, определенные упражнения помогают расслабиться и снабдить организм кислородом, который так необходим при активных физических и эмоциональных нагрузках.

    Заикание у детей: причины, лечение, рекомендации

    Как не допустить возникновения заикания? 

    Для этого нужно заниматься его профилактикой. 

    Эти советы особенно актуальны тем детям, у которых есть врожденная предрасположенность к логоневрозу.

    • Не только ребенку, но и родителям, нужно говорить в спокойном, размеренном темпе.
    • Речь взрослых должна быть плавной и четкой.
    • В разговоре с ребенком следует говорить простыми и понятными фразами;
    • Полезно учить стихотворения и читать их вслух, петь песенки.
    • Несколько раз в неделю надо выполнять дыхательную гимнастику и логоритмические упражнения.
    • Важно четко соблюдать режим дня, с достаточным количеством сна и прогулками на свежем воздухе.
    • Рекомендуется слушать классическую музыку — Моцарта, Бетховена, Шопена.
    • Если ребенок тревожный и у него есть страхи, нельзя заставлять его “бороться” с ними.
    • По возможности надо сохранять положительную и спокойную атмосферу в доме.
    • Если у ребенка возникла стрессовая ситуация, необходимо на время ограничить ребенка от излишнего эмоционального напряжения. Например, от шумных развлекательных мероприятий, походов в гости, длительного просмотра мультфильмов и компьютерных игр.

    Заикание — это серьезное нарушение речи. Его течение нельзя пускать на самотек. Для лечения необходимо обратиться к квалифицированным специалистам, чтобы они составили курс лечения. Избавиться от заикания возможно, если целенаправленно и ежедневно выполнять рекомендации логопеда, дефектолога и невролога.

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
    Оцените статью
    Дети от А до Я
    Adblock detector