Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Физические показатели

Пол Вес, кг Рост, см Окружность головы, см
Девочки 3,9-6,6 53-61,1 35,8-40,7
Мальчики 4,3-7,1 54,4-62,4 36,8-41,5

Одни детки уже при рождении имеют вес, который другие набирают в 3, а то и 5 месяцев. Слишком обращать внимание на абсолютные показатели не стоит, лучше проанализировать динамику прироста и привеса. По рекомендациям ВООЗ прибавка в весе за второй месяц в среднем составляет около 800 грамм, рост увеличивается на 3 см, окружность головы – на 1,5 см. С момента рождения до двух месяцев ребенок вырастает на 6 см, а поправляется почти на 1,5 кг.

Таблица
Таблица прибавки в весе и росте используется ориентировочно. При этом необходимо учитывать тот факт, что дети развиваются по-разному

Существуют доступные таблицы и графики, в которых обозначены верхняя и нижняя границы нормы веса. Они разработаны отдельно для девочек и мальчиков. Если ребенок находится в этом поле, то не нужно никакого дополнительного докорма, даже если малыш не набрал ни грамма за месяц. Ежедневные взвешивания и применение препаратов «для аппетита» просто категорически воспрещены.

Родителей чаще всего интересует эмоциональная сфера и умственное развитие ребёнка, но нельзя оставлять без внимания и его физическое взросление. По сравнению с месячным грудничком, двухмесячный малыш вырастает в среднем на 3—5 см и прибавляет в весе около 800 г. Поскольку он находится в фазе активного роста, его окружность головы, объём грудной клетки и другие параметры тоже увеличиваются — развиваются скелет и мышцы, показатели растут чуть ли не по дням.

Тело двухмесячного ребёнка по сравнению с таковым у месячного выглядит более худым и вытянутым, хотя и сохраняет округлость форм. Кроме того, его выделяют такие особенности:

  • Ребенок в 2 месяцапушковые волосы, иногда присутствующие у новорождённых, выпадают, после чего их полностью заменяют луковичные;
  • сосудистые пятна исчезают;
  • развивается пищеварительная система — начинает полноценно выделяться слюна, в кишечнике формируется микрофлора, меняется стул, реже появляются колики;
  • закрываются дополнительные сердечные коммуникации, меняется состав крови;
  • начинает пропадать гипертонус.

За два месяца в жизни малыша происходят серьёзные изменения. Он уже не считается новорожденным и потихоньку готовится к взрослой жизни. Когда вы придёте на осмотр к врачу, сначала он измерит параметры ребёнка. Именно они будут первыми показателями правильного развития крохи.

  1. Изменяется рост ребёнка. Как в прошлом месяце, так и сейчас кроха должна стать длиннее на 3 см, что значит, если малыш родился с ростом 50 см, то в два месяца нормой будет – 56 см.
  2. В два месяца ребёнок внушительно тяжелеет и руки мамы уже успели ощутить это на себе. За этот месяц малыш должен прибавить в среднем 800 грамм, это в 1,33 раза больше, чем прирост прошлого месяца. Итак, если ребёнок при рождении весил 3500 грамм, то в двухмесячном возрасте – 4900.
  3. Вырастают показатели обхвата грудной клетки и головы приблизительно на 2 см.

Показатели роста и веса могут незначительно отличаться в зависимости от пола ребёнка, а также, если кроха на искусственном вскармливании.

Если у малыша серьёзный недобор в весе при нормальном стуле, это может говорить о том, что ребёнок не наедается (возможно, у мамы низкая жирность молока). Если наоборот, он набрал слишком много – вы его перекармливаете, слишком часто прикладываете к груди.

Мой сыночек родился с ростом 53 см и весом 3200 грамм, в два месяца эти показатели изменились на – 4700 (набрал лишние 100 грамм) и 59 см.

Уход за ребенком в 2 месяца

Многие родители замечают, что в два месяца дети становятся более плаксивыми: капризничают даже когда все их потребности удовлетворены. Причина такого поведения заключается в стремительном развитии нервной системы. Малыш утомляется от физической активности, новых впечатлений.

Фото 1

В это время ребенок нуждается в успокоении и отдыхе. Родителям важно следить за грудничком: вовремя его кормить, укладывать спать. Капризность также может быть обусловлена коликами, от которых дети страдают некоторое время после рождения.

В два месяца младенцы бодрствуют около часа. Желательно проводить это время с пользой: играть, делать физические упражнения, массаж.

Многие двухмесячные дети уже умеют осознанно улыбаться. Они выражают радость, когда взрослые с ними ласково разговаривают, гладят. Чужих людей малыши воспринимают плохо: плачут и кричат, когда их на руки берет незнакомец.

Двухмесячные младенцы улавливают эмоции родителей: если у мамы плохое настроение, ребенок тоже может начать грустить.

Для нормального роста и развития малыша матери следует нормализовать его режим сна и кормления. Можно давать ребенку молоко по требованию. Не обязательно нарушать его сон, чтобы покормить. Родители должны, учитывать, что в 2 месяца ребенок должен спать около 16-19 часов в сутки. Он употребляет объем молока, соответствующий ⅕ его массы тела.

Лактация у матери должна быть обильной. Если ребенок не наедается, женщине рекомендуется пить больше жидкости и разнообразить свой рацион. В него включают нежирное птичье мясо, морскую рыбу, творог и кисломолочные напитки. Перед кормлением ребенка следует выпивать около 300 мл чая с молоком.

Чтобы успокоить ребенка, достаточно обнять его и прижать к груди. Если малыш плачет длительное время, у него начинают дрожать руки и подбородок, необходим дополнительный осмотр у невропатолога.

Главная проблема у детей на 4-8 неделе развития — это кишечные колики. Чтобы снизить риск их возникновения, матери следует:

  • ограничить количество потребляемых кондитерских изделий;
  • отказаться от хурмы, винограда;
  • исключить богатые клетчаткой овощи;
  • отказаться от газированных напитков.

Чтобы облегчить состояние малыша во время колик, можно уложить его на живот и прикладывать теплую грелку. Необходимо гладить кожу в эпигастральной области по часовой стрелке.

В 2 месяца ребенку требуется тщательный уход за кожей. Рекомендуется делать ему массаж, обеспечить вечернее купание, включить в режим малыша воздушные ванны. Грудничок часто испражняется, поэтому у него может возникнуть опрелость. Чтобы снизить риск негативных эффектов, необходимо использовать детскую присыпку.

Распорядок дня у детей в 2 месяца отличается индивидуальностью: одни малыши спят в течение всей ночи, уделяя дневному сну меньше времени, другие предпочитают просыпаться глубоким вечером и бодрствовать в течение 2-4 часов. Чтобы скорректировать биоритм ребенка и приучить к определенному режиму, родителям рекомендуется:

  • гулять с ним строго в одно и то же время, желательно ранним утром и вечером;
  • чтобы ребенок развивался в период бодрствования, можно отвлекать его яркими объектами, подвижными игрушками, погремушками;
  • в течение дня укладывать малыша спать по 4-5 раз: ему необходимо спать до 5-6 часов в дневное время, 8-10 часов ночью;
  • если ребенок спит днем более 6 часов без кормления, рекомендуется его разбудить: при длительном отсутствии молока уровень глюкозы в крови младенца падает, что негативно отражается на его самочувствии;
  • укладывать ребенка на ночной отдых следует в период с 19:00 по 22:00.

Для создания оптимального графика рекомендуется понаблюдать за активностью и поведением младенца в течение 3-4 дней.

За второй месяц жизни малыш становится тяжелее в среднем на 800 г, и длиннее на 3 см. Темпы увеличения окружности головы первые 8-12 недель жизни держатся на высоком уровне, и в конце второго месяца данный показатель может варьироваться от 38,2 до 40,1 см. По мере роста черепа размеры родничков соответственно сокращаются; малый задний родничок должен полностью закрыться уже ко 2-3 месяцу.

Параметры развития Примерные показатели нормы в 2 месяца
девочки мальчики
Рост, см 57 58
Вес, кг 5,1 5,6
Окружность головы, см 38,3 39,1
Окружность груди, см 38,1 39

На заметку!Взвешивать двухмесячного ребенка лучше всего в одни и те же часы, желательно по утрам. Данные вечерних и утренних обследований сравнивать нельзя: по наблюдениям педиатров, вечером вес может увеличиваться.

В два месяца малыш выглядит круглощеким, полненьким по телосложению. Но с каждым днем активность ребенка растет, он начинает более активно двигать ножками и ручками. Мышцы укрепятся, и жировая прослойка будет истончаться. Кости грудничка также стремительно растут, тело и конечности удлиняются. К окончанию месяца младенец будет выглядеть стройнее и выше, чем в его начале.

Физическое развитие двухмесячного ребенка имеет некоторые особенности:

  • Волосяной покров к 2 месяцам жизни начинает меняться – пушковые волосы выпадают, а на их месте вырастают луковичные.
  • Начиная с данного возраста у младенца увеличивается болевая чувствительность. Также грудничок более остро реагирует на любого рода дискомфорт, будь то голод или мокрые пеленки.
  • Двухмесячный ребенок неосознанно способен выразить свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует улыбкой или замирает; на вторые – чихает или корчит гримасу.
  • Зрение крохи развивается и совершенствуется. Он уже может распознавать предметы окружения (соску, бутылочку с молоком). Когда ребенок бодрствует, он останавливает свой взгляд на игрушках, расположенных перед ним или сбоку от него, особенно внимание грудничка привлекают яркие предметы. Продолжительность зрительного сосредоточения младенца может быть 5-7 минут.
  • Иногда малыш рождается с яркими сосудистыми пятнами на затылке и лбу, которые в период новорожденности отчетливо видны. Ко втором месяцу они постепенно начинают бледнеть, а спустя еще полгода практически бесследно исчезают.

Обратите внимание!Если сосудистые пятна сохраняются более длительное время, чаще всего это говорит о том, что у ребенка имеются нарушения мозгового кровообращения.

Физическое развитие грудничка нужно ежедневно стимулировать для успешного становления и роста. Для этого родители должны:

  1. Обеспечить ежедневные прогулки на улице с малышом длительностью не менее 2-4 часов, вне зависимости от времени года и погодных условий.
  2. Понемногу, но часто выкладывать ребенка на животик, чтобы младенец развивал шейные мышцы и тренировался удерживать голову на более длительное время;
  3. Проводить малышу 5-минутные воздушные ванны, раздев ребенка догола во время смены подгузника или перед подготовкой к купанию. Со временем можно увеличивать продолжительность воздушных ванн до 10-15 минут;
  4. Для развития мелкой моторики знакомить кроху с различными материалами, вкладывая ему в ручку предметы с разной поверхностью (мягкая, шершавая, гладкая), разного веса и состава (пластмасса, резина, дерево и т.д.);
  5. Делать легкий массаж всего тела, поглаживаниями и нежными, невесомыми похлопываниями по спинке, ручкам, ножкам, стопам и ладоням младенца.

Сенсорные структуры

Малыш растёт и развивается. Это также заметно по его органам чувств.

  1. Вы можете проверить, насколько развит слух у крохи. Возьмите погремушку (главное это делать так, чтоб малыш вас не заметил), позвоните ей с правой стороны от ребёнка. Если малыш начнёт пытаться посмотреть в вашу сторону или, как минимум, притихнет. Станет понятно, что он вас услышал. То же самое стоит повторить, только через некоторое время, уже с левой стороны. «Во сколько дети начинают слышать»
  2. Улучшается качество зрения малыша. Теперь он уже с лёгкостью может увидеть, что находится на расстоянии в полметра от него. Картинка в его глазах уже более насыщенная, с чёткими очертаниями. «Когда дети начинают видеть»
  3. Ребёнок научился улавливать лица людей. Вы можете заметить, что он следит за вашими глазами, когда вы на него смотрите.
  4. Также малыш уже лучше может концентрировать своё внимание на движущихся в близком расстоянии от него предметах. Вы с лёгкостью можете это проверить. Только не стоит для этой цели использовать игрушку, которая издаёт какие-то звуки.Двухмесячный ребенок следит за игрушкой
  5. Кроха начинает обращать внимание на свои конечности. Вполне нормально, если вы заметите, что малыш не вытаскивает кулачок изо рта.
  6. Малыш способен удерживать игрушку, но только некоторое время.
Предлагаем ознакомиться  От чего помогает полиоксидоний

Как помочь малышу развить мелкую моторику, слух и зрение?

Вместе с развитием скелета и мускулатуры малыша, увеличивается и его двигательная активность. Значительно растёт количество спонтанных движений руками и ногами. Малыш ещё находится в процессе овладения контролем за своими конечностями, но уже наблюдается значительный прогресс — исчезают характерные для новорождённых рефлексы, например, отталкивание ногами поднесённой к ним ладони. В плане физической активности и контроля за телом ребёнок в 2 месяца должен делать и уметь следующие вещи:

  • Ребенок должен приподнимать голову и поддерживать её Приподнимать голову и поддерживать её в таком положении непродолжительное время. Нормой считается 5 секунд, но некоторые младенцы могут выдерживать до 40 и больше. В вертикальном положении или на животе время увеличивается до минуты или нескольких Кроме того, когда ребёнок лежит на боку, его голова уже не запрокинута назад.
  • Поворачиваться с боков на спину. На недолгое время приподниматься, лёжа на животе. Поворачивать голову в разные стороны.
  • Уметь полностью выпрямлять конечности и отводить их от туловища. Мышцы в этом возрасте уже достаточно развиты, чтобы младенец, например, пытался схватить или оттолкнуть игрушки.
  • Активно орудовать руками, пытаться всё ощупать. В младенческом возрасте тактильные ощущения особенно важны, поэтому младенец будет хотеть потрогать всё, до чего сможет достать. Считается, что двухмесячный младенец хватает вещи и пытается поднести их ко рту уже не рефлекторно, а осознанно. Кроме того, он может удерживать в руках нетяжёлые предметы около 10 секунд.
  • Ребенок трогает свои ножкиПроявлять интерес к своим конечностям и ладоням. Ребёнок со временем понимает, что он контролирует движения своего тела и пытается всячески развивать этот навык — хватается одной рукой за другую, сжимает и разжимает пальцы, совершает напоминающие плаванье движения конечностями и так далее.
  • Иметь хороший контроль над движениями и координацию. Гипертонус, характерный для новорождённых, к двум месяцам проходит и большинство движений малыша становятся осознанными. Он поворачивает голову на звуки, тянет руки к игрушке, теребит одежду, трясёт погремушку и совершает прочие действия с определённой целью, а не просто спонтанно или рефлекторно шевелится.

Правильное формирование эмоциональной сферы с раннего возраста помогает избежать множества проблем при взрослении, потому именно она очень часто интересует родителей. Особенно важно изучить её у маленьких детей, которые не могут объяснить чего они хотят или что их беспокоит с помощью обычных методов.

Педиатры считают, что при нормальном развитии ребёнок в 2 месяца должен уметь не только выражать недовольство или радость, но и возмущаться, требовать, протестовать, кокетничать, интересоваться, удивляться, злится — словом, проявлять почти полный спектр эмоций взрослого человека.

Мимика в этом возрасте довольно хорошо развита, но интенсивность проявляемых реакций зависит от личности младенца. Например, некоторые из них улыбаются одними уголками губ, в то время как другие в этом процессе открывают рот и хихикают — оба варианта совершенно нормальны и не говорят о каких-либо нарушениях в развитии.

Помимо мимики, двухмесячный ребёнок выражает своё состояние жестами и интонациями голоса — он может плакать возмущённо, испуганно или требовательно, издавать радостные возгласы и так далее. Внимательные родители со временем учатся распознавать интонации своего чада и по ним определять, что именно его беспокоит.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Начиная со 2-го месяца у грудничка уменьшается тонус сгибателей ног и рук, а объем спонтанных движений, наоборот, увеличивается. Если малыш лежит на боку, то можно заметить, что головка у него уже не запрокинута назад, как это было в первые недели жизни (период новорожденности).

Большая часть малышей к двум месяцам умеет следующее:

  • подносить руку ко рту, сосать пальчики;
  • не менее 10 секунд удерживать вложенный в руку предмет;
  • отводить рукой висящие впереди игрушки, отпихивать их от себя;
  • некоторое время способны держать голову на весу;
  • лежа на животе приподнимать грудку на несколько секунд;
  • тереть кулачком глаза и носик;
  • прислушиваться к голосам взрослых.

Ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающим его предметам. Все, что можно пощупать, схватить ладошкой, не пройдет мимо его внимания. К середине второго месяца грудничок активно цепляется за все вокруг: мнет мамин журнал, простыни, хватает за пальцы взрослых и пытается сорвать игрушки с развивающего коврика.

Чтобы младенец правильно развивался и продолжал активно изучать мир, родителям требуется помочь ему в освоении новых умений и навыков. Необходимо, чтобы обучение проходило в виде игры. Важно стимулировать совершенствование моторики, слуха, зрения, тактильных ощущений, координации.

Для развития двигательной активности рук полезны такие упражнения:

  • движение пальцами ребенка по кругу (по и против часовой стрелки);
  • аккуратное и легкое потягивание за пальцы;
  • круговые движения пальцем большой руки по ладони малыша.

Можно выучить несколько потешек и рассказывать их, выполняя в это время приведенные выше упражнения.

Для развития слуха следует чаще разговаривать с малышом, рассказывать ему стишки, петь песни. Также можно включать музыку. Полезны игры с погремушками. Они развивают не только слух, но и координацию движений. Родителю стоит взять в руку погремушку и начать ею трясти, медленно двигая предмет в разные стороны.

В этот момент можно напевать детскую песню. Над кроваткой рекомендуется повесть колокольчики, мобиль с разными режимами воспроизведения звука. Для развития тактильной чувствительности нужно давать малышу возможность исследовать различные предметы на ощупь.

Полезно предлагать ребенку гладить ткань из атласа, шерсти, шелка, вельвета. Подходят также предметы разной фактуры: шершавые, гладкие, ребристые.

Моторику, способность удерживать игрушки, тактильную чувствительность можно развивать при помощи шариков из резины, дерева, пластмассы разного веса. Их нужно поочередно вкладывать в раскрытые ладоши малыша.

Шарики можно привязать к лентам и опускать ребенку, чтобы он пытался их хватать и тянуть к себе. Чувствительность пальцев легко развить при помощи специального массажа. Мануальное воздействие следует проводить с применением таких техник: поглаживание, растирание, разминание.

Для развития органов зрения надо окружить ребенка разноцветными яркими предметами. Можно надеть на руку куклу и плавно ее перемещать, чтобы малыш успевал следить. Это будет привлекать внимание грудничка, учить его концентрации.

Физическое развитие Комаровский рекомендует стимулировать такими способами:

  • закаливание. Полезны воздушные, солнечные ванны, обливание прохладной водой. Продолжительность первой процедуры не должна превышать одной минуты. Далее сеанс увеличивают до 10 минут;
  • легкая гимнастика. Особенно полезны двухмесячным малышам занятия на фитболе. Они сочетают в себе различные физические упражнения и массаж;
  • прогулки на улице;
  • выкладывание на живот. Способствует тренировке и укреплению мышц шеи;
  • правильное питание. Важно составить режим кормления и четко его придерживаться. Искусственникам следует покупать только качественные адаптированные смеси.

Психоэмоциональное развитие ребенка сильно зависит от окружения: от отношений между членами семьи, количества внимания, которое уделяется малышу. Если с ребенком разговаривают, улыбаются ему, детеныш в ответ делает то же самое: гулит, фокусируется на взрослом, мимикой реагирует на изменение интонаций.

Эмоциональное развитие
Когда малыш смотрит на маму, улыбается ей и пытается говорить пока только гласные звуки, это не может не нарадовать родителей

Зрительные реакции

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Двухмесячный малыш способен концентрировать взгляд на людях и предметах. Чтобы захватить внимание маленького человечка, объекты должны находиться на расстоянии не более 60 см от глаз. Оптимально – 30 см. Тогда, кроме фокусирования на вещи, ребенок проявляет и заинтересованное слежение. Если игрушка медленно движется по дуге, ребенок будет поворачивать головку вслед за ней.

На обращение к нему взрослых кроха поворачивается и смотрит в лицо говорившему в течение 10 секунд. Дольше всего карапуз может рассматривать свои руки: разглядывание ручек может длиться до 5 минут.

Развитие слуха

В 2 месяца ребенок обладает острым слухом. В этот период он начинает негативно реагировать на резкие и слишком громкие звуки: замирает на несколько секунд, широко раскрывает глаза, морщит личико и через 10-15 секунд начинает плакать.

На типичные окружающие звуки малютка реагирует поворотом глаз, а позже – головы. Если ребенок заинтересуется звуком во время еды, то активизирует или замедлит сосательные движения, а может прекратить кушать и повернуться в сторону шума.

Слух
Не удивляйтесь, если после громкого шума малыш заплакал, так как в два месяца ребенок обладает хорошим слухом и может легко напугаться от посторонних звуков

Речь маленького ребенка неотрывно связана со слухом. Карапуз очень часто вслушивается в издаваемые звуки и потешно гулит. Может тихонько агукать или пронзительно пищать. Крики приобретают отчетливые интонации, по которым родители могут определить, раздражен ребенок или спокоен. Речь состоит из гласных в разных вариациях: а-а, а-у, у-э и т.д.

К 2 месяцам кроха приобретает обширный арсенал вербальных и невербальных эмоциональных проявлений. В голосе проявляются не только требовательные, но и просительные интонации (возникает «просящий» способ коммуникации), крики сменяются восклицаниями с паузами, в которых малыш ожидает реакции на свои возгласы.

Приподнятое настроение ребенок показывает мимикой и улыбкой. Некоторые улыбаются едва заметно – одними кончиками губ; другие – более выражено, потешно морща носик и блестя глазами; отдельные «экземпляры» в хорошем настроении весело похихикивают. В состоянии спокойствия кроха серьезен и насторожен. Ощущения дискомфорта карапуз выражает хныканьем и сморщенным личиком.

Эмоции
Эмоции ребеночка в два месяца становятся все более разнообразны. Одни детки тихие и спокойные, что даже почти не улыбаются, а другие могут уже и хохотать начать

Интеллект

Как мы умеем двигаться

В норме грудничок по прошествии 4-6 недель после родов должен самостоятельно научиться следующим вещам:

  1. Уверенно удерживать в руках различные предметы, размахивать ими в воздухе. В 2 месяца активно работает безусловный хватательный рефлекс, поэтому ребенок может непроизвольно схватить подвернувшуюся под ладонь пеленку, собственные пальцы другой руки, игрушки. Часто дети бессознательно тянут взятые предметы в рот, подносят к глазам, чтобы рассмотреть вещь поближе.
  2. В положении лежа на животе он должен научиться приподниматься на руках, ненадолго отрывая верхнюю часть туловища от кроватки. Это помогает развиваться его скелетной мускулатуре, поддерживать тонус мышц. В этот период родителям не следует пеленать младенца во время бодрствования, надевать стесняющую движения одежду.
  3. Уметь отличать близких родственников от незнакомцев. При виде матери или отца он улыбается.
  4. Держать голову в вертикальном положении, поворачивать ее для рассмотрения объектов. Если его придерживают взрослые, он может покачивать головой.
  5. Самостоятельно приподнимать голову от кровати в горизонтальном положении на 10-30 секунд в зависимости от уровня развития скелетной мускулатуры.
  6. Грудничок осознает, что движущиеся вокруг него длинные объекты — его собственные руки и ноги. Он учится координировать движения, осознанно управляет конечностями, шевелит пальцами для развития мелкой моторики.

Во второй месяц жизни новорожденного, развитие которого идет стремительными темпами, наблюдается формирование социальных навыков. Грудничку нравится, когда с ним разговаривают. Во время общения он смеется, улыбается, поворачивает голову к собеседнику и издает спонтанные звуки. Они напоминают буквы «с», «в», «ф».

Предлагаем ознакомиться  Ингаляторы для детей: как выбрать лучший небулайзер для лечения кашля и насморка

Малыши пристально смотрят на родителей, следят за подходящими к ним людьми. С матерью ребенок общается спокойно. Рядом с ней он становится радостным. При ухудшении самочувствия или при возникновении чувства одиночества малыш начинает хныкать и тянуться к родителям.

Ребёнку 2 месяцев легче выражать свои эмоции относительно близких людей и любимых вещей. Если родители уходят, он выражает протест с помощью плача. Часто капризничает, когда его укладывают спать после интересной игры.

На этом этапе развития плач, смех и улыбки являются основным методом общения с окружающими людьми. В 7-8 недель у грудничка расширяется спектр эмоций. Он пытается выразить более сложные чувства, такие как гнев, обиду, раздражение. Например, если взрослый пытается отобрать у него захваченную в кулачок вещь, ребенок начинает кричать, сильно размахивать рукой.

В начале 4 недели главным способом коммуникации является лепет. В моменты получения удовольствия малыши издают гортанные звуки, которые постепенно трансформируются в лепет на 2 месяце жизни. Дети произносят гласные буквы, шипящие согласные. К концу 8 недели они могут связывать гласные со звуком, напоминающим букву «х». Гортанный смех сопровождается активными движением мимических мышц.

В 2 месяца ребенок может общаться с помощью криков. Пока он чувствует всем телом, не разделяет органы чувств, эмоции и полученные ощущения. Поэтому старается выразить всю эту непонятную массу одним криком. Если он сильно обрадовался или чувствует раздражение, то начинает издавать громкие звуки. Эмоции, вложенные в крик, становятся более ясными для понимания:

  1. Голод. Носят повелительный характер. После визга ребенок начинает совершать сосательные движения, активно поворачивает голову в поисках бутылочки или груди. Кричат дети за 15-30 минут до обычного времени кормления.
  2. Дискомфорт: мокрые пеленки, жар, яркое освещение. Вопль не прекращается, он громкий, неприятный.
  3. Кишечные колики. Малыши издают пронзительные крики, сгибают ноги в коленях. Наблюдается беспокойное поведение, метеоризм. Приступы боли проходят ближе к концу 3 месяца.
  4. Желание играть, общаться или просто привлечь к себе внимание. Ребенок выглядит довольным. Обычно дети для призыва матери кричат вечером в один и тот же промежуток времени. Если взять малыша на руки, он успокоится.
  5. Тревога, страх. Появляется внезапно. Крик приобретает высокую тональность, продолжается, пока в легких у малыша не кончится воздух. Некоторое время истерика продолжается даже в присутствии взрослых.

К 5 неделе ребенок начинает отвечать матери в ответ на ласку улыбкой. По началу она будет казаться гримасой, но ближе к 6 неделе жизни сформируется в настоящую улыбку. Она является хорошим признаком психологического развития.

В этом возрасте движения у ребёнка уже не такие хаотичные. Вы можете заметить, что малыш постепенно всё лучше контролирует свои действия.

  1. У крохи постепенно пропадает гипертонус мышц. Ручки и ножки не находятся в зажатом состоянии. Малыш способен держать игрушку и потянуть её в рот, но не продолжительное время.
  2. Ребёнок из положения на животике делает попытки перевернуться, но они у него ещё очень неустойчивы. «Когда грудничок начнет переворачиваться»Малыш перевернулся на животик
  3. Кроха научился удерживать голову (под углом 45°), но только в положении лёжа на животике и не дольше 10 секунд. Также он способен упираться локтями и приподнимать свою грудку.
  4. Малыш, показывая свои эмоции, сопровождает их активными движениями ножек и ручек. Из-за этого он может перемещаться относительно места, где вы его оставили.
  5. В этом возрасте можете проверять опору ног ребёнка. Для этого вам необходимо поднять малыша в вертикальное положение, прижать его спиной к своему телу и так опускать его, чтоб ножки касались, например, поверхности стола. Нормой будет, если малыш при этом выравнивает сгибы колен, туловище, приподнимает голову.

У моего сына при этой реакции ещё проявлялся так называемый шаговый рефлекс, он как будто пытался топать ножками.

Маленькие достижения в 2 месяца жизни

Что должен уметь ребенок в таком младенческом возрасте? Этот вопрос волнует многих родителей. Двухмесячный малыш быстро растет, крепнет и уже приспособился к новым условиям жизни. Лежа на животе, кроха уже довольно хорошо держит голову. Если мама вложит в его ручку погремушку, то он её немного подержит, а потом уронит.

Что еще умеет делать двухмесячный грудничок:

  • чаще распрямляет ладони, уже не держит их постоянно в кулачках, как в первые недели после рождения;
  • услышав звук, взглядом и поворачиванием головы реагирует на него, прислушивается и ждет продолжения;
  • видит не только очертания предметов, может замечать детали;
  • учится привлекать внимание мимикой, а не только плачем, и меняет выражение лица;
  • пугается, если слышит чей-то громкий голос, чихание или громкий бытовой прибор.

В помощь молодой маме приводим таблицу нормативов, сформулированных врачами. Она послужит ориентиром, который поможет оценить физическое здоровье и развитие ребенка.

Речь Как и в первый месяц жизни, дискомфорт кроха выражает плачем. Появляются попытки гуления, иногда малыш может издавать заднеязычные звуки, например “г-г-г”, “к-к-к”.
Слух Услышав звук, поворачивает голову в его сторону. Прислушивается к маминому голосу, к погремушке или работающем телевизору. От внезапно появившегося резкого щелчка или иного звука моргает, или даже вздрагивает.
Зрение С интересом рассматривает лица взрослых, особенно всматривается в маму. Следит глазами за перемещающимися предметами, поющей каруселью на кроватке. Интерес вызывают черно-белые геометрические фигуры и рисунки этих тонов.
Эмоции Когда к малышу обращается мама, поворачивает в её сторону голову, слушает, открыв ротик. Часто улыбается при общении со взрослым.
Моторика Пытается удерживать вложенные в руку маленькие игрушки на несколько секунд. Лежа на животе способен удержать некоторое время голову; если становится тяжело – опускает, но через время поднимает вновь.

А эмоций у нас всё больше

К двум месяцам кроха всё больше начинает вас радовать.

  1. Новое достижение, которое сделает родителей счастливыми – улыбка малыша. Вы всё чаще можете замечать её на лице крохи. Если ребёнок в хорошем настроении, он практически всегда будет встречать маму и папу с улыбкой на лице. Так он показывает свою любовь к родителям.
  2. Вы всё больше можете различать настроение своего малыша. Это становиться возможным благодаря появлению характерных знаков в его поведении. Если малышу, что-то не нравится, он может кривляться, выгибать спинку, плакать. У нас сыночек особенно любил дёргать ножками.

Со временем по интонации плача малыша, вы сможете определять холодно ему или он пописал, или хочет кушать, а может у него что-то болит.

Примерный режим дня в 2 месяца

В возрасте 8-10 недель малыш ведет достаточно спокойный образ жизни. Большую часть дня ребенок еще проводит во сне, ведь для роста ему требуется большое количество энергии. На 2-ом месяце жизни время сна в основном уже перемещается на ночные часы, а время бодрствования – на дневные. Чередование сна и бодрствования устанавливается не сразу, нужно последовательно приучать грудничка к режиму. Четко установленный режим дня способствует поддержанию у ребенка уравновешенного, бодрого и эмоционально положительного состояния.

Питание

В идеале питание для двухмесячного грудничка – это только лишь материнское молоко. Режим кормления уже может претерпевать изменения: если месячный ребенок ест исключительно по требованию, то к 2-3 месяцам можно установить промежутки между кормлениями в 2, 2,5 или даже 3,5 часа. Искусственное и смешанное вскарливание имеют свои нормы, но есть мини-формула для ориентировочного определения количества молока/адаптированной смеси, которое младенец должен получать за сутки.

Купание

Если в первый месяц жизни купание было для родителей волнительным событием, требующим сноровки, то к 2 месяцам уверенности у мам и пап значительно прибавляется. На данном этапе малыша чаще всего купают через день, в вечернее время – от 19.30 до 21.00. Детская ванночка наполняется водой, по желанию в неё можно добавлять отвар для лучшего сна малыша – из ромашки, череды, лаванды или коры дуба.

Пробуждение, утренний туалет, кормление 8.00-8.30
Бодрствование 8.00-9.30
Первый дневной сон 9.30-11.30
Кормление 11.30
Бодрствование 11.30-12.30
Второй дневной сон 12.30-15.00
Кормление 15.00
Бодрствование 16.00-16.30
Третий дневной сон 16.30-18.30
Кормление 19.30
Бодрствование 19.30-20.30
Купание 20.30
Ночной сон 21.00-8.00
*Первое ночное кормление 22.00
*Второе ночное кормление 01.30 или 03.00

Чаще всего такой режим (с 3-мя дневными периодами сна) устанавливается к 2-3 месяцам у хорошо развивающихся детей, с крепким здоровьем и уравновешенной нервной системой. Все дневные сны ребенку желательно проводить на свежем воздухе.

У малыша укрепляются речевые навыки

Вместе с развитием слуха и моторики, начинают улучшаться и навыки общения ребёнка. Именно в возрасте двух месяцев у него появляется так называемый комплекс оживления, который выражается в том, что младенец начинает активно реагировать на мать и других близких людей. При их приближении он сначала ненадолго замирает, после чего наблюдается заметное двигательное оживление, сопровождающееся улыбкой, радостным гулением или хихиканьем и заинтересованным взглядом в глаза.

Голосовые связки малыша ещё недостаточно сформированы для полноценной речи, но у него уже начинают появляться первые предпосылки её развития. Педиатры утверждают, что в два месяца ребёнок должен уметь не только плакать, но и произносить короткие гласные звуки — «о» или «а». Обычно они мелькают редко, и в основном младенец продолжает выражать свои чувства и желания с помощью плача, но услышав новые звуки от себя, ребёнок сначала удивляется и прислушивается, затем пытается произносить их чаще и делать длиннее.

Как известно, здоровый малыш в 2 месяца должен уметь узнавать лицо и голос матери, а также реагировать на её слова и действия. Но на этом этапе развития он уже не только улыбается, но и активно пробует общаться с помощью гуления, жестов, мимики и интонаций. Он вслушивается в голоса взрослых и пытается отвечать, а также прислушивается к издаваемым самим собой звукам. Хорошо заметно, что грудничок также ждёт от «собеседника» ответных слов или реакций.

Старайтесь разговаривать с ребёнком, как можно чаще. Советую это начинать делать ещё, когда малыш находится в утробе матери. Это очень важно для правильного развития ребёнка, в частности и для его разговорной речи, и скорости её формирования.

В два месяца вы уже можете заметить, что у малыша потихоньку расширяется словарный запас. И ничего, что это всего лишь добавление новых звуков, как например, «у», «м», «ы», «к», или составление слогов (например, «э-гэ»). Но это уже немалые шаги на пути взросления ребёнка.

В этом возрасте я стала замечать, что малыш как будто разговаривает со мной, но только на своём, понятном только ему языке. Он произносил только поодинокие звуки, но делал это на протяжении какого-то времени и с эмоциями на лице.

«Когда ребенок начинает агукать»

Для освоения окружающего мира, социализации необходимы определенные навыки. С каждым месяцем ребенок обретает новые способности. Развитие во многом зависит от психического и физического состояния.

Особенно внимательно нужно относиться к детям в первые месяцы их жизни. Важно периодически показывать малыша педиатру для оценки его развития. Многие родители задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 2 месяца.

Предлагаем ознакомиться  Сортеры для детей от года своими руками

Развитие двухмесячного ребенка: рост, вес, что умеет делать

Существует специальный календарь развития детей, в котором подробно описаны все навыки по возрастам.

Вотчто должен делать ребенок в 2 месяца:

  • реагировать на окружающий мир;
  • проявлять двигательную активность;
  • стремиться к общению со взрослыми, произносить определенные звуки.

Грудничок должен стремиться познавать окружающий мир, активно реагировать на различные изменения. Двухмесячный ребенок следит глазами за перемещающимися предметами в поле его зрения.

Малыш способен четко видеть предметы, расположенные на расстоянии 40-50 см. Особенно привлекают внимание яркие красные игрушки. Сначала малыши видят мир в черно-белых оттенках.

В двухмесячном возрасте их органы зрения совершенствуются. Первый цвет, который дети начинают различать, – это красный. Младенцы тянутся к ярким игрушкам, подвешенным над кроваткой, пытаются их схватить. Малыши в 2 месяца способны фокусировать взгляд на интересующем их предмете около 30 секунд. Груднички всматриваются в лица взрослых. При виде мамы дети оживляются.

Все незнакомые звуки вызывают у двухмесячных младенцев интерес. Сначала малыши замирают, прислушиваются, а затем поворачивают голову в сторону, пытаясь найти источник звука. Дети узнают голос мамы, радуются и успокаиваются, когда его слышат.

В два месяца дети становятся более подвижными. Во время бодрствования они активно машут руками и ногами. Двухмесячный ребенок поворачивает голову в разные стороны, приподнимает ее, увидев что-то интересное либо услышав какой-то звук.

В положении лежа на животе он делает движения ногами и руками, как при ползании. Младенец способен уже дольше удерживать головку на весу.

Но родителям необходимо продолжать поддерживать ее руками, чтобы избежать травмирования. Мышцы тела двухмесячного малыша еще слабые, находятся в состоянии гипертонуса. Но в положении лежа на спине напряжение мускулов уменьшается: руки и ноги становятся более расслабленными.

Многие врожденные рефлексы еще остаются (сосательный, ходьбы). Ребенок пока не умеет хорошо контролировать свое тело, поэтому все движения совершает хаотично. Двухмесячный малыш может упираться ногами в твердую поверхность и удерживаться несколько секунд с содействием родителей.

Фото 9

В два месяца малыш уже может сжимать и разжимать пальчики

Моторика рук стремительно развивается. Грудничок начинает сжимать-разжимать пальцы. Уже к концу двухмесячного возраста он может в течение 2-3 секунд удерживать вложенный ему в ладонь предмет. Он учится поднимать и опускать руки, переворачиваться с одного бока на другой.

Двухмесячный возраст – это время активного становления речи. Малыш начинает подражать интонации взрослых людей. Он коммуницирует путем гуления, кряхтения, агуканья, плача.

Ребенок стремится к общению с родителями. Особенно он радуется, когда мама берет его на руки. Ему нравится, когда с ним разговаривают меняя интонацию речи.

Также с удовольствием ребенок слушает песни и музыку. При виде родителей и близких родственников младенец оживляется, начинает гулить. Малыш произносит различные согласные звуки.

Дети двухмесячного возраста прислушиваются к своему гулению. Их плач становится эмоционально окрашенным. Поэтому родители легко понимают, когда ребенок плачет от голода, боли или скуки. К концу второго месяца ребенок начинает произносить не только гласные, но и согласные звуки.

Если грудничок не проявляет коммуникативную активность, постоянно молчит и не реагирует на голос мамы, то рекомендуется его обследовать. Возможно, у малыша есть проблемы со слухом или психикой.

Всестороннее развитие 2-месячного малыша

Общение и контакт

Общение пронизывает ребенка с первых дней жизни. Ни в коем случае оно не должно быть эпизодическим. Обращайтесь к своему малышу по имени, разговаривайте с ним ласковыми интонациями. Младенцам нравится, когда мама воспроизводит звуки из его “репертуара”. Вы и не заметите, как ваш несмышленый грудничок будет продолжать с вами “разговор”, отвечая вам гулением.

Улыбка и игра

Все свои действия, которые направлены на уход за ребенком, сопровождайте приветливой улыбкой. Особенно она важна в ответ на улыбку вашего малыша. Когда кроха будет в хорошем настроении и развеселится, смейтесь и забавьтесь вместе с ним. Дарите ребенку эмоциональное общение, оно бесценно. Носите на руках, покачивайте, рассказывайте сказки-потешки. В два месяца грудничок любознателен и будет с интересом наблюдать за вашими действиями.

Положительные эмоции

Выражайте любовь к своему малышу, даже если вам кажется, что он еще слишком мал и ничего не понимает. Прикасайтесь к ребенку, – грудничку доставляет неимоверное удовольствие поглаживание его мамой по спинке, перебирание пальчиков, . Не забывайте при этом смотреть в глаза крохе, старайтесь продлить контакт взглядов как можно дольше.

Правильные игрушки

В первые месяцы жизни ребенку не важны мелкие детали. Сейчас для него лучшими игрушками будут яркие предметы-подвески (мобиль, мягкие игрушки или погремушки) с четкими очертаниями. Для того, чтобы малыш учился фокусировать на них взгляд, их стоит разместить на расстоянии 30-40 см от ребенка, подвесив в коляске или кроватке.

Гимнастика

Выполнять упражнения лучше всего по утрам, через час-два после первого “завтрака”. Обхватите ручки ребенка своими ладонями, и легко, без усилий, расставьте ручки малыша в стороны. Затем сложите кулачки на груди. Сопровождайте гимнастику счётом до четырех, или веселой песенкой.

Также полезно с 2 месяцев делать упражнение “Велосипед”. Малыша нужно взять за голени и поочередно прижимать согнутые в коленях ножки к груди, а затем выпрямлять их. Упражнение помогает справиться с коликами, и активно укрепляет мышцы ног.

На заметку!Важно, чтобы занятия были регулярными и проходили каждый день. Но если крохе нездоровится или он перенес плановую прививку, то с физическими упражнениями лучше повременить.

Как помочь малышу развить мелкую моторику, слух и зрение?

  1. Развивайте сенсорные системы малыша.

Почаще с ним разговаривайте, читайте ему стихи, пойте песенки.

Вы можете приучать малыша к прекрасному и развивать его слух. Для этого можно над кроваткой вешать крутящиеся по кругу игрушки с сопровождающейся мелодией, которые будут не только радовать ушки ребёнка, но и концентрировать его внимание на перемещающихся объектах. А также включать приятную музыку.

Кроме этого вы можете брать какой-то, желательно яркий, предмет. И когда видите, что малыш обратил на него своё внимание, начинайте медленно водить предметом из стороны в сторону. Ребёнок должен сопровождать его взглядом.

  1. Очень важно физически развивать малыша. Будет крайне полезным, если вы станете делать ему массаж. Это будет не только расслаблять его тельце, но и укреплять мышцы. Также вы можете делать с ним небольшую зарядку. Мы, например, делали велосипедик.
  2. Потихоньку можно начинать проводить процедуры закаливания ребёнка. Для этого можно постепенно уменьшать температуру воды, в которой купается кроха. Или хотя бы проводить обтирания малыша полотенцем, вымоченным в воде с понижающейся температурой. Это позволит укрепить иммунитет вашего ребёнка уже с первых месяцев жизни.

Вот вы и ознакомились с тем, что должен уметь делать ваш малыш в 2 месяца. Вы видите, что он уже многого достиг по сравнению с предыдущим месяцем. И это только начало. С каждым последующим он будет всё больше вас радовать. Желаю вашей крохи больших успехов и пусть растёт здоровеньким!

Реакции на окружающий мир

В двухмесячном возрасте у деток уже довольно хорошо развиты органы чувств, потому они активно отвечают на разнообразные внешние раздражители определёнными эмоциями и поведением. Их примерные реакции на предметы и события таковы:

  • к яркому и большому незнакомому объекту (например, мягкой игрушке) ребёнок должен проявлять интерес — фокусировать взгляд, пытаться дотянутся и так далее;
  • Двигательная активность ребенказа движущимися предметами, находящимися в непосредственной близости от него, младенец следует взглядом примерно 10—15 секунд, двигая зрачками и головой как горизонтально, так и вертикально;
  • грудничок проявляет интерес и любопытство ко всему, до чего он может дотянуться — игрушкам, одежде, собственному телу, маминым рукам — пытаясь схватить их, потрясти, попробовать на вкус и так далее;
  • если положить двухмесячного младенца рядом с другим ребёнком этого же возраста, они будут пристально разглядывать друг друга в течение примерно минуты;
  • на громкие или резкие звуки реакция грудничка явно негативная — плач и крики;
  • к нейтральным и приятным звукам ребёнок проявляет интерес — поворачивает голову к их источнику, вслушивается, ждёт продолжения;
  • слыша голос матери и других близких людей, грудничок улыбается;
  • при обращении к нему взрослых, ребёнок может концертировать взгляд на их лице около 10 секунд;
  • на приятные и неприятные запахи грудничок тоже выражает соответствующую реакцию, но пока что он не осознаёт их источников.

Интеллект и обучение

Интеллект ребёнка на втором месяце жизни ещё только начинает формироваться. Разумеется, он ещё слишком мал для целенаправленного обучения каким-либо навыкам, но уже проявляет осознание и способен замечать причинно-следственные связи. Например, ребёнок знает, что он может привлечь к себе внимание криком или плачем и активно этим пользуется, если чего-то хочет от взрослых.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Таким образом, основной признак нормального развития интеллекта у двухмесячного грудничка — это то, что он понимает влияние своего поведения на окружающую среду и меняет его соответствующим образом. Это не стоит пересекать, опасаясь избаловать малыша — в таком возрасте он ещё слишком мал, чтобы выразить свои потребности чем-то кроме криков и плача.

Помимо осознания того, что криком можно позвать взрослых, младенец может, например, ассоциировать лицо матери с кормлением и начинать заблаговременно делать сосательные движения ртом. Кроме того, он способен на обучение — например, потряся погремушку несколько раз, ребёнок поймёт, что именно его движения провоцируют звуки.

Методы развития

Обычно регулярного общения и игр хватает для того, чтобы привить младенцу все нужные умения и навыки, которые ребёнок в 2 месяца должен иметь. Но при желании можно закрепить с помощью следующих методов:

  • Методы развития интеллекта ребенкакупить развивающие игрушки-подвески — они обязательно должны быть крупными, яркими и находится на небольшом (30—40 см) расстоянии от кроватки, чтобы ребёнок мог хорошо их видеть;
  • общаться с грудничком, имитируя создаваемые им звуки;
  • проводить специальную гимнастику — лучше всего, чтобы её составлял педиатр на основе личных данных ребёнка, но можно использовать и обычные развивающие упражнения;
  • гулять с малышом на свежем воздухе не менее 2 часов в день;
  • ненадолго класть ребёнка на живот, чтобы он развивал мышцы груди и конечностей;
  • для развития моторики и тактильных ощущений, можно давать ребёнку разные на ощупь игрушки — шершавые, гладкие, мягкие, ворсистые, сделанные из дерева или тянущейся резины (при покупке стоит заботиться об их безопасности — в этом поможет возрастное ограничение на упаковке);
  • очень полезен для лёгкий массаж всего тела — его нужно делать нежными поглаживающими и похлопывающими движениями, почти не создавая давления на кожу и мышцы.

Разумеется, точно определить степень развития ребёнка и составить корректирующую программу может только врач-педиатр. Кроме того, ни одна игра или упражнение не может заменить младенцу регулярного и ежедневного общения с матерью, сопровождаемого положительными эмоциями и любовью. В нём важны не только слова и интонации, но и прикосновения, мимика, жесты — всё это поможет ребёнку не только чувствовать заботу и безопасность, но и формировать собственные навыки общения и проявления чувств.

Оцените статью
Дети от А до Я
Adblock detector