Как выбрать обувь ребенка по размеру
- Cкорость роста детских стоп в разном возрасте разная: в 2-хлетнем и 3-хлетнем возрасте стопа увеличивается приблизительно на 2-3 размера в год; когда ребенок начинает ходить в детский сад – на 2 размера в год, а в школьном возрасте – на 1-2 размера в год. Разница между размерами детской обуви составляет 5 мм.
- Взрослые должны контролировать, чтобы их ребенок носил обувку по размеру. Обувь не должна быть свободной либо тесной, сдавливать или деформировать стопу.
- Периодически проверяйте, не мала ли ребенку обувь: измеряйте ножку ребенка каждые 2-3 месяца и сравнивайте с той обувью, которую он носит.
- Подогнутые пальцы, мозоли, красные, похожие на ожоги, отметины на ноге означают, что малыш вырос из обуви. Это происходит гораздо быстрее, чем обувь снашивается.
- Да, разумеется, многие родители пытаются сэкономить, покупая на 1-2 размера больше. Однако такой подход вредит детским ступням, которые находятся в стадии формирования и которым необходимо создавать условия для корректного развития.
Классификация детской обуви
По возрасту:
- ясельная (до 1,5 лет);
- малодетская (до 3 лет);
- для дошкольников;
- для младших школьников;
- подростковая.
По функциям:
- домашняя;
- спортивная;
- повседневная;
- нарядная.
Для правильного развития и формирования стопы и осанки:
- ортопедическая;
- профилактическая.

По сезону:
- летняя;
- зимняя;
- демисезонная.
По внешнему виду:
- закрытая;
- открытая;
- до щиколотки;
- выше щиколотки.
Обувь для детей должна отвечать следующим требованиям:
- натуральный материал, позволяющий ноге дышать (кожа, текстиль, нубук, замша);
- гибкая, но упругая подошва позволяет ноге свободно сгибаться и повторять движения стопы;
- рельефная антискользящая подошва;
- небольшой каблук необходим для профилактики плоскостопия и правильного развития ноги;
- наличие супинаторов в малышовой обуви и, при необходимости, в обуви для деток постарше;
- самым маленьким покупателям подойдут сандалии или ботиночки на липучках.

Измеряем ножку правильно
1. Для этого поставьте малыша на твердой ровной поверхности на лист бумаги и обведите стопу.
2. Карандаш держите строго вертикально и следите, чтобы он находился в постоянном контакте со ступней во время всего процесса.
3. Необходимо, чтобы ребенок именно стоял. Вариант, когда ребенок сидит или лежит, и к стопе прикладывают линейку, не подходит, так как в положении стоя под массой тела ноги становятся больше на 3-6 мм.
4. Важно, чтобы ребенок полностью опирался на стопу, тогда измерения будут точными. Обратите внимание на то, чтобы все пальчики были выпрямлены.
5. Расстояние между ногами должно быть 10-15 см.
6. Измерьте расстояние от пяточки до кончика большого пальца обеих стоп – обычно они одинаковые, но иногда разница в длине может достигать 6 мм – ориентироваться следует на больший результат измерений.
7. Полученный результат округлите до ближайшего большего числа, кратного 5 мм – это размер в метрической системе.
8. К полученному количеству сантиметров необходимо прибавить 7-10 мм, так как врачи-ортопеды рекомендуют оставлять запас около 1 см на «ход ноги» (когда ребенок уверенно ходит) – естественное удлинение стопы при ходьбе. Например, если стопа 14,5 см, то обувь подбирается с длиной по внутренней стельке около 15,5 см. Но для тех, кто только начинает ходить и держится неуверенно, лучше сократить запас до 5 мм.
9. Для утепленной демисезонной и зимней обуви допустимо оставлять запас до 1,5 см. Дополнительное пространство необходимо, чтобы ножкам не было тесно в случае, если будут надеваться толстые носочки.
10. Запас больше, чем в 1,5 см, крайне нежелателен. В такой обуви ребенку будет неудобно ходить, скорее всего, он будет спотыкаться.
Определить правильный размер обуви у ребенка можно следующим образом:
- Один из беспроигрышных вариантов: взять стельку из той обуви, в которой ребенок ходит сейчас и чувствует в ней себя комфортно. Стелька измеряется – выясняется размерность.
- Измерение карандашом на бумаге тоже весьма эффективно. Нога ставится на твердую ровную поверхность и обводится карандашом. Предварительно следует надеть носок. Для покупки обуви на зиму – теплый, а на лето – тонкий.
- Возможно измерение стопы с помощью линейки при обязательном положении стоя на ровной поверхности.
- За начальную и конечную точку измерения берутся самые выступающие части стопы.
- Ребенка можно поставить на лежащую на полу линейку или на сантиметровую ленту, предварительно натянутую.
- Мерить по диагонали неверно.
- За день нога немного отекает, поэтому все измерения желательно проводить во второй половине дня.
- Обязательно измерять обе ноги и брать за основу показатель большей стопы.
- Правая и левая ноги могут отличаться на несколько миллиметров.
- Все округления производить нужно в большую сторону. К примеру, при длине 15,3 – округлять до 15,5, а при длине 16,8 – до 17 сантиметров.
- Непременно нужно учесть запас на вырост и на удлинение ноги при ходьбе. Общий припуск должен составлять около 15 мм.
- При выборе не забывайте уделить внимание подъему и толщине ноги, особенно это касается моделей на молнии. Кроссовки, сандалии и туфли обычно «подогнать» под нужный объем проще, благодаря имеющимся липучкам. Для пухленьких ножек выбирать следует широкие, просторные модели, а для худеньких – более узкие, которые позволят материалу максимально повторить форму ножки.

Таблицы для определения размера
Таблица 1. Соответствие размеров метрической и штихмассовой систем размеров детской обуви
Пинетки | Ясельная | Малодетская | |||
---|---|---|---|---|---|
метрич. (см) | штихмас. | метрич. (см) | штихмас. | метрич. (см) | штихмас. |
9.5 | 16 | 10.5 | 17 | 14.5 | 23 |
10 | 16.5 | 11 | 18 | 15 | 24 |
10.5 | 17 | 11.5 | 19 | 15.5 | 25 |
11 | 18 | 12 | 19.5 | 16 | 25.5 |
11.5 | 19 | 12.5 | 20 | 16.5 | 26 |
12 | 19.5 | 13 | 21 | ||
12.5 | 20 | 13.5 | 22 | ||
14.5 | 22.5 |
Дошкольная | Школьная | Подростковая | |||
---|---|---|---|---|---|
метрич. (см) | штихмас. | метрич. (см) | штихмас. | метрич. (см) | штихмас. |
17 | 27 | 20.5 | 32 | 24.5 | 38 |
17.5 | 28 | 21 | 33 | 25 | 39 |
18 | 28.5 | 21.5 | 34 | 25.5 | 40 |
18.5 | 29 | 22 | 34.5 | 26 | 40.5 |
19 | 30 | 22.5 | 35 | 26.5 | 41 |
19.5 | 31 | 23 | 36 | 27 | 42 |
20.5 | 31.5 | 23.5 | 37 | 27.5 | 43 |
24 | 37.5 | 28.5 | 43.5 |

Таблица 2. Размер обуви для детей по месяцам до года
Возраст | Длина стопы, см | Длина стопы, дюйм | Россия | Европа | США | Китай |
---|---|---|---|---|---|---|
0-3 мес. | 9.5 | 3.7 | 10 | 16 — 17 | 0 — 2 | 10 |
0-6 мес. | 10.5 | 4.1 | 11 | 17 — 18 | 2,5 — 3,5 | 11 |
6-12 мес. | 11.7 | 4.6 | 12 | 19 — 19,5 | 4 — 4,5 | 12 |
Таблица 3. Размеры обуви для детей от 0 до 6 лет
Длина стельки, см ( 1,5 см) |
Россия / Европа | Англия | США |
---|---|---|---|
9 | 16 | 0.5 | 1 |
9.5 | 17 | 1 | 2 |
10.5 | 18 | 2 | 3 |
11.5 | 19 | 3 | 4 |
12 | 20 | 4 | 5 |
13 | 22 | 5 | 6 |
14 | 23 | 6 | 7 |
14.5 | 24 | 7 | 8 |
15.5 | 25 | 8 | 9 |
16.5 | 27 | 9 | 10 |
17 | 28 | 10 | 11 |
18 | 30 | 11 | 12 |
19 | 31 | 12 | 13 |
Таблица 4. Размеры обуви для детей от 6 до 10 лет
Обувь для детей младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет) в США выбирается по иной системе размеров. Размерная сетка здесь снова идет с 1.
Длина стельки, см ( 1,5 см) |
Россия / Европа | Англия | США |
---|---|---|---|
19 | 32 | 13 | 1 |
20.5 | 33 | 1 | 2 |
21.5 | 34 | 2 | 3 |
22 | 36 | 3 | 4 |
23 | 37 | 4 | 5 |
24 | 38 | 5 | 6 |
25 | 39 | 6 | 7 |
В 10-летнем возрасте размеры у мальчиков и у девочек уже сильно отличаются. С этого возраста все размеры подразделяются на мужские и женские.
Таблица 5. Подростковая женская обувь от 10 лет
Длина стельки, см ( 1,5 см) | Россия / Европа | Англия | США |
---|---|---|---|
21 | 35 | 2 | 4 |
21.5 | 35-36 | 3 | 5 |
22.5 | 36-37 | 4 | 6 |
23.5 | 37-38 | 5 | 7 |
24 | 38-39 | 6 | 8 |
25 | 39-40 | 7 | 9 |
26 | 40-41 | 8 | 10 |
27 | 41-42 | 9 | 11 |
27.5 | 42-43 | 10 | 12 |
Таблица 6. Подростковая мужская обувь от 10 лет
Длина стельки, см ( 1,5 см) | Россия / Европа | Англия | США |
---|---|---|---|
23.5 | 39 | 4 | 6 |
24.5 | 40 | 6.5 | 7 |
25.5 | 41 | 7.5 | 8 |
26 | 42 | 8.5 | 9 |
27 | 43 | 9.5 | 10 |
28 | 44 | 10.5 | 11 |
28.5 | 45 | 11.5 | 12 |
29.5 | 46 | 12.5 | 13 |
30 | 47 | 13.5 | 14 |
31 | 48 | 14.5 | 15 |
32 | 49 | 15.5 | 16 |
Определяем тесную обувь
Поведать родителям о том, что обувь давит, жмет или доставляет иной дискомфорт, может только уже подросший ребенок. Малыши до года и даже двух об этом рассказать не смогут – как мама может узнать, пришла пора покупать больший размер или еще нет? Используйте следующие советы:
- После ношения закрытой обуви нужно совершить внешний осмотр нижних конечностей. Заметив покраснения на пальцах, согнутые пальчики или иные деформации, можно понять – обувь мала либо по ширине, либо по длине.
- Проверить нажатием пальца на носок. Межу большим пальцем и краем обуви, в том числе и зимней, должно быть небольшое пространство. В норме для малышей это 1,5 см.
- Присмотреться к заднику обуви. Когда обувка мала, задник будет растянутым. Он будет выступать сзади, с внешней стороны обуви.
- Верхняя часть ботинок также требует анализа. Удобная обувка предполагает наличие небольшого промежутка между язычком и телом. Излишне натянутый и плотный верх недопустим.
Зная, что ножка в течение года у деток растет очень быстро, следует регулярно проводить ее перемерку. Крохам до возраста в 1,5 года это нужно делать раз в три месяца, малышам от 3 до 7 лет – раз в полгода, деткам старше 7 лет – раз в год. Подростковый период может сопровождаться стремительным ростом стопы, поэтому не забывайте вовремя проверить увеличение размера. Генетическая предрасположенность также имеет место, равно как и зависимость от роста и комплекции.
Планируя покупать ребенку обувь, нужно помнить о важных правилах. Размер ноги ребенка по возрасту – понятие субъективное. Гораздо важнее учитывать длину стопы. Правильное измерение расстояния от носка до пятки – залог удачного выбора. Учитывайте, что каждый производитель может иметь свои нюансы в линейке размеров.