Как научить ребенка грамотно писать без ошибок

Что такое дисграфия?

Дисграфия – это частичное нарушение письменной речи, вызванное несформированностью высших психических функций. Ребенок будет повторять одни и те же ошибки, даже если выучит все правила русского языка. Он просто не может их применить там, где необходимо. По грубой оценке, дисграфия в той или иной мере наблюдается почти у трети младших школьников.

Письмо – очень сложный процесс, в котором участвует сразу несколько высших психических функций:

  • сначала надо мысленно разделить слово на звуки;
  • нужно вспомнить, какая буква соотносится с конкретным звуком;
  • вызвать в воображении образ буквы, то есть вспомнить, как она пишется;
  • мозг подает команду руке;
  • применить соответствующее правило, а часть орфограмм строится на подборе проверочного слова, то есть память снова включается в работу.

Если на каком-то этапе происходит сбой, то ребенок начинает писать с ошибками, несмотря на все старания учителей и родителей.

Ранее на детей, которые постоянно писали с ошибками, не обращали особого внимания, натягивали оценки на тройки. На сегодняшний день им официально ставится диагноз — дисграфия. Сегодня среди школьников младших классов в России такой диагноз стоит приблизительно у 30% учащихся.

Как научить ребенка грамотно писать без ошибок

Такие детки, несмотря на знание всех правил правописания, не могут их применять на практике. Давайте рассмотрим, по наличию, каких признаков можно судить о присутствии дисграфии у своего малыша:

  • регулярный пропуск букв в словах;
  • систематическое неправильное написание гласных в ударных слогах;
  • перестановка местами слогов;
  • отсутствие окончаний слов;
  • дублирование букв;
  • зеркальное изображение литер;
  • отсутствие в письме ребенка мягкого, твердого знака;
  • выход за поля;
  • отсутствие ровного написания слов;
  • нет точек в предложениях, и заглавных букв;
  • отсутствие пробелов между словами;
  • неправильные переносы.

Чем помочь

Родители могут воспользоваться такими способами для решения наиболее часто встречаемых проблем.

  1. Чтоб избежать пропуска букв, необходимо писать «волшебные диктанты». Для этой цели вам понадобится произнести до четырех слов, ребенок при этом должен их произнести вслух, по слогам. Теперь вместо слогов необходимо в тетради изобразить черточки. На следующем этапе вместо черточек используем точки, в том количестве, сколько букв в каждом слове.
  2. Если слова написаны не до конца, можно поиграть в «Образ слова». Произнесите слово и просите ребенка назвать новое, которое будет начинаться с последней буквы. Также можно предложить называть с предпоследней или с третьей с конца.
  3. Если возникли проблемы со словарными словами, то можно провести игру «Веселый мультфильм». Предложите малышу закрыть глаза и представлять те предметы, которые вы будете называть. Ваша задача произносить словарные слова. В этот момент могут формироваться какие-то образы. Желательно, чтобы слова были как-то взаимосвязаны, и ребенок мог создать целую ассоциативную линию. Попросите рассказать, все, что он нафантазировал. Теперь нужно, чтоб малыш по памяти написал слова, которые отложились у него в голове.

Принципы обучения детей грамотному письму

Основных принципов обучения детей грамотному письму можно выделить четыре:

  • Создавайте для ребенка все условия, чтобы он мог без спешки и помех внимательно выполнять задания. Если будет работать компьютер или телевизор или играть музыка, если в квартире будут громко разговаривать, ребенок просто не сможет сосредоточиться на обучении.
  • Держите выполнение заданий ребенком под постоянным контролем. Проверяйте, делайте работу над ошибками, объясняйте ребенку, как нужно писать правильно. Но указывая на недочеты, акцентируйте внимание своего чада именно на том, как делать правильно, а не на том, что он сделал неверно. Например, если ребенок написал «сабака», сразу же говорите, что в конкретном месте следует писать «о», а не «а», не разбирая подробно: «В первом слоге нужно писать «о», а во втором слоге «а» и т.д. Это сильно утомляет и запутывает детское мышление.
  • Найдите несколько интересных рассказов для ребенка и приучите его к ежедневному чтению хотя бы по 5-10 минут. Во время чтения он должен правильно проговаривать слова по слогам, изучая их написание. Правильные варианты будут запоминаться автоматически (на этой идее, кстати, основан метод Тихомирова, о котором бы побеседуем далее).
  • Регулярно устраивайте диктанты, к примеру, из тех же рассказов, что вы подобрали для ребенка. Проводить их рекомендуется 2-3 раза в неделю. Ошибки нужно выделять красным карандашом, чтобы ребенок их видел. Также полезно выписывать проблемные слова в отдельные словарные блоки, которые вы создадите для ребенка, чтобы он читал и запоминал слова, где часто ошибается.

Следовать этим принципам очень легко. По этой причине некоторые родители считают, что они не так важны, и что можно обойтись без них. Однако впоследствии это обернется неусвоенными знаниями и множеством недочетов на письме. Так что старайтесь их придерживаться. А если говорить о способах тренировки грамотного письма, то одними из самых эффективных являются списывание с образца и письмо под диктовку.

Как научить ребенка списывать

Итак, ваш ребенок уже совсем скоро пойдет в школу (если, конечно, он уже не первоклашка), и вам нужно научить его списывать (имеется в виду переписывать, а не подглядывать к другу в тетрадку) письменный или печатный текст, например, с доски, из книги или учебника. Ребенок уже, быть может, и переписывает тексты, но вот на выходе у него половина, если не больше, слов выходит с ошибками, опечатками и упущениями.

Предлагаем ознакомиться  Детская комната для двух мальчиков

Причина этих недочетов состоит в том, что взгляд ребенка, еще не привыкший к полноценной и эффективной работе, блуждает от источника текста к тетрадке, и из его поля зрения написанная буква просто-напросто пропадает. Это заставляет ученика тратить энергию и силы на поиск потерянного слова или буквы, быстрее уставать и утомляться, становиться менее внимательным.

Как научить ребенка грамотно писать без ошибок

Но научить ребенка переписывать текст с образца можно очень просто, ведь для этого есть эффективная методика (она подходит для детей старшего дошкольного возраста и учеников 1-го и 2-го классов). Основана она на выполнении ребенком нескольких последовательных действий.

Ребенок:

  • Читает слово, которое нужно переписать, вслух, причем так, как оно пишется, а не произносится, например: «сОбака», «Орех», «рОса», «соЛнце» и т.д.
  • Считает и называет количество букв в конкретном слове
  • Еще раз перечитывает слово

Ребенок:

  • Прикрывает образец (или отводит взгляд) и пишет слово в тетради
  • По буквам читает написанное слово и считает количество букв в нем
  • Сравнивает количество букв с образца с количеством из написанного слова
  • Сверяет каждую букву написанного слова с буквами слова-образца

Заметив, что ученик допустил ошибку, попросите его еще раз проверить слово и сказать, что не так. Затем алгоритм повторяется для каждого слова сначала.

Если ваше чадо научится переписывать слова таким образом, в школе и последующих классах ему будет гораздо легче научиться грамотно и быстро переносить текст с образца в свою тетрадь, и делать это с меньшим количеством ошибок.

Когда списывание слов освоено, можно переходить к целым предложениям. С этим тоже могут возникнуть трудности, но и их легко преодолеть, следуя эффективной пошаговой инструкции.

Ребенок:

  • Вслух читает предложение, которое нужно переписать
  • Рассказывает, о чем идет речь в предложении
  • Считает количество слов в предложении
  • Перечитывает первое слово и записывает его
  • Перечитывает первое и второе слово, записывает второе
  • Перечитывает первое, второе и третье слово, записывает третье
  • Повторяет эти действия с каждым словом предложения
  • Перечитывает вслух написанное предложение
  • Определяет, понятен ли смысл написанного
  • Определяет, соответствует ли написанное образцу

Научившись такой простой технике списывания, с каждым разом ученик будет писать все лучше, одновременно запоминая правильность слов, исходя из образца. И следующим шагом станет обучение письму под диктовку.

3. Тренируемся запоминать словарные слова

Как научить ребенка грамотно писать без ошибок

Это упражнение напоминает игру в города. Попросите ребенка подобрать слово, которое будет начинаться на вторую или третью с конца букву задуманного слова. Если слова объединить тематически, то вы сможете отработать навык классификации.

Запомнить трудные слова поможет игра в веселых мультипликаторов. Ребенку нужно закрыть глаза и мысленно представить себе слова, которые вы будете диктовать, как сменяющие друг друга кадры мультфильма, их должен связывать какой-то сюжет. Проговаривайте слова очень четко, выделяя голосом каждую букву.

Как научить ребенка писать под диктовку

Когда в школе наступает пора диктантов, пришедших на смену списыванию, ученикам становится уже не так весело. Подсматривать больше некуда, слова нужно знать и запоминать новые, знаки препинания тоже приходится учиться ставить правильно.

Традиционно диктанты начинаются у школьников со 2-го класса, и очень хорошо, если ребенок будет к этому готов. Подготовить же его вы можете сами, регулярно устраивая дома диктанты. Однако делать это необходимо правильно, и для этого тоже существует замечательная методика (она подходит и для старших дошколят и для учеников 1-го и 2-го классов).

Сначала проводится небольшая подготовка:

  • Ребенок читает текст диктанта
  • Вы вместе с ребенком обсуждаете проблемные места в тексте, вспоминаете правила написания букв, необходимые для грамотного письма
  • Вы объясняете ребенку, что во время письма под диктовку он может про себя или шепотом проговаривать слова, которые пишет, по слогам

Девочка ровно сидит за столом и рисует карандашами

Кстати говоря, самые трудные слова (или слова, которые нужно запомнить на текущий учебный год) можно выписать на небольшие карточки, а затем развесить по квартире. Попадаясь ребенку на глаза, они будут автоматически отпечатываться в его памяти.

После подготовки переходите к диктанту:

  • Первый раз вы читаете каждое предложение целиком, а второй раз – по словосочетаниям
  • Ребенок прослушивает предложение (когда вы читаете первый раз), а затем приступает к его написанию (когда вы читаете второй раз)
  • По завершении диктанта ребенок вслух перечитывает написанное

Если в процессе вы заметили, что ребенок замешкался при написании какого-то слова, можете дать небольшую подсказку, например, назвать букву, которую нужно написать. А в случае, когда в написанном тексте найдены ошибки, просите ученика вспомнить правила написания того или иного слова, а затем самостоятельно исправить недочет. На следующий день или через день можно повторить тот же самый диктант.

Несмотря на то, что рассмотренные выше методы уже много лет используются родителями и педагогами, есть и еще ряд вспомогательных инструментов, позволяющих научить ребенка писать грамотно. Мы расскажем лишь об одном из них – это метод Д. И. Тихомирова, о котором мы обещали вам рассказать.

Методики

Метод был основан в 19 веке на теории известного педагога и деятеля народного образования Дмитрия Ивановича Тихомирова. Исследователь считал, что для обучения ребенка грамотному письму, нужно заставлять его читать текст именно так, как он написан, не опасаясь, что ребенок станет и говорить точно так же. Каждый ребенок понимает, что люди говорят не так, как пишут.

Предлагаем ознакомиться  Почему выпадают ресницы у женщин, мужчин, детей: причины, лечение

На практике эта теория реализуется очень просто – требуется научить ребенка орфографическому чтению, во время которого особое внимание уделяется слогам слов. Дайте своему чаду задание прочитать вслух какой-либо текст, четко и громко, но не так, как люди говорят в обычной жизни, а по слогам. Читать нужно в быстром темпе, но успевая выделять и подчеркивать слоги.

Мама надиктовывает текст ребенку

При таком чтении активизируется и моторная, и слуховая и зрительная память. В итоге, сталкиваясь с уже знакомыми словами в тексте, ребенок мысленно будет их правильно произносить, а значит, и писать тоже.

Помимо прочего, и сам Тихомиров, и многие педагоги, применявшие и применяющие его метод сегодня, уверены, что грамотности посредством орфографического чтения лучше всего обучать, используя классическую литературу, например, произведения А. П. Чехова, А. Н. Островского, А. С Грибоедова, А. С Пушкина, И. А. Бунина и других авторов.

А чтобы занятия не превратились для ребенка в «мучение», нужно сформировать у него отношение к ним, как к интересной игре, ведь играть гораздо интереснее, чем учиться. Орфографическое чтение станет приятным времяпрепровождением и забавой, ведь слова, читающиеся по слогам, могут звучать весьма комично.

До 10 лет с ребенком можно читать таким способом по 10 минут в день. Если у вас есть словарные блоки для ребенка, пусть он читает и их точно так же – по слогам, четко и громко и по нескольку раз. Когда ребенок произносит слова не так, как они пишутся, а так, как говорятся, нужно сразу же обращать на это внимание и просить перечитывать.

По мнению Д. И. Тихомирова, ежедневные систематические занятия орфографическим чтением способствуют формированию у ребенка чувства природной грамотности. Уже через несколько месяцев занятий дети начинают писать слова без ошибок, причем даже сложные термины.

Используя в процессе обучения метод Д. И. Тихомирова в комплексе с письмом под диктовку и списыванием с образца, вы научите своего ребенка писать именно так, как нужно – без опечаток и ошибок. Также будет расширяться его словарный запас, а это значит, что уже с первых лет обучения он начнет показывать отличные результаты на уроках в школе и выполнении заданий дома. Собственно, и расти ваше чадо будет, постоянно развиваясь и совершенствуясь в полученных навыках.

Грустный ребенок перед открытой тетрадью

Здесь же мы хотим вас предостеречь: если вышеназванные методы по какой-то причине не действуют, то причин здесь может быть две: либо вы проводите занятия неправильно, и в этом случае повлиять на ситуации можете только вы, либо у ребенка есть небольшие проблемы с фонетико-фонематическим восприятием. В таких случаях ребенок все слышит, но обилие сливающихся звуков создает ему помехи для осмысления слов.

Консультация у логопеда будет выходом из положения, ведь специалист всегда сможет подобрать индивидуальный коррекционный курс. Впрочем, посетить логопеда никогда не будет лишним, т.к. профессионал может услышать и увидеть то, на что родители просто не обратят внимание. Зарубив зародыш трудностей в самом начале, вы создадите благодатную почву для успешного обучения письму в будущем.

Из следующего урока вы узнаете о показателях грамотности для детей разных возрастов, несколько интересных орфографических упражнений и игр для разрешения проблем с пунктуацией, познакомитесь с принципами работы над орфографией и другой информацией на тему того, что делать, если ребенок пишет безграмотно.

Если вам интересно, как научить ребенка грамотно писать, то можно воспользоваться одним из предложенных методов для совершенствования данного навыка.

  1. Метод Тихомирова. Он заключается в обучении малышей орфографическому чтению. Вы знаете, что читать дети учатся сначала по слогам, только потом объединяют их целые слова. Однако, когда данный навык доходит до автоматизма, то малыш уже не обращает внимание на составляющие каждого слова. Чтоб ребенок мог правильно писать, ему нужно перед написанием прочитать вслух по слогам каждое слово, но делать это достаточно быстро. У него будет одновременно работать, как моторная, слуховая, так и зрительная память. Это способствует тому, что малыш при написании диктанта будет правильно писать изученные слова. Пусть процесс идёт в игровой форме и не стоит уделять занятиям больше 15 минут. Важно, чтоб уроки были регулярными и обязательно контролировались кем-то взрослым. Специалисты считают, что данный метод способствует выработке природной грамотности.
  2. Диктанты. Данный метод включает в себя написание проверочных диктантов до трех раз в неделю. Для этой цели вы можете брать тексты из школьного учебника или из художественной литературы. Очень важно вместо того, чтобы зачеркивать красной пастой неправильно написанные буквы, выписывать слова с ошибками на отдельный листок. Это необходимо для того, чтобы в памяти ребенка фиксировались не ошибочные моменты, а то, как правильно пишется данное слово.
  3. Метод списываний. Данный способ является достаточно эффективным. Все что нужно, это предоставить дочери или сыну тексты, которые она будет переписывать в тетрадку. Такой метод хорошо подходит для ребенка, который ходит в 3 класс. Со временем, после частых переписываний ребенок перестает допускать ошибки в словах.
  1. Необычное произношение. На протяжении не дольше 10 минут ребенок должен произносить слова, читаемые в книге, делая особый акцент на ударные слоги. Поначалу школьник читает медленно, постепенно увеличивая свою скорость.
Предлагаем ознакомиться  Показатели пульса у детей

Проверяйте домашнее задание

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Кирилл Ногалес

Чтобы вовремя заметить ошибку и проработать её дома, проверяйте домашнее задание. Ребёнку полезно устно формулировать ответы и объяснять, по какому правилу он написал ту или иную орфограмму. Так школьник сможет заметить ошибки и быстрее запомнить теорию.

Что еще можно сделать?

Ошибки в письменных работах также часто связаны со страхом провала. Дети так боятся написать слово неправильно, что из-за волнения путают буквы, не дописывают слова, переставляют слоги. Поэтому упражнения на раскрепощение, преодоление стеснительности очень полезны.

Давайте ребенку больше гулять на свежем воздухе, чтобы мозг получал максимум кислорода. Ходите на спортивную площадку. Тренировки помогают привыкнуть к соблюдению правил, улучшают внимание и реакцию.

Залог грамотного письма – произвольная регуляция. По наблюдениям логопедов нашего центра развития, практически все младшие школьники, у которых диагностирована дисграфия, не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Им сложно усвоить и соблюдать правила даже самой простой детской игры. Поэтому позволяйте ребенку играть со сверстниками столько, сколько он захочет, помогайте ему освоить правила, научиться произвольной регулировки своих действий и поведения.

Запишите ребенка в музыкальную школу. В игре на музыкальном инструменте, как правило, задействованы обе руки, а значит, работает и правое, и левое полушария. Кроме того, занятия положительно влияют на мелкую моторику. Это, в свою очередь, улучшает кровоснабжение речевого и моторного центров мозга.

Когда ребенок приходит из школы, делайте ему массаж шеи и затылка, чтобы размять мышцы и улучшить поступление кислорода и питательных веществ в клетки мозга.

И, самое главное, занятия, должны быть неутомительными, регулярными, проводиться под контролем опытного логопеда. Только в этом случае можно ожидать повышения грамотности и общего уровня успеваемости.

Остались вопросы? Приходите на консультацию в центра развития «Каркуша». Наши специалисты всегда готовы помочь и детям, и взрослым!

Объясните ребёнку, почему важно грамотно писать

Не все школьники, особенно младшие, чётко понимают, зачем им необходима грамотность. Поэтому родителю стоит объяснить, почему важно писать без ошибок. Например, грамотный человек производит на окружающих хорошее впечатление, у людей возникает больше доверия его профессиональным качествам и т. п. Хорошая мотивация позволит ребёнку быть более внимательным на уроках и усерднее учить правила. А результат не заставит себя долго ждать.

Мама объясняет своим детям, как нужно писать

Как радуются родители, когда малыш начинает лепетать первые слова, а затем его речь становится всё более и более понятной, осмысленной. Тогда же мамы и папы начинают обучать кроху писать. Причём делать это без ошибок. Однако это серьёзный просчёт родителей – для обучения грамотному письму должно прийти время.

Учёные выяснили, что формирования уровня грамотности практически полностью завершается к 4 классу. То есть заниматься с малышом повышением уровня правописания нужно наиболее интенсивно со 2 по 4 класс. Далее происходит наращивание знаний о языке, которые ложатся на уже устоявшуюся информационную почву, сформированную в начальном звене.

Обратите внимание на то, что при невозможности обучения ребёнка правописанию следует исключить дисграфию – нарушение принципа написания при нормальном развитии интеллекта. Это заболевание, как правило, сопровождается нарушениями в речи и некоторыми психическими расстройствами.

Учите школьника понимать правила

Подчеркнём: не зубрил, а учил с понимаем. Читая правила, важно запоминать чёткий алгоритм, почему определённое слово пишется по одному пункту правила, а второе слово — по иному. Для этого родителю не обязательно быть педагогом. Достаточно взять пример из правила и разобрать его пошагово, как это делается в объяснении.

Объяснение может выглядеть так. Выписываем слово на листок, выделяем в нём корень, подчеркиваем гласную О (орфограмму) и изменяем форму слова (гор-а — гОр-ы) или подбираем однокоренное (гор-а — гОр-н-ый). Итак, все условия правила выполнены. Можно приступать к закреплению на примере других слов, чтобы пришло понимание правила. Заучивать стоит только исключения, а их в русском языке немало.

Превратите учение в игру

Приготовьте карточки со словами, в которых ребёнок делает ошибки. Условия игры могут быть разными: вытянуть карту и объяснить написание слова; разложить карточки по стопкам «Слова с буквой А», «Слова с буквой О» и так далее. Или попросите школьника на время побыть учителем и объяснить вам определённое правило, продиктовать текст. Варианты могут быть разными, главное, чтобы у ребёнка был интерес и это помогало ему писать без ошибок.

Школа работает над тем, чтобы научить ребёнка писать без ошибок. Но зачастую не все ребята могут запомнить правило даже с третьего раза. На это влияют личные особенности школьника (память, внимание, концентрация), количество отведённых на правило уроков и обстановка в классе. Поэтому если ваш ребёнок что-то недоучил, а школьная программа движется дальше, помогите ему запомнить пройденное правило.

Оцените статью
Дети от А до Я
Adblock detector