Период раннего развития ребенка

Особенности этого возраста

Этот период жизни ребенка еще называется ранним детством – это время, когда психическое и физическое развитие тесно взаимосвязаны. Основным видом деятельности является предметная, из которой к трем годам развивается уже игровая. Важную роль играет взаимодействие ребенка с родителями, именно взрослый выступает образцом для подражания во всем: в действии, речи, в социальном взаимодействии с другими людьми.

Возрастной период с 1 года до 3 лет — это период, наиболее предрасполагающий к речевому развитию детей раннего возраста. Когда малыш только вступает в эту возрастную группу, он употребляет всего несколько слов вроде «папа», «мама», «деда», «баба» и так далее. Но понимает он гораздо больше, кроме того, соотносит конкретные слова с предметами, которые они обозначают.

Уже к 2 годам в активном словаре малыша должно быть около 40-50 слов. Следует отметить, что мнения специалистов по этому вопросу существенно расходятся. Поэтому не стоит привязываться к конкретному количеству слов, которые должен уметь произносить двухгодовалый малыш. Все индивидуально, бывают случаи, что речь ребенка раннего возраста развивается несколько позже, а до 2 лет он накапливает только пассивный словарный запас.

Двухгодовалый малыш не все звуки произносит правильно. Чаще всего у детей возникают проблемы с шипящими, свистящими и сонорными звуками. Они либо пропускают их в своей речи, либо заменяют. Продолжает развиваться как активный, так и пассивный словарный запас. Значительно улучшается понимание поручений, в 2 года ребенок способен выполнить двусложные задания, например, «пойди на кухню и принеси свою тарелку».

В словарном запасе ребенка раннего возраста в 3 года порядка 1000 слов. Многие дети хорошо говорят предложениями, употребляют падежные формы, времена и числа. Речь в раннем возрасте ребенка является средством познания мира. Родители должны быть готовы к многочисленным вопросам обо всем, что его окружает.

Если словарный запас ребенка небольшой, он не может строить предложения, родителям следует обратиться к логопеду и неврологу, и самостоятельно стимулировать развитие речи ребенка раннего возраста.

Предметная деятельность у детей раннего возраста является основной и ведущей. Именно она оказывает существенное влияние на развитие ребенка и носит первоначально манипулятивный характер, со временем совершенствуясь и развиваясь. Все действия с предметами проходят три стадии:

  • Манипулятивные действия. Если младенец берет ложку, он еще пока не знает, что с ней делать, он ею стучит по предметам, облизывает или выполняет другие манипуляции.
  • Следующая стадия – это использование предмета по назначению. Ребенок уже знает, для чего нужна ложка, но еще пока не может правильно ее держать в руке и набирать пищу.
  • И последняя стадия – это когда ребенок знает, для чего нужен предмет и умеет им пользоваться.

Когда все стадии освоены, малышу становится доступен перенос действий из одной ситуации в другую (похожую). И впоследствии хорошо знакомый предмет используется ребенком в игровом процессе — это стадия развития игры ребенка раннего возраста. Например, ребенок кормит игрушки с помощью той же ложки.

У ребенка этого возраста на психику влияют соотносящиеся и орудийные действия. Соотносящиеся — это приведение нескольких предметов во взаимодействие, например пирамидка, кубики. Орудийные действия — это выполнение определенных манипуляций с помощью предметов, например из кружки пьют, на стуле сидят, молотком забивают гвозди так далее.

Развитие ребенка до года по месяцам

На протяжении всего периода раннего возраста ребенка родители сталкиваются с двумя возрастными кризисами, которые связаны с переходом ребенка к новому этапу развития – кризис 1 года и 3 лет. Каждый имеет свои определенные особенности.

В зависимости от темпов развития ребенка кризис может начать проявляться с 9 месяцев и продолжаться до полутора лет. Малыш уже хорошо ходит и чувствует себя независимым от родителей.

Характерными признаками являются:

  • требование внимания к себе;
  • упрямство;
  • повышенное стремление к самостоятельности;
  • бурная реакция на замечания родителей;
  • капризы;
  • противоречивость поведения.

Ребенок раннего возраста с каждым днем становится все более самостоятельным, но он все равно нуждается в похвале и поощрении. Кроме того, многие действия еще не до конца сформированы, и некая беспомощность может быть причиной плохого поведения малыша. Например, он хочет достать игрушку, но она находится высоко, он ее не может достать и начинает кричать и капризничать.

Способы, как преодолеть кризис:

  • не наказывать его за проступки и капризы;
  • создать такие условия, чтобы запретов возникало как можно меньше;
  • если запреты касаются безопасности ребенка, каждый из них следует объяснять малышу;
  • спокойно настаивать на своем.

Дети раннего возраста уже умеют использовать манипуляционный крик и плач. Нужно научиться правильно реагировать на такое поведение: дать малышу определенную самостоятельность. Некоторые моменты лучше превратить в игру или просто переключить внимание малыша на другое занятие или предмет.

Примерно в этом возрасте у ребенка возникает осознание себя как отдельной личности, это качественно меняет его психику и отражается на поведении.

Признаки кризиса:

  • негативизм, то есть малыш стремится делать все не так, как ему говорят;
  • упрямство;
  • настойчивость;
  • самостоятельность (причем даже если ничего не получается, он все равно делает сам);
  • обидчивость;
  • хвастовство.

Для того чтобы преодолеть кризис, следует проявить максимальное терпение, спокойствие и позитивное отношение к ситуации. Срывы на провокационное поведение ребенка только ухудшат ситуацию.

Не стоит сравнивать малыша с другими детьми, ругать за мелкие оплошности. Его лучше в этот период развития хвалить за достижения, одобрять его самостоятельные действия, даже если они взрослому кажутся элементарными. Говорить ему о своей любви к нему и о том, что им гордятся — это очень важно слышать каждому ребенку.

По возможности обеспечить его самостоятельностью, к которой он стремится. Например, разрешить ему самостоятельно выбрать наряд на прогулку – даже если футболка не совсем подходит к штанишкам, следует надеть их, потому что самостоятельность и уверенность ребенка важнее, чем одежда не в тон.

Правильное воспитание детей закладывает необходимые предпосылки для характера, родителям нужно обратить внимание на правильную линию поведения с ребенком. Важно, чтобы все члены семьи придерживались одного стиля воспитания.

В каждой семье есть свой определенный стиль воспитания малыша. Психологи выделяют несколько наиболее популярных:

  • Авторитарный предусматривает строгую дисциплину, на ребенка возлагаются большие надежды. Взаимоотношения в таких семьях достаточно прохладные. Диалог с малышом ведется в форме приказов и указаний. Такой стиль воспитания вырабатывает у ребенка дисциплину, но все хорошо в меру. Излишняя авторитарность развивает в ребенке безынициативность, он не может проявить самостоятельность, никогда не идет наперекор родителям, а только следует строго приказам.
  • Либеральный характеризуется отсутствием запретов во время воспитания. Основная цель стиля – дать ребенку максимально выразить себя во всем и везде. Эмоциональные взаимоотношения между родителями и детьми теплые и душевные. Несмотря на положительные черты стиля, есть и отрицательные стороны. Родителям нужно установить определенные рамки допустимого для малыша, иначе он не сможет научиться контролировать себя и свои поступки.
  • Демократический – это золотая середина между двумя предыдущими. Атмосфера в семье теплая и дружественная, но ребенок принимает авторитет родителей и следует установленным порядкам, строго придерживается ранее определенных границ. Родители поощряют достижения и успехи ребенка и предоставляют ему возможность заниматься любимым делом. Все правила и запреты логически объясняются ребенку, именно поэтому он их не нарушает осознанно, а не из чувства страха перед родителями. Этот стиль воспитания считается наиболее приемлемым для ребенка раннего детского возраста.

К трем годам многие дети отправляются в детский сад, адаптация к которому может стать настоящим испытанием для родителей. Несмотря на то что ребенок проявляет самостоятельность и всячески демонстрирует это, он очень привязан к своим родителям, поэтому смена домашней обстановки на детсадовскую, где нет мамы и папы, является настоящим стрессом для малыша. Адаптация к детскому учреждению – обязательный и важный процесс.

Ребенка нужно подготавливать заранее: не ограничивать его среду только домом или одной и той же детской площадкой; следует ходить в гости, чаще бывать в различных местах. Кроме того, важен возраст малыша. По мнению психологов, адаптация с 1 года до 2 проходит намного сложнее, а после этого рубежа у ребенка уже сформирована предметная деятельность, а следовательно, его легче заинтересовать новыми игрушками и занятиями.

На эффективность адаптации влияет здоровье ребенка, его уровень развития, индивидуальные особенности, характер. О том, что адаптация детей завершилась успешно, могут говорить такие признаки, как здоровый сон, хороший аппетит, прекрасное настроение.

Период раннего развития ребенка

Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки.  Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), однако, мотивационно-потребностная сфера у него пока не развита.

Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра.

В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие. Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет и т.п.

Предлагаем ознакомиться  Когда можно вводить творог в прикорм грудничку или как безопасно и правильно давать творог ребенку во время прикорма и с какого возраста • Твоя Семья

) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер. Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз.

«Современный» взгляд на ранее развитие

Когда малыш рождается на этот свет, его нервная система не зрела. Она лишь предуготована к тому, чтобы освоить все, что его окружает в этом мире. Разумеется правы те, кто утверждает, что в первые годы жизни ребенок осваивает огромные потоки информации. И по утверждению авторов методик по раннему развитию,  до 3-5 лет можно обучить множеству слов, названий.

Потоки речевой информации «затопляют» и чрезмерно активизируют функции левого полушария, обедняя процессы созревания правого полушария. В результате чего многие процессы, которые должны сформироваться и созреть у ребенка в раннем возрасте «обедняются», оставаясь не зрелыми. Ранее чтение, преобладание «учебной» деятельности над игровой в дошкольном возрасте приводит к мощному перекосу в формировании личности, обедняя многие возможности нервной системы.

Воображение, фантазия, способность решать задачи, связанные с общением становятся недоступными для детей, переполненных знаниями городов и иностранных слов. Обедненность двигательной, социальной, творческой составляющих интеллекта серьезно ограничивают возможности социальной адаптации повзрослевших интеллектуалов.

Психическое развитие

Психическое развитие детей раннего дошкольного возраста отличается скачкообразностью и высоким темпом. Наибольшее влияние на формирование психики ребенка оказывают следующие факторы:

  • Умение ходить. Самостоятельное передвижение делает доступными для него многие предметы, дает возможность научиться свободно ориентироваться в пространстве, научиться определять расстояние до предмета.
  • Умение говорить. Ребенок активно начинает осваивать речь, и именно этот период является наиболее благоприятным для развития этого умения.
  • Предметная деятельность ребенка. Малыш играет не только игрушками, но и другими предметами, которые попадаются ему в поле зрения, он постепенно осваивает их предназначение и учится переносить функции одних предметов на другие, он замещает недостающие для игры вещи.

Особое значение для психики ребенка раннего возраста имеет эмоциональное состояние. Если ребенок чувствует себя комфортно и в безопасности, он более открыт к новым знаниям об окружающей среде, кроме того, он лучше формирует социальные связи, необходимые для общения с детьми и взрослыми.

Истоки раннего развития. Историческая справка

К слову сказать, многие методики раннего развития в основу свою взяли коррекционные программы стимуляции детей с особенностями, когда специалистам приходилось находить «обходные» пути для того, чтобы запустить компенсаторные процессы в поврежденном мозге. Так, например, известная многим методика раннего развития Домана была создана американский нейрохирургом для развития малышей с травмами мозга с целью восстанавливать утерянные функции.

Более близкими к формированию функций нервной системы ребенка-дошкольника в норме являются игры методики Монтессори и Никитина. Монтессори разрабатывала свои программы в школах для сложных детей. Никитин взял за основу разработки Сегена, Кооса, которые занимались исследованиями развития интеллекта у детей с особенностями в развитии.

Интересные и более близкие к развивающим играм современные разработки Даниловой и Борчан. Сегодняшние авторы все больше учитывают возрастные особенности созревания познавательной деятельности, закладывая в основу развития игровую деятельность ребенка.

Чтобы заниматься с ребенком дома и развивать его достаточно понимать, что в норме мозг ребенка развивается по иным законам, нежели в случаях, когда специалисты вынуждены искать «обходные пути» и способы стимулировать развитие нервной системы ребенка. Развивая малыша в раннем возрасте лучше всего опираться на здравый смысл и наблюдения за тем, что важно для ребенка в разных возрастах.

Физическое развитие

В раннем возрасте вес малыша составляет примерно пятую часть от веса взрослого, но многое зависит от генетической предрасположенности и физической активности ребенка. А активность его растет с каждым годом. Как только ребенок начинает ходить, для него открываются новые возможности для изучения окружающих предметов, но это период повышенной травмоопасности, поэтому родителям следует быть очень внимательными. Рекомендуется убрать из поля его зрения все тяжелые, острые, опасные предметы и средства бытовой химии. На все розетки нужно установить заглушки.

Фигуры у детей раннего дошкольного возраста очень своеобразны: спина прогнута, живот немного выпячен из-за внутренних органов, которые продолжают расти. У деток исчезают складки на ногах и руках, жировая ткань уменьшается, уступая место мышечной. Скелет еще не до конца окостенел, но кости черепа и позвоночника укрепились в достаточной степени.

Смысл Детства и его значение для развития.

Сегодня отношение к раннему развитию меняется.  Специалисты и родители начинают понимать, что главным для раннего развития все-таки является то, что называют «Детством». В детстве ребенок должен много двигаться, играть, общаться со сверстниками и взрослыми. Активно осваивать этот мир через предметную и игровую деятельность.

Принято выделять следующие периоды дошкольного детства, которые качественно отличаются друг один от другого. Ведущая деятельность ребенка отражает особенности формирования возможностей его нервной системы, а те возраста, которые отмечаются, как возрастные кризисы в первую очередь связаны с качественными скачками – изменениями в функционировании детского мозга.

Приоритетами в развитии нервной системы ребенка является то, что  соответствует законам ее физиологического созревания. Другими словами, что в данный период наиболее активно созревает, такая деятельность и важна. К чему у ребенка в большей степени проявляется интерес, то и созревает наиболее активно.

Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку, собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д.

Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.

Период раннего развития ребенка

В подобных играх малыш делает несколько немаловажных для развития своей психики открытий. Во-первых, он постигает, что у предмета есть смысл – назначение, и что у него есть определенные технические особенности, которые обуславливают порядок манипуляций с ним. Во-вторых, благодаря отделению действия от предмета, происходит  сравнение своего действия с действием взрослого.

Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Появляется и развивается самооценка, самоуважение, самосознание. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К трем годам начинается освоение грамматического состава речи.

Период от 5 до 7 лет

Период младенчества можно условно разделить на два основных этапа: новорожденность  (от 1 до 4 недель) и собственно младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в это время определяется тем, что малыш абсолютно беспомощен биологически и социально, а удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых.

учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить), осуществляет простые познавательные действия с целью исследования физической стороны предмета. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (в первую очередь, зрения, слуха, кожной чувствительности);

развитие крупной и мелкой моторики ребенка; и, ближе ко второй половине года, усвоение информации о форме, цвете, размере, пространственном расположении предметов окружающего мира. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы игрушки крохи были яркими, контрастными, сделанными из многообразных (различных на ощупь) безопасных материалов. Это будет стимулировать развитие органов чувств малыша.

Развитие речи в этот период обусловлено одной любопытной особенностью. Новорожденный ребенок не способен к выделению не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей в результате его инстинктивного взаимодействия с миром. Субъект и объект еще не получили своего четкого различения в психике и мышлении ребенка.

Для него не существует объекта переживания, он переживает состояния (голода, боли, удовлетворения), а не их причину и реальное содержание. Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности. Ребенок именует предметы, при этом, значения слов еще не закрепились и не постоянны. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не видит смысл слов самих по себе, не может соединить в слове его отдельные значения. Поэтому развитие речи в этот период может касаться только четкости произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний.

Возраст – от 0 до 1 года. Это момент преобладания непосредственного эмоционального общения ребенка и взрослого. Но этот же период связан с активным усложнением сенсомоторной сферы. За год его двигательная активность изменяется до неузнаваемости. Новорожденный, который не может держать головку и годовалый ребенок, который зачастую уже ходит и произносит первые слова – это гигантский скачек и первый кризис.

От 0 до 1 года приоритет в развитии принадлежит отделам головного мозга, которые в дальнейшем будут обеспечивать ребенку устойчивую активацию нервной системы. Созревание стволовых и подкорковых структур происходит во время двигательной активности ребенка. Именно  эти структуры обеспечивают устойчивость внимания, произвольной деятельности и развитие эмоциональной сферы.

Вывод: существенную составляющую раннего развития в первый год жизни составляет развитие двигательной и эмоциональной сфер. Развитие и укрепление сенсомоторной базы. Развитие и углубление привязанности и формирование доверия.

Предлагаем ознакомиться  Гайморит у детей лечение комаровский

В возрасте от 1 года до 3-х лет происходит следующий качественный скачек. Ребенок теперь не только может передвигаться, ему доступны многие действия и возможности, связанные с развитием речи. Наступает время инициативы и активного познания.

С момента появления ребенка на свет начинают постепенно развиваться зоны, связанные с восприятием сигналов внешней среды – сенсорные зоны. В возрасте 1 года усложнение связей в сенсорных зонах мозга начинает преобладать. Зрительный, слуховой, тактильный анализаторы и другие виды чувствительности обогащаются чувственным опытом.

Любознательность ребенка, его активная жажда исследования мира и деятельности также связаны с доминирующими в созревании функциями нервной системы. Гормоны, которые вырабатываются при переживании восхитительного чувства «Получилось!» поддерживают эту познавательную активность и стремление всюду залезать, пробовать, трогать, делать… Мышление переживает революционные перестройки в своем развитии.

Вывод: в возрасте от 1 до 3-х лет базу раннего развития составляет богатство сенсорного восприятия и предметно-манипулятивная деятельность. Непосредственный познавательный интерес, инициатива. Эмоциональная и сенсомоторная сферы также остаются крайне активными в своем созревании.

3-5 лет — это обогащение возможностей. Время активного развития множества процессов, которые потом станут основой для учебной деятельности. Игра усложняется, становиться сюжетной, появляются ролевые игры, и социальная активность захватывает развитие ребенка. Воображение, внимание, память, мышление, речь, моторные навыки находятся в периоды бурного созревания.

В период от 3 до 5 лет в развитии преобладают функции правого полушария. Правое полушарие в норме активнее развивается у большинства детей, независимо от латерального предпочтения с рождения. Когда родители наблюдают выделение предпочтения правой или левой руки – это свидетельствует о том, что левое полушарие у правшей начинает активизироваться, но функции правого полушария в норме, преобладают вплоть до 5 лет.

У левшей правое полушарие зачастую продолжает доминировать в дальнейшем. В этом возрасте Ребенок бурно фантазирует, придумывает, сочиняет, переживает окружающий мир в образах, которые наполняют его мир. В этом возрасте дети увлечены конструкторами, сюжетными играми. Эти процессы очень важны для того, чтобы вырастая, человек был психологически подвижным и пластичным, мог легко воспринимать изменения окружающего мира и адаптироватся к ним.

Период раннего развития ребенка

В это же время закладываются основы социального взаимодействия со сверстниками. Происходит усвоение социальных правил и норм через чувства. Многие родители отмечают, что дети словно понимают друг друга без слов. Лопочут что-то, говорят каждый свое, но при этом игра может продолжаться и развиваться. В этот период ребенок учиться решать свои первые конфликты и встречается с тем, что люди его окружают разные.

Моторная сфера также продолжает свое развитие. Движения в игре обретают ловкость и точность. Дифференциация и усложнение моторных зон коры мозга открывают для малыша новые возможности. Активно созревает способность к графической деятельности. Улучшение ловкости в движениях пальцев рук открывают для ребенка возможности творческой деятельности.

Вывод: возраст 3-5 лет важно наполнять различными видами игр, двигательной и творческой активностью, общением со сверстниками. Раннее развитие детей дошкольного возраста — это в первую очередь создание условий для созревания множества межсистемных связей в нервной системе.

К возрасту 5-7 лет начинают активно созревать структуры регулирующие поведение ребенка. В играх ребенок осваивает правила, границы. Закладываются основы эмоциональной и волевой регуляции поведения. В этом возрасте ребенок осваивает те социальные нормы, условия, которые его окружают. Возможности ребенка позволяют ему участвовать в посильной трудовой деятельности, что оказывает влияние на созревание волевой регуляции поведения.

Потенциально ребенок готов к освоению причинно-следственных связей, которые возникают вследствие его поведения, он может брать на себя ответственность за порученные дала и за свои домашние обязанности. Его возможности в самостоятельных действиях также расширяются. Через общение в семье ребенок осваивает ценности и ориентиры в отношениях.

Сознательно или неосознанно мы, взрослые, своим отношением к ребенку и своими реакциями и чувствами неизбежно показываем ему, какие социальные законы работают в этом мире. В возрасте 5-7 лет появляются предпосылки к освоению навыков саморегуляции. Ребенок продолжит осваивать социальный мир и его законы еще долгое время, но чувственная база для переживания и оценивания мира закладывается в дошкольном возрасте.

Вывод: к семи годам, если ребенок достаточно двигался, рисовал, играл, общался, осваивал трудовые навыки, познавал мир в деятельности – его мозг в большей степени созревает для усвоения более сложной учебной деятельности.

Роль взрослых в раннем развитии

На мой взгляд, ошибочно полагать, что ребенок «развивается сам», без участия взрослого. Мнение, что «взрослый должен не мешать, а лишь создавать условия» не в полной мере учитывает реальность. Раннее развитие детей дошкольного возраста происходит в социальной среде, и жить ребенку в среде тех норм и правил, которые уже установлены социумом. И осваивать этот порядок необходимо также, как и насыщать себя различными моментами, доставляющими удовольствие.

«Не мешать», грубо вмешиваясь и подавляя познавательную активность и самостоятельность ребенка – конечно важно. Позиция наблюдателя или просто «другого человека», который не вмешивается с гиперопекой и желанием «освободить» от всех «трудностей» очень нужна. Побыть с миром один на один – крайне важный опыт для развития.

«Создавать условия для развития» — обязательно. Среда вокруг ребенка может способствовать раскрытию его способностей, может подавлять их. И создавать среду, которая наилучшим образом поможет ребенку раскрыть свои способности надо уметь.

При этом важно понимать, что мозг также адаптируется к социальным нормам и правилам. Источниками их является мир взрослых, которые окружают ребенка. Бережным к внутреннему миру чувств и ощущений и потребностей быть важно, но также важно, чтобы ребенок в глубокой чувственной привязанности переживал доминанту взрослого и осваивал правила жизни в социуме. Трудно себе представить, что в  природе медвежонок будет командовать медведицей…

Договориться с ребенком

Особенностью детей раннего возраста является то, что они все уже понимают и осознают. Именно поэтому с ними можно договориться, но родителям следует понимать, что это не значит заставить выполнять то, что необходимо взрослому, договоренности должны учитывать интересы обеих сторон. Успешно договориться с малышом – значит найти оптимальное решение, которое устроит всех.

Чтобы договориться с ребенком, нужно научиться его слушать. Важно, чтобы ребенок понимал, что его состояние понимают и все его желания учитываются, что его слушают и слышат. Если ребенок пришел с проблемой, активное слушание поможет ему справиться с негативными переживаниями.

Важно предоставить варианты выбора, создавать иллюзию выбора. Авторитарные приказы будут восприниматься в штыки. Предложение сделать выбор укрепит уверенность в себе и понимание, что с его мнением считаются – конфликта не произойдет, и в то же время авторитет родителей не пошатнется.

Раннее развитие: вред и польза

Период раннего развития ребенка

Раннее развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители буквально с рождения используют всевозможные методики для того, чтобы всесторонне развить своего малыша. В настоящее время разработано много способов обучить ребенка, но как понять, что нужно малышу и какие области нужно развивать?

Сегодня на раннее развитие малышей настроены многие родители, но мнение детских психологов по этому вопросу неоднозначно. У раннего развития есть как положительные, так и отрицательные стороны. Положительными моментами обучения детей раннего возраста является то, что в жизнь малыша вносится разнообразие. Все методики и способы работы с ними вызывают у большинства малышей интерес.

Но есть и отрицательные стороны раннего развития. По мнению неврологов, из-за многочисленных занятий, которые не соответствуют возрасту и уровню развития малыша, происходит перегрузка центральной нервной системы. Иногда из-за такой перегрузки у малыша происходит функциональная неразвитость некоторых отделов мозга, что приводит в будущем к проблемам в учебе и других видах деятельности.

Следует иметь в виду, что в период до 3-4 лет у ребенка активно формируются отделы мозга. Некоторые методики раннего развития направлены на обучение счету и чтению в возрасте до 4 лет. За эти умения отвечает кора больших полушарий. Происходит буквально следующее: энергия, которая предназначена на развитие всех отделов, перенаправляется только на развитие коры полушарий.

Естественный период развития коры больших полушарий приходится на возраст 4 лет, именно с этого возраста лучше начинать учить ребенка счету и чтению. Хотя в любом случае решать родителям.

Конечно, есть дети, которые сами проявляют интерес к чтению в раннем возрасте. В таком случае нужно поощрять такие устремления. Это значит, что их мозг готов к получению такой информации. Но никогда не стоит проводить занятия для детей раннего возраста в принудительной форме.

Группы для раннего развития детей

Для детей от года до трех лет организуют специальные группы для раннего возраста. Они направлены или на комплексное развитие, или на изучение какой-то одной конкретной сферы, например группы художественного творчества, языковые, математические. Вместе с детьми на занятиях присутствуют их родители, занятия для детей раннего возраста проводятся в игровой форме в соответствии с методикой.

Выбирая программу для ребенка, важно, чтобы занятия не перегружали его и не утомляли. Если он капризничает, отказывается учиться, старается убежать, значит, их нужно прекратить или заменить на другие. Нужно учитывать индивидуальные особенности малыша и подбирать занятия в соответствии с его интересами и сильными сторонами.

Предлагаем ознакомиться  Расписание обедов в детском саду

Методики раннего развития

Существует множество методик раннего развития детей, каждая строится на определенных принципах обучения. Самые популярные из них:

  • Педагогика Монтессори. Основной принцип – создание полной свободы в реализации процесса образования. Также методика предполагает создание определенной образовательной среды, в которой каждый ребенок находит занятие для себя. Цикл работы с детьми раннего возраста длится по 3 часа, причем в одной и той же группе могут заниматься дети разных возрастов. Дети не сидят на одном месте, они спокойно могут перемещаться по классу. Метод предусматривает, что в ходе занятий специальные образовательные материалы присутствуют только в одном-единственном экземпляре (каждый вид) – это учит ребенка социально взаимодействовать с остальными детьми.
  • Методика Домана направлена на обучение ребенка чтению и предусматривает использование в работе определенных карточек. Методика предусматривает, чтобы ребенок запоминал слово целиком вместо последовательного изучения сначала букв, потом слогов.
  • Система развивающих игр для детей раннего возраста (система Никитиных) — основной принцип совместная игра родителей и детей. В ходе такой деятельности детей происходит развитие, воспитание и оздоровление ребенка. Большая часть таких игр – это ребусы, головоломки, которые можно решить, используя логическое и образное мышление.

В системе развивающих игр есть задания совершенно разного уровня сложности, поэтому маленькому ребенку следует предложить что-то более легкое и повышать уровень сложности постепенно по мере успешного выполнения предыдущих заданий.

  • Методика Зайцева основана на том, что основная деятельность в раннем возрасте – это игра, в которой у каждого ребенка есть потребность. Наиболее известные пособия этой методики – кубики Зайцева, которые используют для обучения чтению. Кубики разные по цвету, размеру и звуку.
  • Программа «7 гномов» — это проект, который рассчитан на деток от нескольких месяцев до 7 лет. Каждый возраст представлен своим цветом. Методика предполагает использование пособий для всестороннего развития малыша, их можно использовать как дома, так и для занятий в группах раннего развития.

Что делать при отставании в развитии

Темп развития каждого малыша индивидуален, но существуют определенные рамки и нормы, отклонение от которых может свидетельствовать об отставании в развитии. Задержка психического развития в раннем возрасте в большинстве случаев может быть успешно устранена.

Признаки отставания в развитии ребенка в 3 года:

  • Недоразвитие речевой функции, то есть крайне маленький словарный запас, полное его отсутствие, несформированность речевого подражания (не повторяет звуки и слова за родителями, взрослыми), нарушение произношения, отсутствие фразовой речи.
  • Проблемы с бытовыми навыками: не умеет самостоятельно кушать, одеваться, не умеет себя обслуживать.
  • Отсутствие целенаправленных действий.
  • Неразвитая игровая деятельность: игры однообразны, развиваются гораздо медленнее, чем положено в норме.

Присутствие одного или нескольких таких признаков должно заставить родителей обратится к опытному специалисту для диагностики детей раннего возраста и получения необходимых рекомендаций по устранению нарушений в развитии.

Задержка развития ребенка не является самостоятельным заболеванием. Это следствие разнообразных причин — как врожденных, так и приобретенных, которые влияют на ребенка с самого рождения.

ребенок-развитие-1-месяц

Итак, задержка в развитии может быть спровоцирована:

  • Заболеваниями матери во время беременности: инфекции, травмы, отравления и так далее.
  • Кислородная недостаточность у плода.
  • Осложненные, продолжительные или стремительные роды.
  • Травмы, которые повлияли на головной мозг ребенка.
  • Генетические отклонения, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга ребенка.

Помимо сложностей и заболеваний, задержка психического развития может быть следствием неправильного воспитания малыша. По статистике такой диагноз чаще ставят детям из неблагополучных семей, но это не исключает появление отстающих в развитии детей и в обычных семьях. Жестокое обращение, крики, скандалы могут стать причиной того, что ребенок будет развиваться замедленными темпами.

Чем раньше начать коррекцию отставания в развитии, тем лучших результатов можно добиться, особенно если причина отставания — не поражение головного мозга, а социальные факторы. Для этого необходимо выполнять рекомендации специалистов, постоянно заниматься с ребенком. Только регулярные занятия и упражнения приведут к хорошему результату.

Очень важным является развитие мелкой моторики рук, это позволит точнее выполнять всевозможные действия с предметами, а также активизирует центры головного мозга, которые отвечают за речевое развитие.

Пальчиковая гимнастика, массаж, игры помогут малышу в речевом развитии.

Родителям нужно регулярно использовать пособия, которые знакомят малыша с понятиями цвета, формы, размера, а также развивают крупную и мелкую моторику. Можно записать ребенка в специализированные группы или детские сады.

Психологическая атмосфера и развитие ребенка

Ответственность за развитие ребенка лежит на родителях. Именно им необходимо выработать определенный план развития малыша и заниматься с ним регулярно, тогда результат будет быстро достигнут.

Особенности детей раннего возраста заключаются в том, что ребенок зависит от родителей и психологической атмосферы в семье. Негативное влияние на развитие малыша оказывает авторитарный стиль воспитания, который подавляет любые инициативы ребенка. Чрезмерная опека тоже не обеспечивает ребенку свободу действий и также неблагоприятно сказывается на развитии.

Агрессия по отношению к ребенку отрицательно влияет на его развитие и провоцирует появление психологических травм.

Непонимание, напряженное отношение между мужем и женой оказывают неизгладимое влияние на малыша, даже если конфликт неявный. Дети очень чувствительные, любые проблемы в семье вносят дискомфорт в мир малыша. Именно поэтому лучшая атмосфера для развития малыша — гармоничные отношения между родителями, правильная стратегия воспитания.

Занятия и игры с детьми

Существует огромное множество развивающих занятий и методик, которые успешно используют преподаватели в группах раннего возраста, но они же и подойдут для занятия в домашних условиях. Основные упражнения по развитию деятельности ребенка раннего возраста:

  • Физическое развитие малыша.

Чем здоровее ребенок в физическом плане, тем успешнее он развивается с психологической точки зрения. Примерно к году дети начинают ходить, и для физического развития им необходимо создать все условия для двигательной активности. Но не нужно заставлять их делать те или иные упражнения, нужно превратить это в увлекательную игру, и только в таком случае малыш с удовольствием выполнит все нужные действия.

В годик ребенка нужно стимулировать к движению и ходьбе. Надо чаще просить его подойти, принести, унести отдельный предмет или игрушку. Все упражнения нужно усложнять постепенно, для детей раннего возраста комплекс не должен быть слишком длинным – ребенок быстро устает, вполне достаточно 5-6 упражнений по 5-6 повторений.

В упражнения следует включить ходьбу, перемещение по наклонной поверхности, боковые шаги, шаги назад. Весь комплекс должен быть подобран индивидуально для ребенка в зависимости от его уровня развития.

  • Развитие разговорной речи.

С года до трех лет следует уделить особое внимание развитию речи малыша. Речевые центры тесно связаны с мелкой моторикой. Именно поэтому всевозможные пальчиковые игры для детей раннего возраста обязательно должны присутствовать в программе развития. Существует огромный выбор игрушек, которые направлены на развитие мелкой моторики ребенка.

Сам процесс развития речи можно разделить на 2 этапа: развитие понимания и формирование активной разговорной речи. На этапе развития понимания формируется пассивный словарный запас. Следует много говорить с ребенком, показывать и называть ему предметы, читать книги с картинками. Следует его знакомить с существительными, прилагательными, осваивать новые слова и все время повторять старые.

Для развития активной разговорной речи нужно стимулировать ребенка говорить. Можно использовать различные стишки, в которых ему нужно предлагать договорить окончания. Также можно для развития речи использовать игрушки самого ребенка и в ходе ролевых игр стимулировать его к речи.

Очень многое в развитии речи ребенка играет то, сколько и каким образом родители общаются с малышом. Логопеды утверждают, что с ребенком нужно много и правильно говорить, так как он строит свою речь на основе подражания разговору родителей.

Различают 2 вида моторики:

  • Мелкая, она включает точные движения рук.
  • Общая, включает движение отдельных групп мышц.

Для развития мелкой моторики хорошо помогают пальчиковые игры, лепка, рисование, зашнуровывание ленточек, застегивание и расстегивание пуговиц, перебирание сыпучих предметов. Можно купить развивающие игры, а можно использовать подручные предметы: тесто, коробочки с крупами, пуговицы на одежде и так далее.

Для развития общей моторики подходят любые активные игры, главное, чтобы они соответствовали возрасту: игры с мячом, перемещение по ступенькам, велосипед.

  • Творческое развитие ребенка.

Творческое развитие ребенка строится вокруг предметов и игр, которые можно использовать с фантазией:

  1. Мешочек с бобами или крупами. Его можно ощупывать, подбрасывать, положить на ногу и так далее. Нужно предложить ребенку самому придумать, что можно с ним сделать.
  2. Рисование – отличный способ творческого развития ребенка, его увлекает сам процесс, при котором карандаш, ручка или пальчики оставляют след, со временем ребенок стремится изобразить что-то конкретное.
  3. Пластилин дает возможность для создания объемных фигурок и преобразовывания их во что-то другое. Нужно показать ребенку, как лепить простые формы, и по мере развития малыша усложнять задания.
  4. Музыка и танец – отличный способ самовыражения ребенка. Нужно чаще включать несложные мелодии и предлагать ребенку потанцевать, причем так, как ему хочется. Впоследствии можно ему показать несложные движения.

Существует огромное множество способов развивать творческие способности ребенка. Но не стоит концентрировать свои усилия только на одном виде деятельности, лучше обеспечить разнообразие в занятиях.

Развитие ребенка в раннем возрасте идет интенсивными темпами. Родители только удивляются, как быстро растет их кроха и как быстро он все усваивает. То, как будет происходить это развитие, зависит от психологической обстановки внутри семьи и от того, как и сколько занимаются с малышом.

Оцените статью
Дети от А до Я
Adblock detector